Кафедра «Экономика, учет и оценка»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»
Факультет «Бизнеса и информационных технологий»
Кафедра «Экономика, учет и оценка»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
По специальности магистратуры:
6М050900 «Финансы», 6М050800 «Бухучет и аудит»,
6М050600 «Экономика», 6М050700 «Менеджмент»,
6М051000 «Государственное и местное управление»
Количество кредитов - 2
Астана - 2016
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН-АСТАНА»
Факультет «Бизнеса и информационных технологий»
Кафедра «Экономика, учет и оценка»
«Утверждаю»
Председатель УМС
Университета «Туран-Астана»
к.э.н., профессор Шайжанов М.К.
____________________________
«____»________________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ «ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
По специальности магистратуры:
6М050900 «Финансы», 6М050800 «Бухучет и аудит»,
6М050600 «Экономика», 6М050700 «Менеджмент»,
6М051000 «Государственное и местное управление»
Количество кредитов - 2
Астана - 2016
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Институциональная экономика» составлен д.э.н., профессором Алиевым У.Ж. на основании учебной программы магистратуры по специальностям 6М050900 «Финансы», 6М050800 «Бухучет и аудит», 6М050600 «Экономика», 6М050700 «Менеджмент», 6М051000 «Государственное и местное управление» и утвержден на Ученом Совете университета №__ от «___» ________ 2016 г.
и утвержден
от «____»________ 20___ г. № _____
или утвержденной Ученым Советом протокол №__ от «___»______2016 г. и предназначен для студентов специальности 5В050800 «Учет и аудит», 5В050600 «Экономика»
Рецензент:
д.э.н., профессор Даубаев К.Ж.
«Обсужден»
на заседании кафедры «__________»
Протокол №__ от «___» _________ 2016 г.
«Одобрен»
На заседании УМБ факультета «_________________»
Протокол .№__ от «___» __________ 2016 г.
Содержание комплекса
1. Программа обучения (Syllabus) по курсу……………………………………….. 4
2. Учебно-методические материалы …….. ………………………………………. 8
3. Тесты для экзамена………………………………………………………………...25
4. Глоссарий…………………………………………………………………………..42
ПРОГРАММА
Обучения (Syllabus) по курсу
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Представление курса. В начале ХХI века высшее образование Республики Казахстан вступило в новый этап своего реформирования, связанный с общим состоянием модернизации нашей страны. Обществу, которое живет по законам рынка, присуща большая конкуренция, в том числе и среди кандидатов на интересную, престижную, хорошо оплачиваемую работу. Специалист, проучившийся в вузе на минимальную оценку, не получивший хорошей профессиональной подготовки и не имеющий широкой эрудиции, вряд ли победит в этой конкурентной борьбе без своего капитала или влиятельного спонсора. Свою специфическую роль в формировании будущего специалиста в сфере экономических отношений играет новая дисциплина – институциональная экономика.
Современный институционализм - одно из наиболее перспективных и продуктивных направлений экономической науки. Конечная оценка данной исследовательской программы определяется, прежде всего, её сильными сторонами, возможностями практической применимости, реальными результатами. В научной среде сложилось представление о том, что институционализм может претендовать на место одного из теоретических источников постсоциалистической трансформации. Институциональная теория способна объяснить состояние, перспективы казахстанской экономики и дать полезные рекомендации для формирования жизнеспособной-рыночной экономики.
Особенности предмета и метода институциональной экономики находят отражение в базовом наборе понятий, концепций, специфике подхода. Институциональная экономика опирается на изучение конкретных данных, связанных с экономической деятельностью, исследуя, в том числе проблемы, обусловленные институциональными изменениями. В институциональном анализе особое значение придаётся таким категориям, как институты, организации, институциональная среда, права собственности, специфичность активов, трансакции и трансакционные издержки, ограниченная рациональность, неполные контракты, оппортунистическое, поведение.
В отличие от традиционной неоклассики как старый, так и новый институционализм придают первостепенное значение экономическим и социальным институтам. Институты имеют значение с точки зрения эффективности размещения, распределения ограниченных ресурсов и экономического развития в целом. Поведение хозяйствующих субъектов, функционирование рыночных и административных механизмов зависит от действующих в обществе институтов, с эволюцией которых происходит развитие и усложнение социально-экономических отношений.
Целью преподавания дисциплины является знакомство студентов с теоретическим инструментарием, практическими приложениями современной институциональной теории, овладение знаниями в области институциональной экономики. Курс институциональной экономики нацелен на решение широкого круга задач, основными из которых являются: овладение основными понятиями и концепциями современного институционализма; изучение фундаментальных основ институциональной природы экономических взаимодействий; формирование навыков осуществления элементарного институционального анализа. Для успешного освоения курса необходимо предварительно изучить экономическую теорию, микроэкономику, макроэкономику, историю экономических учений и экономическую политику.
Минимум знаний, умений и навыков, осваиваемых при изучении курса институциональной экономики, включает: владение понятийным аппаратом институциональной: экономической теории; умение разбираться в сущности экономических взаимодействий на институциональном уровне; навыки применения в практической деятельности теории прав собственности, трансакционных издержек, контрактов, институциональных изменений.
Выписка учебного плана для очной формы обучения
Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинары | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
Экзамен |
Выписка учебного плана для заочной формы обучения
Курс | Семестр | Кредиты | Лекции | Семинары | СРСП | СРС | Всего | Форма контроля |
Экзамен |
Календарь курса: По данному курсу на очном отделении предусмотрено: лекций – 15 ч. ; семинарских занятий – 15 ч., самостоятельная работа студентов с преподавателем (СРСП) – 15 ч. - аудиторных и 15 внеаудиторных. Расписание лекций, семинаров и СРСП устанавливаются деканатом, консультации, текущий и рубежный контроль – по графику кафедры, согласованный с преподавателем.
Требования курса: как видите, все учебное время поделено на лекции, семинары, практические занятия и СРС. В ходе лекций вы прослушаете теоретические основы курса, ведение конспекта – обязательно. На семинарских занятиях, которые будут проходить еженедельно, мы будем беседовать по актуальным проблемам дисциплины, а на практических (СРСП) – практически реализовывать полученные знания в интерактиве.
Формы контроля:
· Текущий контроль – обязательное посещение лекций (5% от итогового балла), активная работа на практических занятиях (25% от итогового балла), своевременное выполнение СРС – решение творческих заданий, реферативные сообщения, решение задач, написание эссе (20% от общего балла).
· Рубежный контроль – два рубежных контроля осуществляются методом тестирования (по 10 % от итогового балла).
· Итоговый контроль – результат определяется как сумма максимальных показателей успеваемости по рубежным и текущим контролям – 60% и промежуточной аттестации (экзамену) - 40% и составляет 100%, то есть итоговая оценка определяется по формуле:
Р1 + Р2
И % = ―――― х 0,6 + Э х 0,4,
где: Р1 – процентное содержание оценки первого рейтинга;
Р2 – процентное содержание оценки второго рейтинга;
Э – процентное содержание экзаменационной оценки.
Поэтому для корректировки подсчета итоговой оценки необходимо оценивать знания обучающегося на рубежном контроле (рейтинге) и итоговом экзамене в процентах от 0 до 100%.
Все учебные задания должны быть сданы вовремя. Невыполнение графика сдачи работ, а также списывание и другие формы плагиата, влечет автоматическое снижение оценки. Ниже приведена шкала оценки знаний студента:
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | Процентное содержание | Оценка по традиционной системе |
A | 4,0 | 95-100 | Отлично |
A- | 3,67 | 90-94 | |
B+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
B | 3,0 | 80-84 | |
B- | 2,67 | 75-79 | |
C+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
C | 2,0 | 65-69 | |
C- | 1,67 | 60-64 | |
D+ | 1,33 | 55-59 | |
D | 1,0 | 50-54 | |
F | 0 - 49 | Неудовлетворительно |
Внимание!Присутствие на рабочем месте, но не выполнение своих рабочих обязанностей будет наказано неудовлетворительной оценкой, также как и за пропуски занятий. В случае отсутствия по болезни – предоставить справку. Наличие справки не освобождает вас от освоения учебного материала. Помните, вы несете ответственность за весь материал курса!
Три критерия анализа и оценки учебной работы:
1. Ваша работа должна отражать вузовские стандарты и вашу индивидуальность.
А) Если в том виде, в котором вы сдаете свою работу, вы не осмелились бы сдать своему родителю (работодателю) – не сдавайте ее и мне!
Б) Все письменные задания должны отвечать требованиям, предъявляемым к подобного рода работам.
2. Ваша работа должна содержать исчерпывающую информацию и раскрывать логику вашего мыслительного процесса по рассматриваемому вопросу.
3. При подготовке домашнего задания вы должны критически осмыслить, проанализировать учебную информацию, полученную из учебников и лекций. Всегда старайтесь продемонстрировать свою осведомленность и компетентность по поставленному вопросу.
Три приведенных выше пункта строго обязательны для всех; в случае, если они не достаточно отражены в работе, вы получите оценку между «С» и «В». Для того, чтобы получить «А», вы должны будете работать свыше указанных обязательных критериев и продемонстрировать свой творческий потенциал и профессиональное применение материала – так что зарабатывайте желаемую оценку, не ожидайте ее просто так!
Политика курса:
· Не опаздывать на занятия!
· Не отвлекаться и не разговаривать во время занятий!
· Сдавать учебные задания в установленные сроки!
· Сотовый телефон отключить!
· Не пропускать занятия!
· Активно участвовать в учебном процессе.
· Быть терпимым и доброжелательным к сокурсникам и преподавателю
Тематический план курса для студентов очной формы обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | |||
лекц | прак | СРСП | СРС | ||
1. | Ведение в институциональный анализ | ||||
2. | Генезис и концептуальные особенности институционализма | ||||
3. | Институт как основной элемент институционального анализа | ||||
4. | Правила функционирования экономики | ||||
5. | Homo economikus и нституты экономической социализации | ||||
6. | Трансакции и трансакционные издержки | ||||
7. | Институциональная теория государства | ||||
8. | Экономическая теория прав собственности | ||||
Теория контрактов. Контрактные отношения в реальной экономике Казахстана | |||||
Теория фирмы | |||||
Теория общественного выбора | |||||
Институциональные изменения | |||||
Институциональные проблемы модернизации экономики | |||||
Институциональные преобразования казахстанской экономики | |||||
Итого: |
Календарный план курса
Тематический план для студентов заочной формы обучения
Наименование тем | Количество часов | |||
лекц | прак | СРС | СРСП | |
1. Введение в институциональный анализ | - | |||
2. Генезис и концептуальные особенности институционализма | - | |||
3. Институт как основной элемент институционального анализа | - | |||
4. Правила функционирования экономики | - | |||
5.Homo economikus и нституты экономической социализации | - | |||
6.Трансакции | - | |||
7.Трансакционные издержки их виды | - | |||
8. Институциональная теория государства | - | |||
9. Экономическая теория прав собственности | - | |||
10.Теория контрактов | - | |||
11. Теория фирмы | - | |||
12. Теория общественного выбора | - | - | ||
13. Институциональные изменения | - | |||
14. Институциональные проблемы модернизации экономики | - | |||
15.Институциональные преобразования казахстанской экономики | - | |||
Всего |
Задание для СРСП:
Подготовить рефераты по предшественникам институционализма.
Представители старой исторической школы
1. Фридрих Лист
2. Бруно Гильдебранд
3. Вильгельь Рошер
4. Карл Книс
Представители новой исторической школы
1. Густав Шмоллер
2. Карл Бюхер
3. Луйо Брентано
Представители «юной» исторической школы
1. Вернер Зомбарт
2. Макс Вебер
Литература:
1. Агапова И.И. История экономических учений. Курс лекций. М.: Юрист 2000
2. Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник для вузов. М.: Юрист 2000
3. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. М. 1998
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе: Перевод с англ. М.: «Дело ЛТД»,1994.
5. Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс. Учебное пособие. М. «Дашков и К», 2000
6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.
7. История экономических учений. Учебное пособие/ Ред. Г.А.Шмарловский. М.: «Новое знание» 2000
8. История экономических учений / Ред. Жамин В.А., Васильвский Е.Г. М., «Наука» - 1996.
9. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2001. Гл. 8
10. Рындина М.Н. и др. История экономических учений. М.: «Высшая школа», 1985.
11. Сурин А.И. История экономических учений 1998, М.: «Финансы и статистика» 1998, 200с.
12. Титова Н.Е. История экономических учений. Курс лекций. М.: «ВЛАДОС» М., 1997.
13. Ядгаров Н. История экономических учений. 2-е издание. М.: «Инфра-М». 1998 или 1999.
Тема 10 Теория фирмы
Краткое содержание лекции
Различные подходы к анализу фирмы. Неоклассическая теория фирмы: основные положения, направления критики. Контрактные теории фирмы. Модель Барцеля. Роль специфичности активов в формировании фирмы (подход О.Уильямсона). Подход к фирме с точки зрения теории прав собственности. Типология фирм. Проблемы координации рыночных структур: фирмы и рынки.
Собеседование по вопросам на семинарском занятии:
1. Назовите основные причины возникновения фирмы.
2. Перечислите основные виды трансакционных издержек, характерных для внутрифирменного обмена.
3. По какому критерию в главе осуществляется классификация фирм?
4. Дайте краткую характеристику различных типов фирм.
5. В чем причины вертикальной интеграции?
Творческие задания для СРСП:
1. Какими причинами, на ваш взгляд, объясняется тот факт, что крупные торговые компании, владеющие распространенными в Европе и мире сетями универсальных магазинов {IKEA, Auchan, С&А, Marks & Spenser к т.л.), в 1990-х гг. не проявляли интереса (или проявляли лишь незначительный интерес) к рынку стран бывшего СССР, в то время как ряд крупных производственных транснациональных корпораций (таких, например, как Coca Cola) присутствует здесь с самого начала 1990-х гг.?
2. Вам надо определить экономически эффективный масштаб деятельности фирмы. Будут ли и, если будут, то как различаться Ваши решения в зависимости от выбранной для анализа теории фирмы. Какой размер будут иметь фирмы при нулевых трансакционных издержках, 10 ед/трансакция, 100 ед/трансакция? Какая организационная форма будет приемлема? Обоснуйте свой ответ.
Литература:
1. Агапова И.И. Институциональная экономика. М.: Экономист, 2006. Лекция 6
2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 8 http://www.ie.boom.ru
3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. А.А. Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. гл. 4
4. Корнейчук Б.В. Институциональная экономика.- М.: Гардарики, 2007, стр. 188-195
5. Коуз Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
Литература
1. Нуреев P.M. Теория общественного выбора. Курс лекций. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005.
2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики /Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты поэкономике». Т. 1 / Фонд экономической инициативы. — М.:Таурус Альфа, 1997. — С. 15-30.
3. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии/ Сочинения. Пер. с англ. Серия: «Нобелевские лауреаты по экономике». Т. 1. / Фонд экономической инициативы. — М.: Таурус Альфа, 1997. — С. 31—206.
4. Олсон М. Логика коллективныхдействий: общественные блага и теория групп. — М.: Фонд экономической инициативы, 1995.
5. Антикоррупционная политика: Учебное пособие / Под. ред. Г. Сатарова. - М.: РА СПАС, 2004.
6. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. — М.: Прогресс, 1984.
Литература
1. НортД. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. Гл. 1,9—11.
2. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001. Гл. 3.
3. Тамбовцев В.Л. Институциональный рынок как механизм институциональных изменений // Общественные науки и современность. 2001. № 5. С. 25-38.
4. Тамбовцев В.Л. Экономический анализ нормативных актов. М.: ТЕИС,2001.Гл. 1-3.
5. Административные барьеры в экономике: институциональный анализ / Под ред. А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.: ИНП Общественный договор, 2002.
Литература
1. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. — М.: Фонд экономической книги«Начала», 1997.
2. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. — М.: Российская экономическая школа,1998.
3. Балацкий Е. Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм // Общество и экономика. — № 10. — 2001.
4. Дегтярев А.Н. Устойчивость и развитие социально-экономических систем: опыт институциональной архитектоники. —Доклад на Международном симпозиуме «Экономическаятеория: исторические корни, современное состояние и перспективы развития». — Москва, МГУ, 10—11 июня 2004 г. 6. www//ecsocman.edu.ru
Тема 14 Институциональные преобразования казахстанской экономики
Краткое содержание лекции
Особенности институциональных преобразований казахстанской экономики в процессе рыночной трансформации. Институциональная среда казахстанской экономики. Проблемы импорта экономических институтов. Роль государства в институциональных преобразованиях казахстанской экономики. Институциональный подход к модернизации действующей прав системы государственного управления. Перспективы институциональных реформ в Республике Казахстан. Собеседование по вопросам на семинарском занятии:
1. Что такое административные барьеры?
2. Какие типы барьеров преобладают в казахстанской экономике?
3. Что такое «институционализация коррупции»?
4. Какие административные барьеры характерны для Казахстана?
5. Как административные барьеры влияют на трансакционные издержки?
6. В чем проявляется неэффективность барьерного регулирования экономики Казахстана?
7. Опишите схему воспроизводства административного барьера.
8. Каковы возможные методы борьбы с неэффективными административными барьерами?
Творческие задания для СРСП:
Подготовить доклады по темам:
1. Административные барьеры и экономический рост.
2. Рентоориентированное поведение государственных чиновников и издержки эксплуатации экономической системы.
3. Воспроизводство административного барьера и методы борьбы с ним.
4. Основные элементы антипроекта, направленные на ликвидацию административного барьера (на примере конкретной ситуации).
5. Анализ правового документа на предмет возможности извлечения бюрократической ренты.
Литература
1. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования//Вопросы экономики. — 2001. —№5.
http://www.inp.rn
СОДЕРЖАНИЕ
Лекция 1. Истоки и основные течения институционализма
Лекция 2. Методология институциональной экономики
Лекция 3. Понятие и основные классификации институтов
Лекция 4. Модели поведения человека в институциональной экономике
Лекция 5. Трансакционные издержки
Лекция 6. Теория прав собственности
Лекция 7. Экономическая теория организаций
Лекция 8. Фирма как экономическая организация
Лекция 9. Группы интересов как институциональные инноваторы
Лекция 10. Институциональные изменения
Лекция 1
Истоки институционализма
Институционализм как научное течение всегда был неортодоксальной экономической теорией и остается ею в настоящее время, кроме неоинституционализма, поглощенного неоклассикой. И хотя институционализм как самостоятельное научное течение возник в Соединенных Штатах Америки, истоки его лежат в теориях, которые были сформулированы европейскими экономистами, также находящимися в оппозиции главенствующей в то время классической школе.
Таким научным течением была историческая школа и марксистская политическая экономия.
Историки экономической мысли иногда называют Маркса первым институционалистом. В рамках марксизма мы находим традиционные для институционалистов объекты исследования, например, большое значение отводится собственности. «Капиталистический способ присвоения, вытекающий из капиталистического способа производства, а, следовательно, и капиталистическая частная собственность, есть первое отрицание индивидуальной частной собственности, основанной на собственном труде. Но капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса свое собственное отрицание. Это – отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную собственность, а индивидуальную собственность на основе достижений капиталистической эры: на основе кооперации и общего владения землей и произведенными самим трудом средствами производства».[1] Действительно, приведенная цитата подтверждает этот тезис. «Достижения капиталистической эры» в современной терминологии представляют собой систему экономических и социальных институтов, определяющих условия функционирования экономических систем. Но современная экономическая действительность такова, что развитие экономических систем, основанных на рыночном обмене, происходит наряду с глобальным процессом персонификации производительных сил. Этому способствуют как институциональные, так и технологические факторы – развитие рынков, информационных технологий обусловливает развитие процессов индивидуализации присвоения.
Немецкая историческая школа представляет собой одно из главных неортодоксальных (для своего времени) направлений в экономической науке XIX века.
Основные представители.Старая историческая школа: Фридрих Лист (1789–1846), Бруно Гильдебранд (1812–1878), Вильгельм Рошер (1817–1894), Карл Книс (1921–1898). Новая историческая школа: Густав Шмоллер (1838–1917), Карл Бюхер (1847–1930), Луйо Брентано (1844–1931).
Подход представителей немецкой исторической школы отличался следующими особенностями.[2]
1.Отрицательное отношение к любым попыткам создания универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии. По мнению адептов немецкой исторической школы, экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; дело в том, что каждое национальное хозяйство имеет свои специфические свойства, зачастую не имеющие аналогов. Именно поэтому универсальная экономическая теория представляет собой нонсенс.
Отсюда следует другая особенность учения немецкой исторической школы
2. Антикосмополитизм. Представители немецкой исторической школы в той или иной степени были склонны подчеркивать роль национальных факторов в хозяйственном развитии. Кстати говоря, с их легкой руки даже в настоящее время экономическую науку в Германии и других немецкоязычных странах часто называют «Национальной экономией» [Nationalokonomie] или «Народнохозяйственным учением» [Volkswirtschaftslehre].
3.Отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа. Главный акцент в экономической науке нужно делать на конкретные историко-экономические исследования (чем, как правило, и занимались большинство эпигонов этой школы).
4. Трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов. Отсюда следует, что «жизнь» такого «целого» управляется особыми законами, отличающимися от законов, которым подчиняется жизнь отдельно взятых субъектов.
5.Отрицательное отношение к концепции экономического человека. «Немцы» отвергают представление об индивиде как человеке, свободном от воздействия общественных факторов и автономно стремящимся к достижению максимальной личной выгоды. Как отмечал один из «немцев» Б. Гильдебранд (см. о его основной концепции в разделе 3.3.1), «человек, как существо общественное, есть прежде всего продукт цивилизации и истории, и ... его потребности, его образование и его отношения к вещественным ценностям, равно как и к людям, никогда не остаются одни и те же, и географически и исторически беспрерывно изменяются и развиваются вместе со всей образованностью человечества»[3]. Короче говоря,человек – это культурное существо, ориентированное на общественные ценности. Отсюда следует еще одна особенность учения немецкой исторической школы –
6. Трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни и, как следствие, учёт разнообразных внеэкономических факторов – этических, психологических и правовых.
7.Понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящей в своем развитии различные стадии. Кстати говоря, данный аспект также является аргументом против универсальности экономической теории, поскольку разные стадии развития хозяйства отличаются специфическими, а зачастую и уникальными свойствами.
8. Благосклонное отношение к государственному вмешательству. Такое отношение вызвано, прежде всего, скептицизмом по поводу того, что свободная конкуренция, характерная для рыночной экономики, в состоянии обеспечить гармонию интересов разных хозяйствующих субъектов. Без планомерного воздействия государства на хозяйство «сильнейшие» будут всегда оказываться в выигрыше за счет «слабейших».
Лекция 2
Литература
Основная:
1. Олейник А. Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2000. Тема 1.
2. Вольчик В.В. Институционализм: вторичность нового мифа? (Возможности и пределы институциональной экономики) // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т. 1. №1.
3. Сэмюэлс У. Институциональная экономическая теория // Панорама экономической мысли XX столетия. Под ред. Д. Гринуэя, М. Блини, И. Стюарта. СПб: "Экономическая школа", 2002. Т. 1.
4. История экономических учений. Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М., 2000. Гл. 19, 38.
5. Интервью с Рональдом Коузом // Квартальный бюллетень клуба экономистов. Минск, 2000. Вып. 4.
Дополнительная:
1. Nee V. Norms and Networks in Economic and Organizational Performance // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998), pp. 85-89.
2. Greif, Avner. Historical and Comparative Institutional Analysis // The American Economic Review, Vol. 88, No. 2, Papers and Proceedings of the Hundred and Tenth Annual Meeting of the American Economic Association. (May, 1998).
3. Stanfield, James Ronald. The scope, method, and significance of original institutional economics // Journal of Economic Issues; Lincoln; Jun 1999. Vol. 33. Issue 2.
Литература
Основная:
1. Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М., 2003. Глава 4.
2. Вольчик В.В. Курс лекций по институциональной экономике. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2000. Лекция 1.
3. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1994.
4. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебно-методическое пособие. М., 2000. Тема 2.
5. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997.
Дополнительная:
1. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, "отношенческая" контрактация. СПб., 1996.
2. Гутник В. Рыночные институты и трансформация российской экономики // МЭиМО 1995. №7.
3. Шаститко А.Е. Институты как общественные блага // Вестник МГУ Сер. Экономика. 1996. №5.
Институты и правила
Пра вила– совокупность общепризнанных и защищенных предписаний, которые запрещают или разрешают определенные виды действий одного индивида (или группы людей) при взаимодействии их с другими людьми или группами.
Правила, конституирующие институт, имеют смысл только тогда, когда они применяются более чем к одному человеку. С этой точки зрения любой институт — это набор определенных правил, тогда как правила — не всегда институт. Вот почему отде ление одной категории от другой обосновано.
Правила могут находиться в отношении соподчиненности, т.к. один тип правил изменить проще, чем другой.
Правила, непосредственно определяющие альтернативы для формулировки других правил и поддающиеся изменению с большими издержками, являются гло бальными. Они формируют институциональную среду. В свою очередь, глобальные правила состоят из конституционных, или политических, и экономических. К локальным правилам относят ся двух- и многосторонние контракты, которые заключаются ме жду отдельными экономическими агентами[12].
Конституционные правила
В первую очередь к конституционным правилам относится то, что они устанавливают иерархическую структуру государства. Также данные правила определяют порядок принятия решений, что существенно влияет на результат голосования. Такие правила в явной форме фиксируют, как осуществляется контроль за перечнем вопросов, подлежащих обсуждению и разрешению.
Экономические правила
Экономическими называются правила, определяющие воз можные формы организации хозяйственной деятельности, в рам ках которой отдельные индивиды или группы кооперируются друг с другом или вступают в конкурентные отношения. Например, к экономическим правилам может относиться запрет на слияние двух компаний, принадлежащих одной отрасли, если результатом будет превышение значения индекса концентрации заранее опре деленной критической отметки. К аналогичного рода правилам может быть отнесено установление предельных цен на продукты и ресурсы, определяющих соответственно рамки обмена на кон кретном рынке; введение ограничений на импорт (посредством квотирования, повышения таможенных пошлин, ужесточения экологических требований и т.п.); сроки действия патентов. Экономическими правилами являются правила собственности и ответственности.
3) Контракты
Контракты следует рассматривать как правила, структури рующие во времени и пространстве отношения между двумя (и более) экономическими агентами на основе спецификации обме ниваемых прав и обязательств в соответствии с достигнутым между ними соглашением. В принципе, все правила могут быть ин терпретированы как контракты. Но и в этом случае пришлось бы выделить несколько уровней, на которых они возникают[13].
Типология институтов
Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную экономику. Возникая как средство координации устойчиво повторяющихся форм человеческого взаимодействия, неформальные ограничения являются:
1)