Формы организации государства

Большое значение не только для политической, но и для экономической географии имеют такие категории, как административно-территориальное устройство страны, форма правления и т. п. Это связано с тем, что, например, тип формы правления может существенно повлиять на размещение отраслей хозяйства, структуру экономики страны и ее внешнеэкономическую стратегию.

Административно-территориальное устройство (АТУ) государства непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления (республика или монархия) и отражает национально-этнический состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Важнейшим в АТУ любого государства является экономический принцип. Например, для России это учет в административно-территориальном делении развития и упрочения единого экономического пространства, создание благоприятных условий формирования и движения в пределах этого пространства товаров и услуг, рабочей силы, капиталов, информации, т. е. основных факторов производства. Это разделение территории России на экономические районы.

Нынешнее административно-территориальное деление России находится в противоречии с важнейшей задачей: обеспечить в регионе концентрацию различных форм собственности, существенную финансовую самодостаточность, благоприятный инвестиционный климат и условия для реализации целевых комплексных программ.

Важнейшими принципами экономического районирования в системе АТУ страны являются:

¨ оптимальная концентрация населения и производства;

¨ рациональная специализация хозяйства в системе общественного территориального разделения труда;

¨ комплексность и диверсификация национального хозяйства;

¨ рациональная внутрирайонная организация расселения, производства, транспорта и экономических связей;

¨ эффективные межрайонные производственно-технологические и транспортно-экономические связи.

Суверенные государства имеют различные формы организации, среди которых различают форму правления (государственный строй), форму государственного устройства, форму государственного режима.

Форма правления может быть монархической и республиканской.

Монархическая форма правления возникла в древности (Древний Рим в период империи), но наибольшее распространение получили в Средние века и Новое время. При этой форме правления верховная власть в стране принадлежит монарху ¾ единоличному правителю, власть которого передается по наследству. Монархия может быть абсолютной (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман), конституционной (парламентской), когда в стране наряду с монархом действует избранный народом парламент, и теократической (глава государства является одновременно главой церкви). Всего в современном мире насчитывается 30 монархий, из них 12 ¾ в Европе, 14 ¾ в Азии, три ¾ в Африке, одна ¾ в Океании.

Республиканская форма правления возникла в глубокой древности (в Древнем Риме в период республики), но наибольшее распространение получила в период новой и новейшей истории. Сегодня в мире насчитывается около 140 государств с республиканской формой правления. В эпоху массовых буржуазных революций они образовывались в Европе; в таких регионах, как Азия, Африка и Океания, ¾ во время освобождения от колониальной зависимости.

При республиканской форме правления верховная власть принадлежит выбираемому президенту и (или) парламенту, состоящему из выбранных народом представителей. Соответственно, республика может быть президентской (глава государства ¾ избираемый всем народом президент) и парламентской (высшим законодательным органом страны является парламент). В парламентской республике правительство формируется парламентом представителями входящих в него партий. Правительство может быть однопартийным или коалиционным, если в него входят представители нескольких партий. Наряду с парламентом в парламентской республике существует также президент, который в отличие от президентской республики выбирается не народом, а членами парламента, и выполняет скорее представительские функции. В президентской республике глава государства избирается всем народом и уже в силу этого факта обладает широкими полномочиями: имеет право законодательной инициативы, издает обязательные для выполнения указы, назначает членов правительства и т. д. Подавляющее число стран в мире ¾ республики.

Форма государственного устройства оказывает влияние на общественно-политическую жизнь страны и ее традиции, но не определяет уровень экономического развития и внутриполитическую обстановку.

По форме государственного (или административно-территориального) устройстваразличают государства унитарного, федеративного и конфедеративного типа.

В унитарном государстве административно-территориальные единицы обладают только исполнительной властью, за исключением органов местного самоуправления, которым предоставлено право решать мелкие местные вопросы. Подавляющее большинство стран мира ¾ унитарные государства. В них могут сохраняться так называемые исторические области, которые, однако, не являются самоуправляющимися территориями (например, Нормандия, Шампань и Лангедок ¾ во Франции, Тоскана, Ломбардия и Пьемонт ¾ в Италии и др.).

Федеративное государство, иначе ¾ союзное государство, состоит из отдельных самоуправляющихся территориальных образований (штатов, провинций, земель и др.), в каждом из которых есть свой законодательный орган (парламент) и правительство. Члены федерации в федеративных государствах имеют определенную политическую и экономическую самостоятельность и, как правило, атрибуты государственности (флаг, гимн, конституцию, парламент), но у них общие органы управления и армия. Такое деление характерно для развитых стран.

Форма государственного устройства важна с точки зрения обеспечения управления национальным хозяйством страны, поскольку в федеративном и унитарном государстве по-разному осуществляется региональная экономическая политика (в части, например, бюджетного финансирования, формирования структуры управления регионами).

В современном мире насчитывается около 20 федеративных государств. Создавались они главным образом с учетом этнических и национальных различий (как в Российской Федерации, Индии, Пакистане), а также исторических особенностей становления государственности (США, Канада, Мексика, Венесуэла).

Страны с федеративным административно-территориальным устройством:

¨ Российская Федерация;

¨ Западная Европа (пять стран) ¾ Австрийская Республика, Королевство Бельгия, Федеративная Республика Германия (ФРГ), Швейцарская Конфедерация, Сербия и Черногория6;

¨ Азия (пять стран) ¾ Республика Индия, Федерация Малайзия, Союз Мьянма, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Исламская Республика Пакистан;

¨ Африка (две страны) ¾ Федеративная Республика Нигерия, Южно-Африканская Республика (ЮАР);

¨ Америка (шесть стран) ¾ Федеративная Республика Бразилия, Республика Венесуэла, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Соединенные Штаты Америки (США), Аргентинская Республика;

¨ Австралия и Океания (две страны) ¾ Австралийский Союз, Федеративные Штаты Микронезии.

Конфедерация представляет собой союз государств, зачастую временный. Такие союзы встречаются крайне редко. Швейцария, формально являющаяся конфедерацией (нем. Eidgenossenschaft), по существу, представляет собой федерацию. Особенность конфедерации в том, что члены последней имеют собственные органы государственной власти, но для координации военных и внешнеполитических действий создают определенные общие органы. По конституции таким статусом обладает только Швейцария.

Большое значение для экономико-географической характеристики любого государства имеет тип государственного режима в стране. Под государственным режимом подразумевают совокупность способов и методов осуществления власти. Государственный режим может быть демократическим и антидемократическим. При демократическом режиме в стране существует несколько политических партий, в том числе партии, оппозиционные правительству, соблюдаются демократические свободы (свобода слова, печати, вероисповеданий, выезда за границу и т. д.).

Антидемократический режим имеет несколько разновидностей ¾ тоталитарный, авторитарный и расистский.

Тоталитарный режим характеризуется следующими основными чертами:

1) политическая власть в стране находится в руках одной партии, в то время как другие партии распущены или запрещены;

2) отсутствует политическая оппозиция, свобода слова, печати, выезда за границу;

3) органы государственной власти полностью контролируют все сферы общественной жизни;

4) критика существующей власти или несогласие с ней рассматриваются как уголовное преступление.

Примерами такого рода режимов может служить фашистский режим в Германии (1933-1945 гг.), социалистическая административно-командная система в бывшем СССР и странах Центральной и Восточной Европы и т. п.

Авторитарный режим представляет собой власть диктатора или режим личной власти, часто основанный на личном авторитете главы государства. Расистский режим действует в интересах одной расовой или этнической группы. Таким режим (апартеид) до 1990 г. был в ЮАР. Фашизм в Германии, по мнению известных политологов, сочетал в себе все три разновидности антидемократического режима.

Республиканский государственный строй дает возможность следить за политической ситуацией в стране по парламентским выборам, предвыборной борьбе, парламентским дебатам. Ознакомление с программами партий и их анализ позволяет прогнозировать политику страны в случае прихода к власти той или иной партии, в том числе экономическую политику. Федеративное или унитарное устройство ориентирует относительно того, возможны ли различия в законодательстве страны между отдельными ее частями (разные штаты или разные «земли» имеют отличия в законодательстве ¾ в одних штатах что-то разрешено, в других это же самое запрещено). Особенно это касается налогового законодательства, когда, например, в разных штатах устанавливаются различные ставки налогов.

Государственный режим дает представление об общем духе, царящем в стране, наличии тех или иных свобод и запретов, о жесткости (или жестокости) режима, возможных направлениях оппозиционной деятельности и т. д. Темпы экономического развития могут быть достаточно высокими в странах с авторитарным или даже тоталитарным режимом. Однако такое развитие чаще всего достигается гипертрофированным стимулированием производств и видов деятельности, способствующих упрочению режима в ущерб благосостоянию широких народных слоев (например, рост производства и закупок вооружения, увеличение государственных ассигнований на содержание полиции, армии, государственных чиновников, идеологического аппарата режима).

1 Бантустаны ¾ государственные образования, сформированные властями ЮАР в 1960-х гг. по племенному признаку. Всего было создано 10 бантустанов с различным режимом: четыре были объявлены независимыми, шесть ¾ самоуправляющимися территориями.

2 Ежегодно классификация стран публикуется МВФ в источнике «World Economic Outlook»: http: //www. imf. org.

3 Валовой внутренний продукт (ВВП) (gross domestic product, GDP) ¾ общая стоимость конечных товаров и услуг, созданных в стране в рыночных ценах за определенный отрезок времени (обычно за год). Валовой национальный продукт (ВНП) (gross national product, GNP) ¾ суммарная стоимость конечных товаров и услуг, созданных предприятиями данной страны, находящихся внутри страны и за ее пределами, т. е. это ВВП плюс сальдо расчетов с зарубежными странами. Обычно разница между ВВП и ВНП составляет около 1%.

4 Global Development Finance 2006: http: //www. worldbank. org.

5 Тайвань ¾ фактически самостоятельное государство, которое правительство Китая не признает в качестве такового, рассматривая его как составную часть (провинцию) Китайской Народной Республики.

6 С 2006 г. Черногория стала самостоятельным членом ООН.

Наши рекомендации