Дополнительные материалы практикума
Словарь
ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.
1. реальный ВВП –объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;
2. номинальный ВВП -объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;
ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.
ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.
Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.
Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.
Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.
Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.
Производительность– это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.
Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.
Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.
Экономическая сфера общества –разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.
Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Экономические величины –показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.
Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.
Экономические механизмы –способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.
Экономический кризис – резкое падение производства.
Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.
Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).
Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.
Экстенсивный рост– увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.
Заключение
Дидактическое пособие «Практикум по обществознанию, раздел «Экономика» предназначен не только для максимального усвоения материала учебника «Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ ( Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007, но и на расширение знаний из экономической теории за счет использования дополнительных источников. Главный обучающий принцип «Практикума» - выведение обучающихся на уровень знание – понимание – применение.
Список литературы
1. Единыйгосударственный экзамен 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007: Контрольные измерительные материалы: Обществознание.- М.: Просвещение, 2001 -2007 гг.
2. Лазебникова А.Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: Методическое пособие для подготовки / А.Ю.Лазебникова, М. Ю.Брандт. – М.: Издательство «Экзамен», 2005, 2007.
3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.
4. Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ ( Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007
5. Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)
6. Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию(базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.
7. Экономическая школа. Вып. 2. 1992.