Роль природных ресурсов России в развитии мировой экономики.
Российская Федерация располагает практически всем разнообразием природных ресурсов. Разнообразие природных ресурсов сочетается с весьма крупными запасами отдельных их видов, значительными объёмами добычи и использования. Это обусловливает особую роль ресурсного потенциала России в мировом природно-ресурсном комплексе.
По землеобеспеченности - количеству территории, приходящейся на одного жителя – (11,6 га/чел.) Российская Федерация занимает 3 место в мире после Австралии и Канады. Под сельское хозяйство (включая северное оленеводство) используется 43 % земли. Однако из-за неблагоприятных климатических условий пашня России имеет низкую биологическую продуктивность. Так, в США этот показатель в 1,87 раза выше, чем в России. По величине эффективной территории Российская Федерация занимает 5 место после Бразилии, США, Австралии и Китая.
Российская Федерация представляет собой главную кладовую сырья в мире: её подземные богатства оцениваются в 30 трлн. долл., в то время как США – в 8, Китая – 5, всей Европы – 0,5. Месторождения России содержат свыше 13% мировых разведанных запасов нефти, примерно одну треть – газа, 12% - угля, 24% - железных руд, значительную часть разведанных запасов цветных и редких металлов. По количеству разведанных запасов золота, платиноидов и платины Российская Федерация занимает второе место в мире, алмазов и серебра – первое. Имеются крупные запасы апатитов, калийных солей, плавикового шпата и других неметаллических полезных ископаемых.
По запасам на душу населения Россия также превосходит среднемировые показатели: по нефти – в 5,5 раз, природному газу – в 13,5 раз, углю – в 4,6 раз, железной руде – в 10,7 раз. Из недр России даже в условиях спада промышленного производства извлекается 9-10% мирового объёма добычи нефти, 24% газа, 20% никеля и кобальта, 5-7% угля и железных руд, весомая часть цветных и редких металлов, платины, алмазов, апатитов, калийных солей. Минерально-сырьевая продукция продолжает оставаться главной составляющей российского экспорта, обеспечивающей около 70% всех валютных поступлений России.
Российская Федерация располагает 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Речной сток в Российской Федерации составляет более 1 тыс.км3. Однако 90 % этого стока приходится на бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов и менее 8% - на бассейны Каспийского и Азовского морей, где проживает 80% населения России и сосредоточен основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал.
Россия является крупнейшей лесной державой. Показатель её лесного фонда составляет более 1 млрд.га. Процент лесистости в целом по Российской Федерации составляет 45,3%. По обеспеченности лесами Россия занимает 1 место в мире, на её территории сосредоточено 22% мировых лесных ресурсов и примерно 1/5 мировых запасов древесины. Однако лишь 55% площади лесов представляют интерес для эксплуатации. Преобладающая их часть, расположенная на севере Европейской части территории России и вдоль трассы БАМа, значительно истощена в результате интенсивной эксплуатации в течение последнего столетия.
Вместе с тем для России остаётся характерным сохранение крупнейших в мире площадей с малонарушенными (не затронутыми или слабозатронутыми хозяйственной деятельностью) естественными экосистемами. Они занимают, по различным оценкам, от почти 8 до 11 млн.км2, т.е более половины территории государства. Такие уникальные условия, обилие и разнообразие природных составляющих определяют особую роль естественно-экологического потенциала страны в общемировом природно-ресурсном комплексе. Эта территория имеет большую ценность для человечества, поскольку её биотические ресурсы вносят существенный вклад в устойчивость биосферы. Это предполагает как определённую ответственность России перед мировым сообществом, так и известные права в качестве уникальной территории Земли.
Вопросы для самопроверки
1.Какие природные ресурсы относятся к возобновляемым и невозобновляемым?
2.Какова обеспеченность мировой экономики основными энергоресурсами?
3.Чем отличаются доказанные и потенциальные ресурсы?
4.Охарактеризуйте роль природных ресурсов России в мировой экономике.
Лекция 6. Тенденции развития мировой экономики
Интернационализация хозяйственной жизни.
Интернационализация хозяйственной деятельности – это усиление взаимосвязи экономик отдельных стран, влияние международных экономических отношений на национальные экономики, участие стран в мировом хозяйстве.
В своём развитии интернационализация экономики прошла ряд этапов. Первоначально она представляла собой международное экономическое сотрудничество, затрагивала, прежде всего, сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли (конец XVIII-начало XX века). В конце XIX века набирает силу международное движение капитала.
Международное экономическое сотрудничество означает развитие устойчивых хозяйственных связей между странами и народами, выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ.
Интеграционные процессы в мировой экономике.
Следующим этапом явилась международная экономическая интеграция, объективно обусловленная углублением международного разделения труда, интернационализацией капитала, глобальным характером научно-технического прогресса и повышением степени открытости национальных экономик и свободы торговли.
Международная экономическая интеграция – сближение и взаимоприспособление национальных экономик, включение их в единый воспроизводственный процесс в интернациональных масштабах.
Международную экономическую интеграцию можно охарактеризовать как процесс хозяйственного объединения стран на основе разделения труда между отдельными национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах путём развития глубоких устойчивых взаимосвязей.
Процессы экономической интеграции идут как на двусторонней, так и на региональной или на глобальной основе. В качестве характерной особенности интеграционных объединений в настоящее время можно назвать их развитие на региональном уровне: создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с общими наднациональными и межгосударственными органами управления.
Глобализация мировой экономики.
На современном этапе происходят глубокие изменения во всей системе международных отношений. Существенной чертой их становится глобализация.
Хотя понятие "глобализация" является в последнее время наиболее часто встречающимся в экономической литературе, пока ещё не достигнута полная ясность понимания этого термина как в концептуальном, так и в практическом смысле. Согласно преобладающей точке зрения на глобализацию, она представляет собой усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений. Она затрагивает практически все сферы общественной жизни, включая экономику, политику, идеологию, социальную сферу, культуру, экологию, безопасность, образ жизни, а также сами условия существования человечества.
Основным субъектом глобализационных процессов, их движущей силой являются транснациональные корпорации (ТНК).
Экономическая интеграция вполне вписывается в процесс глобализации, составляя её ядро, а сама глобализация представляет собой более высокую стадию интернационализации, её дальнейшее развитие, когда долго накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку.
Позитивными последствиями глобализации являются:
1)углубление специализации и международного разделения труда, что в конечном счёте способствует повышению среднего уровня жизни и расширению жизненных перспектив населения;
2)повышение производительности труда в результате распространения новых технологий и усиления конкуренции;
3)расширение доступа к финансовым ресурсам и увеличение их мобильности;
4)создание основы для решения глобальных проблем человечества, в первую очередь экологических, благодаря объединению усилий мирового сообщества, консолидации ресурсов, координации действий в различных сферах.
Негативные последствия глобализации:
1)неравномерность распределения преимуществ от глобализации в разрезе отдельных территорий и отраслей хозяйства;
2)возможная деиндустриализация национальных экономик;
3)возможность перехода контроля над экономикой отдельных стран от суверенных правительств в другие руки, в том числе к более сильным государствам, ТНК или международным организациям;
4)возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. Локальные экономические колебания или кризисы в одной стране могут иметь глобальные последствия для всей мировой экономики;
5)ограничение способности менее развитых стран проводить национально ориентированную экономическую политику;
6)рост внешнего долга, прежде всего, международным финансовым организациям, который препятствует прогрессу.
Наибольший выигрыш от участия в глобализации имеют промышленно развитые страны, получающие возможность снижать издержки производства и сосредоточиваться на выпуске наиболее доходной наукоёмкой продукции, перебрасывать трудоёмкие и экологически грязные производства в развивающиеся страны. Но и промышленно развитые страны тоже могут пострадать от процессов глобализации, которые, если с ними не совладать, увеличат безработицу, усилят нестабильность финансовых рынков, усилят социальное неравенство и т.п.
Глобализация приводит к углублению неоднородности, к возникновению новой модели мира – 20:80, общества "одной пятой". 80% всех ресурсов мира контролирует так называемый "золотой миллиард", который охватывает лишь пятую часть населения планеты. Экономически развитые страны мира распоряжаются 85% мирового ВНП, на их граждан приходится 84 % мировой торговли и 85% сбережений на личных счетах. С 1960 г. разрыв между богатейшими и беднейшими странами более чем удвоился. Развитые страны, используя открытость и глобализацию в своих интересах, стремятся закрепить существующее положение, что вызывает естественный протест большей части населения мира, которым глобализация несёт усиление нищеты, безработицы, экономические кризисы, рост внешнего долга, обострение региональных экологических проблем.
Вопросы для самопроверки
1.Что такое интернационализация мировой экономики?
2.Какие этапы прошла интернационализация экономики?
3.В чём выражаются интеграционные процессы в мировой экономике?
4.Назовите положительные и отрицательные последствия глобализации.
5.Какие страны относятся к "золотому миллиарду"?
Лекция 7.Мировая торговля
Сущность и особенности международной торговли.
Международная торговля представляет собой форму связи между товаропроизводителями разных стран на основе международного разделения труда и специализации производства. Главной предпосылкой развития международной торговли является неравномерность распределения ресурсов (факторов производства) между странами, различия в уровне научно-технического потенциала, квалификации рабочей силы и технологического развития. Экспорт – это вывоз товара из страны в результате продажи его контрагенту; импорт – ввоз в страну в результате покупки товара. Совокупный товарооборот называется международной (внешней) торговлей.
Общий положительный эффект внешней торговли определяется как разница между экспортом и импортом. Если эта разница больше нуля, то имеет место активное сальдо торгового баланса, если меньше нуля, то пассивное.
Платёжный баланс – это соотношение между суммой денег, полученных из-за границы, и суммой денег, уплаченных другим странам. Он включает внешнеторговый баланс, разницу в экспорте и импорте капиталов и др.
В настоящее время можно выделить следующие особенности в развитии международной торговли:
1)высокие темпы развития международной торговли. В течение 2-й половины ХХ века темпы роста мировой торговли составили 6-7% в год, а за последние 10 лет они удвоились. Причинами такого высокого роста являются: углубление международного разделения труда; научно-технический прогресс; активная деятельность транснациональных монополий; либерализация внешнеторговых отношений между странами; регулирующая роль международных торговых организаций;
2)опережающий рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран. Так, в США в 1990-1995 г.г. ВВП вырос на 31,4%, а экспорт – на 50,5 %. В Японии эти показатели составили 13,2; 53,1 и 37,1 %;
3)рост экспортной квоты во всех развитых странах (экспортная квота исчисляется как отношение суммы экспорта товаров и услуг к ВВП страны. Она показывает, какая доля товаров и услуг реализуется на мировом рынке). Если в 80-е г.г. на экспорт направлялось 13,8 % всей мировой промышленной продукции, то в 1990 г. – 15,2 %, в 1995 г. – 17 %. Высокая экспортная квота характерна для стран Западной Европы. Так, в Германии в 1995 г. она составляла 23 %, во Франции 23,5%, в Великобритании – 28,3 %. Особенно велика экспортная квота в Нидерландах – 53 %, в Бельгии – 72,6 %. В США и Японии она невелика – около 10 %. В России экспортная квота составляет около 20%;
4)изменения в географической направленности международных торговых потоков. Увеличивается удельный вес развивающихся стран в мировой торговле. Ведущее положение в приросте экспорта занимают новые индустриальные страны Азии: Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган. Значительный прогресс достигнут Китаем;
5)характерной чертой современной мировой торговли является преобладание промышленно развитых стран в мировом экспорте – около 75% как в экспорте, так и в импорте. При этом ведущая роль принадлежит 3 центрам мирового хозяйства: США, Западной Европе и Японии. На них приходится около 60% мирового экспорта и импорта. Главным центром международной торговли является Западная Европа;
6)со второй половины ХХ в. высокими темпами развивается международный обмен услугами. Кроме традиционных видов услуг (транспортные, кредитно-финансовые, туризм и т.п.), всё большее место в международном обмене занимают новые услуги: информационно-вычислительные, лицензионные, консалтинг и др., связанные с современным научно-техническим прогрессом.
Объём и структура внешней торговли.
Высокие темпы роста в течение нескольких десятилетий привели соответственно к увеличению объёмов мировой торговли. Так, в 1970 г. абсолютный объём внешней торговли составил 0,3 трлн.долл., в 1989 г. – 1,9, в 1997 г. – 5,4 трлн. долл. По имеющимся прогнозам, в 2003 г. объём мировой торговли увеличится на 50 % к 1997 г. и превысит 7 трлн.долл., к 2005 г. – 8 трлн.долл., 2010 г. – составит от 9,5 до 10,5 трлн.долл.
За последние два десятилетия доля стран в мировой торговле товарами колебалась в следующих пределах: промышленно развитые 68-73%, развивающиеся – 23-28%, страны с переходной экономикой – 4-6%.
По абсолютным размерам мирового экспорта и импорта США являются самой крупной торговой державой мира. По размерам экспорта следом за США идут Япония и Германия. В целом 3/5 мирового товарооборота приходится на треугольник Западная Европа-Северная Америка-Япония. Прогнозируется в перспективе увеличение доли Китая (с 1980 по 1998 г.г. доля КНР в мировой торговле увеличилась почти в 4 раза – с 0,91 до 3,39%). Ожидается увеличение доли Индии, Индонезии, Турции, Бразилии.
В товарной структуре мирового товарооборота 4/5 – это готовые изделия. Основной объём продаж этих товаров приходится на промышленно развитые страны (77%). Главным импортёром этой продукции являются развивающиеся страны (31%), особенно азиатские (23%).
Мировая торговля научно-технической продукцией –это передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями – патентов, лицензий, ноу-хау, т.е. секретов производства и технологического опыта.
Крупнейшим в мире экспортёром технологий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония, которая в 50-80-е годы была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, и в настоящее время больше платит за иностранные технологии, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Россия тоже импортирует технологии в большем объёме, чем экспортирует.
Общий объём продаж наукоёмкой продукции на мировом рынке составляет 2,3 трлн. долл. Из этого объёма на долю США приходится 39 %, Японии - 30 %, Германии – 16 %, России – менее 1 %.
Важнейшей тенденцией современного этапа развития мировой экономики является рост расходов на НИОКР и их значительная дифференциация по отдельным странам. В настоящее время общие расходы на НИОКР в 7 странах с крупнейшим научно-техническим потенциалом составляют около 370 млрд. долл. США. Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП развитых стран имеет тенденцию к стабилизации на уровне от 2% до 3 %.
Важная характеристика современного этапа мировой торговли - научная и научно-техническая деятельность, направленная на рационализацию использования природных ресурсов, разработку методов утилизации промышленных отходов, ликвидацию и нейтрализацию источников загрязнения окружающей среды. Выручка от оказания экологических услуг и продажи экологической техники и технологии на мировом рынке составляет в настоящее время более 400 млрд. долл.
Государственное регулирование внешней торговли.
Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики государства: протекционизм и свободная торговля.
Протекционизм – система ограничений импорта, с помощью которых государство поощряет развитие отечественного производства определённых товаров, способных заменить импорт. Отрицательные стороны протекционизма – завышение цен на импортные товары из-за повышенных таможенных пошлин, от которого страдает потребитель, усиление контрабандного ввоза, ослабление побудительных стимулов к техническому прогрессу в отраслях, которые искусственно ограждаются от конкуренции аналогичных иностранных товаров.
Свободная торговля – внешняя торговля, при которой таможенные органы только регистрируют ввоз и вывоз товаров, не взимая таможенных пошлин, не устанавливаются какие-либо количественные или иные ограничения на внешнеторговый оборот.
С давних пор высказываются аргументы в пользу свободной международной торговли. Однако на практике все государства мира используют различные инструменты для регулирования внешней торговли. Формирование и развитие этих инструментов происходит как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Международные режимы в сфере торговли вырабатываются специальными международными организациями, среди которых центральное место занимает ГАТТ/ВТО. Эта организация на основе многостороннего договора фиксирует принципы и правила мировой торговли. В настоящее время ВТО регулирует около 90 % мирового объёма торговли.
Средства регулирования внешней торговли можно условно разделить на следующие группы.
1.Таможенное обложение (тарифные барьеры).
2.Нетарифные ограничения.
3.Различные формы стимулирования экспорта.
Таможенное обложение предполагает использование таможенных пошлин (государственных налогов), взимаемых за провоз через границу товаров и иных материальных ценностей.
Таможенные пошлины могут иметь протекционистский или фискальный характер.
Протекционистский характер используется для затруднения ввоза в страну или, реже, вывоза из неё определённых товаров с тем, чтобы повысить конкурентоспособность отечественных товаров и защитить внутренний рынок. Цель фискальных пошлин – пополнение государственного бюджета за счёт таможенных пошлин.
Раньше за счёт импортных пошлин обеспечивалась значительная часть налоговых поступлений в государственный бюджет. Сейчас их значимость в развитых странах резко сократилась. Так, в США в конце XIX в. за счёт импортных пошлин покрывалось до 50 % всех поступлений в бюджет; в настоящее время эта доля не превышает 1,5 %. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой импортные пошлины являются, прежде всего, источником валютных поступлений в бюджет государства. Это объясняется простотой взимания и возможностью контроля. В России доля таможенных пошлин составляет 36 % доходной части бюджета.
Режим наибольшего благоприятствования – при котором страны применяют в отношении друг друга такие же таможенные пошлины, как и в отношениях с другими партнёрами.
Генеральные пошлины – размер которых в 2-3 раза выше обычных; их применение означает дискриминацию импорта товаров, ввозимых из других стран.
Нетарифные ограничения во внешней торговле в соответствии с принятой ООН классификацией делятся на 3 категории:
1)внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты отраслей национального производства. К ним относятся: контингентирование импорта (установление квот, т.е. количественных ограничений по определённым товарам), антидемпинговые и компенсационные пошлины, "добровольные ограничения экспорта" и др. К методам прямых ограничений может быть также отнесено использование государственной монополии как исключительного права государственных органов или уполномоченных ими частных фирм на осуществление определённых видов внешнеэкономической деятельности;
2)меры административного характера, такие как таможенные формальности, технические стандарты и нормы, санитарный и ветеринарный контроль, определённые требования к упаковке, маркировке, кодированию и т.п.;
3)меры косвенного воздействия. Это лицензирование (выдача специальных разрешений государственных органов на внешнеэкономические операции), национальные налоговые системы и транспортные тарифы, различного рода государственные предписания, например, об использовании при производстве продукции определённой доли национального сырья, запрет на приобретение импортных товаров при наличии национальных аналогов, закрытие для иностранцев определённых портов или железнодорожных станций и т. д.;
4)субсидирование и кредитование экспорта. Субсидии – это денежные выплаты, направленные на поддержку национальных товаропроизводителей. Прямые субсидии запрещены правилами ВТО. Возможно применение косвенных субсидий путём предоставления льгот по уплате налогов, предоставления льготного процента по кредиту, продажи части ресурсов по заниженным ценам.
Экспортное кредитование – метод нетарифной политики, когда кредиты предоставляются при условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей кредит. Такие кредиты называются связанными и широко используются индустриально развитыми странами в отношении развивающихся государств.
Сюда же относятся государственное страхование и предоставление гарантий при осуществлении внешнеэкономических операций со странами с нестабильным политическим режимом, защита интересов национальных экспортёров и импортёров за рубежом, а также обеспечение необходимых политических условий их деятельности на внешнем рынке.
Вопросы для самопроверки
1.Перечислите особенности современной международной торговли.
2.Назовите меры государственного регулирования внешней торговли.
3.В чём отличия тарифных и нетарифных ограничений внешней торговли стран?
4.Как определяются платёжный и торговый баланс?
5.Что такое режим наибольшего благоприятствования во внешней торговле?
Лекция 8.Сущность и формы вывоза капитала
Понятие миграции (вывоза) капитала
Вывоз (миграция) капитала – помещение за границей средств, приносящих доход их собственнику. Вывоз капитала происходит, если он может быть помещён в другом государстве с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Основные причины вывоза капитала:
а)перенакопление капитала в регионах, откуда он вывозится;
б)несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства;
в)наличие в государствах, куда экспортируется капитал, более дешёвых земли, сырья и рабочей силы;
г)интернационализация производства.
Перенакопление капитала – образование его относительного избытка в стране, где он не может найти высокоприбыльного применения. Такое состояние характерно для крупных фирм, которые получают монопольные сверхприбыли и не заинтересованы в менее выгодном использовании своих средств внутри государства.
Несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства. Повышенный спрос на капитал в стране, куда он экспортируется, объясняется неравномерностью развития экономики разных государств. Обычно страны, испытывающие потребность в иностранных инвестициях, создают для них наиболее благоприятные условия. Они повышают банковский процент и дивиденды, создают особые льготы и гарантии выгодного применения капитальных вложений.
Наличие более дешёвых ресурсов. Собственников капитала особенно привлекает возможность использовать в экономически менее развитых государствах сравнительно дешёвых факторов производства (низкая заработная плата, невысокие цены на сырьё, воду, энергию). Многих устраивает возможность уменьшения расходов, необходимых для обеспечения экологической безопасности. В результате снижения всех видов издержек иностранный инвестор получает более высокую прибыль.
Интернационализация производства является важной причиной миграции капитала. Будучи первоначально результатом зарубежных инвестиций, интернационализация становится, в свою очередь, постоянно действующим фактором расширения вывоза капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они получают возможность использовать выгоды международного разделения труда и сложившихся в мире хозяйственных связей.
Основные формы вывоза капитала.
Капитал вывозят корпорации, владельцы значительных денежных сумм и государство.
Существуют 2 основных формы экспорта капитала - предпринимательская и ссудная.
Вывоз предпринимательского капитала означает создание на территории других стран предприятий, затраты на которые несут их иностранные собственники. В зависимости от степени контроля за деятельностью таких предприятий различают промышленные и портфельные инвестиции капитала.
Прямые инвестиции фактически обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Возникающие вновь или приобретаемые уже действующие предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране основной фирмы, которая образует центр международного производственного объединения.
Примерно ¾ прямых иностранных инвестиций приходятся на высокоразвитые страны и лишь около ¼ поступает в развивающиеся государства. Но при этом прямые капитальные вложения в развивающиеся страны приносят норму прибыли в среднем в 2 раза более высокую, чем в западных государствах.
Портфельными инвестициями называют приобретение акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих права собственности или контроля над ними. На такие капиталовложения идут, когда стремятся разместить свои средства в разных отраслях производства или когда законодательство принимающей страны препятствует прямым инвестициям.
Особой формой портфельных инвестиций является участие иностранного капитала в совместных предприятиях, где контрольный пакет акций остаётся за государством или местной фирмой. Здесь привлечённый капитал участвует своими финансовыми ресурсами, техникой, управленческим опытом, торговой маркой, рекламой и предоставлением услуг по реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся ему долю прибыли, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте.
На базе иностранных инвестиций сложились транснациональные корпорации (ТНК), которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории более чем одного государства. Сейчас они заняли ведущие позиции в мире, и на их долю приходится основная сумма всех прямых инвестиций в мировую экономику и львиная доля прибыли от иностранной предпринимательской деятельности.
Экспорт ссудного капитала – основа современной системы международного кредита, выступает в форме банковских займов и коммерческого кредита. Кредитные связи между государствами растут более высокими темпами, чем темпы мировой торговли и прямых иностранных инвестиций. В качестве кредиторов выступают частные фирмы, банки, государственные организации и финансовые учреждения.
Вопросы для самопроверки
1.Что такое вывоз капитала и какие его основные формы?
2.Что означает вывоз предпринимательского капитала?
3.Какие инвестиции называются прямыми?
4.Какие инвестиции относятся к портфельным?
5.В каких основных формах выступает экспорт ссудного капитала?
Лекция 9. Институциональное устройство мировой экономики
Международные валютно-финансовые организации.
Международные валютно-финансовые и кредитные организации выполняют функции регулирования международных валютных, кредитных и финансовых отношений, проводят исследования, вырабатывают рекомендации и предложения по названным проблемам в сфере мирового хозяйства.
К международным финансовым организациям относятся Международный валютный фонд (МВФ) и Мировой (Всемирный) банк, в составе которого выделяют Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международную ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС); эти организации обладают финансовой самостоятельностью и подчиняются Совету управляющих Всемирного банка.
МВФ является специализированным валютно-финансовым учреждением ООН и формально находится под её юрисдикцией, однако ООН не имеет права давать рекомендации МВФ в отношении его политики. Согласно своему уставу, МВФ является организацией взаимных кредитов стран-членов путём предоставления им займов для решения валютно-финансовых проблем на условиях относительно низкого процента (7,75 %). МВФ учреждён в 1944 г., но реально начал функционировать с 1946 г. Располагается в Вашингтоне (США). В его состав входят 183 страны, в т.ч. Россия с 1 июля 1992 г.
Активы МВФ формируются за счёт взносов (квот) стран-участниц. Каждый член имеет свою долю в совокупном капитале Фонда. США в МВФ имеют самый большой взнос, и им принадлежит 18,2 % средств Фонда. Доля стран ЕС – более 26 %, России – около 3 %. В целом развитым странам принадлежит более 50 % голосов. В результате политика МВФ определяется небольшой группой богатых стран, прежде всего, США.
В задачу МВФ входит координация валютно-кредитной политики государств-членов Фонда, предоставление им кредитов для урегулирования платёжных балансов и поддержания валютных курсов, льготное кредитование наименее развитых стран. При этом кредитные операции МВФ осуществляет только с официальными органами стран-членов МВФ, Центральными банками, Казначействами, Валютными стабилизационными фондами.
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, избираемый на 5 лет. Текущие дела Фонда ведёт Исполнительный совет (Директорат). Семь из 24 директоров назначаются странами с наибольшими квотами. Это США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Саудовская Аравия, Китай. Остальные избираются от других стран по принципу регионального представительства.
Группа Всемирного банка – это группа пяти тесно связанных между собой международных финансовых организаций во главе с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), созданным в 1944 г. МБРР начал работать, как и МВФ, с 1946 г., находится в Вашингтоне (США). Его членами могут быть только члены МВФ. Россия стала членом МБРР в 1992 г.
Задачей МБРР является предоставление кредитов развивающимся государствам и странам с переходной экономикой под более высокие, чем в МВФ, проценты (15-16 % годовых), а также предоставление связанных кредитов на поставку импортного оборудования частным организациям под гарантии правительства. Получатели кредита обязаны использовать его по прямому назначению и предоставлять банку информацию.
МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Он предоставляет кредиты двух видов: целевые (на строительство дорог, мостов, электростанций) и программные (правительствам для проведения структурных реформ, либерализации внешнеторговых отношений).
Органами управления МБРР являются: Совет управляющих, Директорат и Президент, избираемый Директоратом. При голосовании в Совете управляющих голоса каждой из стран зависят от её доли в капитале банка. США имеют в МБРР более 17 % голосов. Столько же имеют 140 развивающихся государств. Квота России в МБРР невелика: она составляет 1,8 %, квота Украины – 0,8 %. В 1998 г. Россия стала крупнейшим заёмщиком в МБРР. В мировом списке получателей кредитов от МБРР она занимает 5 место.
МФК основана в 1956 г. как филиал МБРР, местонахождение – Вашингтон (США). Задачей этой организации является помощь в управлении экономикой, а также предоставление кредитов под инвестиции частного и смешанного секторов экономик развивающихся стран.
МАР представляет собой филиал МБРР и предназначена для кредитования беднейших стран. Она основана в 1959 г. для предоставления займов на более льготных, чем МБРР, условиях. Президентом МАР является тот, кто в данный момент является президентом МБРР и МФК.
МАГИ создана в 1988 г. В неё входят 134 страны, в том числе с 1992 г. – Россия. Цель МАГИ – поощрение иностранных инвестиций на производственные цели и страхование некоммерческих рисков государств-членов МАГИ при инвестициях в других государствах.
МЦУИС существует с 1966 г. и оказывает услуги по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.
Парижский клуб стран-кредиторов создан в 1956 г. и является неформальной организацией промышленно развитых стран, где занимаются наблюдением за государственной задолженностью и проводят со странами-должниками многосторонние переговоры по проблеме реструктуризации государственного долга (отсрочки платежей по государственному долгу стран).
Парижский клуб не имеет фиксированного состава участников, но большинство его членов – развитые страны. На заседаниях Клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД. Роль финансовых организаций, в частности, МВФ, состоит в том, что Парижский клуб увязывает меры по облегчению долгового бремени стран-должников с выполнением одобренных Фондом стабилизационных программ. При выработке соглашений о пересмотре задолженности страны-кредиторы - члены Парижского клуба руководствуются исследованиями МВФ и его оценками ситуации с задолженностью.
В 80-90-е г.г. работа Клуба активизировалась в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем – странам Восточной Европы и России.
Лондонский клуб – неформальное объединение крупнейших западных коммерческих банков (более 600 банков), предоставляющих кредиты правительствам государств. Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
Региональные международные финансовые центры.
В последние годы активизировали свою деятельность многие региональные банки развития. Важнейшей региональной международной кредитно-финансовой организацией является Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который создан в 1989 г. специально для оказания помощи странам Цен