Жемчужины финской литературы
Пожалуй, одно из самых известных произведений, написанных финнами, – это Калевала, карело-финский поэтический эпос. Он представляет собой набор песен, не связанных единым сюжетом: они рассказывают о сотворении мира, о рождении главного героя Вяйнямёйнена от дочери воздуха и о его подвигах, о приключениях чародея и соблазнителя Лемминкяйнена, о поиске сокровищ Финляндии и о рождении девой Марьяттой чудесного ребенка, ставшего правителем Карелии.
В Финляндии существует даже особый национальный праздник – День народного эпоса Калевалы. Он ежегодно отмечается 28 февраля уличными костюмированными шествиями и тематическими постановками.
У Калевалы еще существует так называемая «младшая сестра» в финской литературе: это сборник «Кантелетар», который объединил карельские народные песни. Их записал исследователь Элиас Лённрот: многие из песен ему передала жившая у озера Койтере исполнительница Матели Куйвалатар.
Один из самых известнейших и почитаемых в стране тысячи озер поэтов – это Йохан Людвиг Рунеберг, швед по происхождению. Именно он является автором гимна Финляндии, основой которого стало стихотворение «Наша земля», изначально создававшееся не для этой цели. Кстати, день рождения Рунеберга, 5 февраля, также отмечается в Финляндии как национальный праздник.
Своеобразным «Евгением Онегиным» в Финляндии можно назвать роман «Семеро братьев» финского писателя Алексиса Киви: это произведение принято считать национальным символом, а его создатель известен как основоположник реализма в литературе Суоми. Книга повествует о семи осиротевших братьях, которые решили бросить вызов общественным порядкам и уйти жить в лес.
Музыка
Современная музыка
Современная финская музыка включает в себя хеви-метал вместе с другими странами Скандинавии,небольшое количество музыкальных коллективов, джаз-музыкантов, хип-хоп исполнителей, и танцевально-музыкальных ансамблей, таких как Bomfunk MC's и
Демопати Хартвалл Аренав Хельсинки
Особо следует отметить тот факт, что Финляндия является одной из основных стран распространения такназываемой демо-культуры («демосцены»), в рамках которой молодые финские пользователи ПК активнопишут электронную трекерную музыку (одна из культовых программ-трекеров Scream Tracker — финскогопроисхождения). Именно в Финляндии с 1992 года проводятся крупнейшие в мире фестивали «народного»компьютерного творчества психоделического транса. Финские транс-музыканты (многие из них находятсявлиянием трекерной культуры) создали в процессе особый подвид этой музыки, который так и называется —
Apocalyptica выпускает преимущественно материал собственного сочинения. Её жанр часто характеризуют каксимфонический метал, неоклассический метал, трэш-метал или челло-рок.
Театр
Традиции народного театрального искусства — основа финского профессионального театра. В 1827 г. в Хельсинки было построено первое театральное здание (Театральный дом), в котором выступали русские, немецкие, шведские гастрольные труппы, иногда финские любительские кружки, игравшие на шведском языке. Первый профессиональный театр в Финляндии показал спектакли в Хельсинки в 1860 г., исполнителями были актёры из Швеции.
В 1869 г. финским любительским кружком под руководством филолога, критика и драматурга К. Бергбума была поставлена одноактная пьеса «Леа» основоположника национальной драматургии А. Киви на библейский сюжет. Спектакль имел большой успех, что стимулировало создание профессионального театра на финском языке. Так, в 1872 г. драматургом К.Бергбумом и его сестрой Э.Бергбум в Хельсинки основан Финский национальный театр. До 1902 г. он назывался Финским театром. До сих пор это ведущий театр Финляндии. Помимо драматических спектаклей здесь с 1873 г. ставились и оперы. В 1878 г. оперная труппа отделилась от театра. А с 1902 г. театр работает в собственном здании, построенном по проекту архитектора О.Тарянне.
Для создателя Финского Национального театра К.Бергбума театр был делом всей жизни. Его по праву считают создателем национальной театральной школы. Он открыл первых значительных финских драматургов и актеров, имена которых до сих пор остаются самыми яркими среди мастеров финской сцены. Одной из таких звезд была Ида Альберг — лучшая скандинавская трагическая и характерная актриса рубежа 19—20 вв.
Среди ведущих финских актеров были Адольф Линдфорс, лучший финский исполнитель мольеровского репертуара, и Аксель Ахельберг, известный своими характерными ролями. В репертуаре первых сезонов были произведения финских драматургов, ныне ставшие классикой: «Сваты» Корхонена, «Ошибки» Тавастьерна, «Семеро братьев» Алексиса Киви. Наряду с финской драматургией на сцене Национального театра ставилась западноевропейская классика: Шекспир, Мольер, Шиллер, Гете.
С 1917 до 1950 г. театр возглавлял филолог Эйно Калима, последователь системы Станиславского, продолжавший традиции МХТ. Он открыл финской публике драматургию Чехова, выступая как режиссер-постановщик многих чеховских пьес и как переводчик. Русская драматургия также была представлена именами Гоголя, Тургенева, Островского.
В настоящее время в Финляндии действует около 50 профессиональных театров. Помимо Финского национального театра известны Финская национальная опера, Шведский театр и Хельсинкский городской театр. Общегосударственное значение имеют также Радиотеатр и Телевизионный театр.
Наибольшую известность среди финских театральных постановщиков получили Вивика Бандлер, Лассе Пеюсти, Ральф Лонгбакка, Джек Витикка, Калле Холмберг, Райя-Синикка Рантала..
Наряду с профессиональными в Финляндии работает и большое количество самодеятельных театров, в которых участвует около 20 тыс. актеров-любителей. Ежегодно проводится международный фестиваль «Театральное лето Тампере». Организуются также фестивали финских любительских театров.
Кинематограф
1906 год послужил годом зарождения финского кинематографа. Уже в 1907 году появился первый игровойфильм «Самогонщики». Первый звуковой фильм вышел на экраны в 1931 году. В связи с развитиемтелевидения, а позже и натиском видеопродукции, мировое кино пережило серьёзный кризис, о чём говоритсокращение зрительской аудитории. Для финского кинематографа, особенно в начальный период, характеренсвои стиль и собственные художественные приемы; помимо этого модные в то время жанры — триллер,вестерн, гангстерский фильм, — не развивались в Финляндии.
Наибольшее влияние на творчество режиссёров 60ых-70ых годов оказал легендарная фигура довоенногокинематографа Нирки Тапиоваара. Его фильмы «Украденная смерть», «Юха» и «Путь человека» получилипризнание среди зрителей. Многие фильмы были сняты по повестям и романам известных национальныхписателей. Так, фильмы «Путь человека» (реж.Нюрки Тапиоваара), «Месяц урожая» (реж. Матти Кассила)были сняты по роману Ф. Э. Силланпяя. Также были экранизированы произведения Алексиса Киви: фильм«Сельский сапожник», имевший большой успех, был снят режиссёром Эркки Кару. А режиссёр Теуво Тулиоэкранизировал повесть Йоханнеса Линнанкоски «Песня об огненно-красном цветке». Военная тема тоженашла своё отражения в экранизации романа Вяйне Линна — «Неизвестный солдат», поставленный ЭдвиномЛайне.
Начало 60-х годов стало примечательным поиском новых художественных стилей. Свой вклад в развитиеновых жанров, совершенствование художественных форм внесли такие фильмы, как «Белый олень» ЭрикаБломберга, «Голубая неделя» Матти Кассила, «Земля — это грешная песня» Рауни Моллберга, «Игра случая»Ристо Ярва, «Братья» Эркки Кивикоски, «Мальчишки» Микко Нисканена, «Портреты женщин» Йорна Доннера,комедии Спеде Пасанена, фильмы-фарсы Петера фон Бага.
70ые-80ые годы характеризуются обращением финского кинематографа к общечеловеческим темам, егоинтернационализацией, что дало возможность финскому кино найти зрительскую аудиторию по всему миру.Национальный комитет по кинематографии, созданный в 1969 году, который каждый год представляетфинскую кинопродукцию на крупных фестивалях, организует фестивали и в Финляндии, оказывает большуюпомощь в поиске зарубежного зрителя.
В настоящее время в Финляндии ежегодно выпускается около 4 полнометражных игровых фильмов, большоеколичество телевизионных, короткометражных, документальных и мультипликационных фильмов.