Глава 18 Десять самых ценных экономических идей
> Понимание основных экономических принципов
> Вооружаемся против экономической непредусмотрительности политических деятелей
этой главе я ознакомлю вас с десятью экономическими идеями, которые все хорошо информированные люди должны знать и быть готовыми использовать при оценке политических предложений, которыми нас постоянно угощают политические деятели всех категорий. Некоторые из этих идей не обязательно справедливы для всех ситуаций, но поскольку, как правило, они верны, будьте внимательны, если кто-то захочет вас убедить в том, что к определенной ситуации их применить нельзя. Не давайте никому возможности убедить вас в этом, поскольку существует вероятность того, что этот "кто-то" ошибается.
Эта концепция является базовым принципом широко известной "невидимой руки" Адама Смита. Если все экономические взаимодействия в обществе будут добровольными со стороны всех участников, то единственными операциями, которые будут иметь место в этом случае, будут те, в которых все стороны чувствуют, что для них они самые что ни на есть выгодные.
Например, если принадлежащее мне золото я поменяю на хлеб, принадлежащий другому человеку, можете быть уверены, что я поступаю так потому, что ценю его хлеб больше, чем свое золото. Я совершаю эту сделку, потому что она делает меня богаче. Одновременно с этим можно быть уверенным и в том, что мой партнер ценит мое золото больше своего хлеба. Так что данная торговая операция и его сделает богаче. При том, что в данном случае каждый из нас преследует собственные интересы, в результате мы оба остаемся в выигрыше.
Этот принцип мотивации поступков людей не значит, что обществу вредят благотворительные акции. Наоборот, отсюда следует сделать вывод о том, что благотворительность тоже возникает из личного интереса. Люди отдают что-то свое, потому что им нравится помогать другим. В результате и они, и те люди, которым они помогают, становятся богаче.
Экономисты твердо убеждены в том, что добровольное взаимодействие, происходящее на свободных рынках, имеет тенденцию стремиться к созданию общественного товара. Но они также уверены в том, что почти каждому участнику торговой сделки нравится использовать существующую систему в собственных интересах. Адам Смит, в частности, подметил это и доказал, что для того, чтобы рынки работали на производство общественных товаров, государство должно победить монополии, олигополии и всякие другие попытки помешать рынку функционировать должным образом, когда фирмы энергично конкурируют друг с другом, предоставляя потребителям желаемое по возможно низкой цене.
Во все времена существовало фиксированное количество богатств, которое могло быть поделено поровну между всеми людьми, подобно тому, как пирог нарезают на равные кусочки и раздают всем по одному. Но если уровень жизни будет продолжать расти, то вскоре вам нужно будет делить уже значительно больший пирог. В краткосрочном периоде вы можете получить такой пирог, если будете работать усерднее или быстрее использовать ресурсы. Но единственный способ получить постоянный рост благосостояния — это изобрести более эффективные технологии, которые позволят людям производить больше товаров из ограниченного количества трудовых и материальных ресурсов.
В поддержку свободы и демократии существует достаточное количество моральных и этических причин. Но больше других оказывает влияние обыкновенный "практический результат", поскольку свобода и демократия содействуют свободному развитию экономики и обмену идеями, а значит, свободные общества имеют больше инноваций и, следовательно, демонстрируют более быстрый экономический рост.
Образованные люди не только больше производят — и в связи с этим получают большую заработную плату, — но, что более важно, они открывают новые технологии. Постоянный экономический рост и более высокий уровень жизни возможны при условии, когда граждане вашей страны хорошо образованы. Существуют, безусловно, и другие веские причины для получения образования, включая способность воспринимать высокое искусство и литературу. Но если вы заботитесь о том, чтобы жить в стране, которая переживает подъем жизненного уровня, то вы .должны всячески способствовать поддержке образования специалистов, которые будут работать в научно-производственной сфере, где и создаются революционные технологии. (Заметьте, что я не говорию: "Стране нужно множество экономистов". Самое лучшее, что экономисты могут сделать для роста экономики, это убедить других выучиться на инженеров!)
Людям нужен стимул для того, чтобы они решились пойти на риск. Одним из самых больших рисков, на который вы должны будете пойти, можно считать увольнение со своей постоянной работы для того, чтобы начать новое дело, или работать над развитием большой новой идеи. Права на интеллектуальную собственность, такие как патенты и авторские права, гарантируют вам, что вы будете единственным, кто получит деньги за тяжелый труд на инновационной ниве. Без этой гарантии редко кто согласится пойти на риск, необходимый для предоставления обществу инновационных технологий и продуктов.
Во все времена люди что-нибудь загрязняли. В конце концов, даже если вам не нравится, чтобы повсюду носились газующие грузовики, отравляющие воздух выхлопными газами, вы, по всей вероятности, захотите, чтобы к вам по вызову приехала карета "скорой помощи" и примчались пожарные, несмотря на то, что эти машины тоже загрязняют окружающую среду. Разница в том, что общая польза, получаемая обществом, превосходит стоимость загрязнения, если рассматривать случай с машинами скорой медицинской помощи, а не случай с грузовиками.
С этой точки зрения цель общества заключается не в том, чтобы полностью запретить загрязнение окружающей среды, а в том, чтобы гарантировать: польза от этого будет превышать ущерб, нанесенный в результате загрязнения окружающей среды. Как объясняется в главе 14, надежные права собственности — ключ к решению данной проблемы: владельцы будут скрупулезно взвешивать пользу и стоимость загрязнения. Право собственности вынуждает людей учитывать не только их собственные издержки от производимого загрязнения, но и тот ущерб, который их действия причиняют другим.
Например, поскольку никто из нас не владеет атмосферой, мы никому не должны платить за право ее загрязнять. Загрязнение воздуха есть на самом деле бесплатным, что и приводит к слишком сильному его загрязнению.
В отличие от "ничейной" атмосферы, мусор, например, я не могу выбросить нигде, поскольку в наши дни каждый клочок земли кому-нибудь принадлежит. Если я захочу выбросить свой мусор на чью-то землю, я должен или заплатить этому человеку за разрешение сделать это, или пойти на огромный риск (или даже сесть в тюрьму!) за неразрешенное складирование отходов. К тому же, поскольку я должен платить за вывоз мусора, у меня не будет стимула для создания большого количества всякого вида хлама.
Все проблемы с окружающей средой возникают из-за плохо продуманных или вообще отсутствующих прав собственности, что позволяет загрязняющим окружающую среду людям игнорировать ущерб, который они причиняют другим. Поэтому экономисты всячески поддерживают создание и ведут наблюдение за проведением в жизнь системы прав собственности, которая заставит людей учитывать все издержки, — как свои, так и окружающих.
Открытие границ государства для международной торговли означает открытие страны для новых идей и инноваций. Конкуренция со стороны зарубежных производителей приводит к тому, что отечественные бизнесмены пытаются всячески рационализировать свое производство с тем, чтобы иметь возможность конкурировать с самыми лучшими предложениями, поставляемыми компаниями со всего мира.
Если обратиться к фактам, то за всю историю человечества самыми богатыми и самыми динамичными обществами были именно те, которые занимались международной торговлей. Страны, закрывающие себя для международной торговли, развиваются медленно и быстро оказываются на обочине. Безусловно, когда экономисты перечисляют выгоды от международной торговли, они подразумевают, что это — свободная торговля, когда компании разных стран имеют возможность свободно конкурировать с целью предоставления людям лучших товаров и услуг по самой низкой себестоимости. Экономисты строго осуждают многочисленные государственные субсидии и ограничение торговли, которые мешают свободной торговле и обусловлены старанием "выиграть матч" в пользу одной страны.
Частные фирмы имеют возможность предоставлять товары и услуги только в том случае, если при этом они могут избежать убытка. Для того чтобы избежать убытка (или получить прибыль), какой бы продукт ни продавала фирма, он должен быть исключаемым благом, под которым подразумевается, что только те, кто оплатил товар или услугу, могут их получить.
Как объясняется в главе 15, некоторые товары и услуги не являются исключаемым благом. Например, маяк предупреждает об опасности все корабли в округе, безотносительно того, заплатили они владельцу маяка или нет. Поскольку все капитаны знают, что могут получить эту услугу без того, чтобы оплатить ее, то владелец маяка быстро обанкротится, поскольку найдется лишь несколько достаточно честных капитанов, которые будут оплачивать предоставленную им услугу.
Товары и услуги, которые не являются исключаемыми благами, называются общественными благами, поскольку они в высшей степени открыты публике и не могут принадлежать отдельным лицам.
Поскольку частные фирмы не могут получить прибыль от производства общественных товаров, обычно их предоставляет обществу государство. В отличие от частных фирм, государство может заставить людей платить за общественные товары. Делается это с помощью установления системы налогообложения и использования полученных таким образом денег для оплаты "товаров" общественного пользования — таких, как охрана государства, полицейские учреждения, маяки, фейерверки, научные исследования и т.д.
Экономисты рассматривают существование общественных благ как одно из самых важных оправдывающих обстоятельств вмешательства государства в экономику. Хотя частные благотворители могут также предоставить некоторые общественные блага, многие общественные товары настолько дороги, что могут быть предоставлены только в случае,
если государство использует свою власть для установления налогов, чтобы оплатить их. Следовательно, общественные блага обычно предоставляются самим обществом.
Высокий уровень инфляции всегда вызван слишком быстрым увеличением денежной массы, совершаемым по прямому указанию правительства. Растущая экономика всегда имеет растущий спрос на деньги, поскольку чем больше товаров можно купить, тем больше вам нужно денег, на которые вы их будете покупать. Если вы хотите удерживать средний уровень цен постоянным, правильной реакцией будет увеличение денежного предложения на тот же самый процент, на который увеличился спрос. Если предложение денег увеличится быстрее, чем спрос на деньги, стоимость денег снизится — и в результате возникнет инфляция. (Другими словами, потребуется больше денег для покупки такого же количества товаров, что и раньше, а это значит, что цены вырастут.)
Чтобы предупредить инфляцию, требуется гарантировать, что государство увеличит предложение денег на тот же процент, на какой увеличится спрос на деньги. Современные центральные банки, подобно Федеральному резерву в Соединенных Штатах, могут сделать это достаточно легко, так что в наши дни оправданий для высокого уровня инфляции не существует.
(обратно) (обратно)
Примечания
На английском lemon означает не только "лимон", но и "простофиля" и "барахло", — Примеч. ред.
(обратно)
Меркантилизм — экономическое учение и экономическая политика, отражавшие интересы торгового капитала эпохи, предшествовавшей промышленному капиталу. Возник в XV веке, особое развитие получил в XVI и XVII веках. Сторонники меркантилизма ошибочно полагали, что источником богатства является сфера обращения, а не сфера производства, богатство же отождествляется с деньгами. Меркантилисты считали, что благосостояние государства зависит от большого скопления денег — золота и серебра — в стране и добивались преобладания вывоза товаров за границу над их ввозом в страну. — Примеч. пер.
(обратно)
Оглавление
· Об авторе
· Посвящение
· Благодарности
· Введение
· Часть I Экономическая теория — наука о том, как люди решают проблему дефицита
· Глава 1 Почему следует изучать экономическую теорию
· Смотрим в будущее
· Макроэкономические показатели
· Причины экономического спада
· Монетарная и фискальная политики для преодоления спада
· Балансирование спроса и предложения
· Почему конкуренция — это здорово
· Проблемы, возникающие из-за отсутствия конкуренции
· Преобразование прав собственности
· Другие изъяны рынка
· От реальности к абстракции
· Представляем модель №1: кривая спроса
· Построение кривой спроса
· Используем кривую спроса для составления прогнозов
· Строим собственную кривую спроса
· Глава 2 Пирожное или мороженое? Изучение потребительского выбора
· Используем полезность для измерения удовлетворения
· Учитываем альтруизм и щедрость
· Как эгоизм может содействовать общественному благу
· Ограниченность ресурсов
· Технологические ограничения
· Ограниченность времени
· Стоимость возможности: неизбежное ограничение
· Предельная полезность и птицы
· Как происходит принятие решений при неполной информации
· Рациональное в иррациональном
· Невозвратимые издержки невозвратимы!
· Ошибочные оценки стоимости и полезности
· Смешивание предельного и среднего
· Глава 3 Выпуск правильно выбранных товаров для максимального удовлетворения человеческих потребностей
· Классификация производственных ресурсов
· Хорошего — понемножку: уменьшение отдачи
· Немножко здесь, немножко там: распределение ресурсов
· График предельных производственных возможностей
· Попробуем изменить график с помощью улучшенной технологии
· Взвешиваем "за" и "против": рынок и вмешательство государства
· Магия рынка: идем туда, куда никто никогда не мог добраться
· Коммунизм, длинные очереди и туалетная бумага
· Ошибки рынков
· Когда государственное вмешательство необходимо
· Больше денег на мохер
· Когда вмешательства властей не требуется
· Выбираем смешанную экономику
· Что значит — быстро?
· Часть II Макроэкономика — наука об экономическом росте и стабильности
· Глава 4 Макроэкономические показатели: как экономисты следят за всем
· Что не учитывается в ВВП
· Что учитывается в ВВП
· Учитываем потоки доходов и имущество
· Отслеживаем потоки доходов
· Учитываем имущество
· Следуем за фондами, везде и всюду
· Учитываем товар, когда он произведен, а не тогда, когда он продан
· Хорошо, плохо и скверно: все влияет на увеличение ВВП
· С - потребительские расходы
· NX — чистый объем экспорта
· Внешнеторговый дефицит может быть полезным!
· Учитываем все имущество, а не только наличные
· Относительное преимущество
· Глава 5 Инфляция: почему много денег не всегда хорошо
· Деньги: баланс спроса и предложения
· Искореняем бартер: покажите мне деньги!
· Сознательное стимулирование инфляции
· Оплата счетов бумажными деньгами: курс на гиперинфляцию
· Крез и Кубулай: денежные короли
· Гиперинфляция и Гитлер
· Влияние заемщиков: инфляционная политика
· Стимулирование экономики с помощью инфляции
· Инфляция, рассерженные фермеры и Волшебник страны Оз
· Результаты инфляции
· Создаем собственную потребительскую корзину
· Вычисляем темп инфляции
· Установление индекса цен
· Определяем действительный уровень жизни с помощью индекса цен
· Проблемы индекса цен
· Уравнение Фишера
· Неточность прогнозов
· Глава 6 Почему происходят рецессии
· Определяем некоторые важнейшие понятия
· Приспособление цен в долгосрочном периоде
· Шоки в системе: реакция на изменение совокупного спроса
· Жесткие цены в краткосрочном периоде
· Совмещаем краткосрочный и долгосрочный периоды
· Wal-Mart и Y*
· Уменьшение зарплат или увольнение работников
· Суммируем расходы на заработную плату и полученную прибыль
· Возвращение к Y*: действия правительства
· Что делает рецессию рецессией
· Корректирование запасов материальных оборотных средств вместо цен
· Следим за уровнем запасов материальных оборотных средств
· Увеличение или сокращение объема производства при колебании уровня запасов
· Корректирование запасов с учетом запланированных и фактических расходов
· А теперь — немножко алгебры
· Определяем равновесие графически
· Рост ВВП и модель Кейнса
· Глава 7 Борьба с кризисами с помощью монетарной и фискальной политик
· Цель - производство продукта при полной занятости
· Передвигаем кривую AD вправо — или возвращаем людям работу
· Государство не может удерживать объем выпуска на уровне, превышающем Y*
· Поведение реальной заработной платы
· Повышение номинальной заработной платы в период жестких цен
· Возвращение к Y* и изначальной реальной заработной плате
· Недостатки стимулирования: что происходит, когда все ожидают стимула
· Важность жестких цен
· Отсутствие жесткости цен при повышении
· Ожидания стимуляции
· Рациональные ожидания
· Небольшая инфляция может помочь повысить уровень занятости
· Увеличение государственных расходов помогает преодолеть спад
· Оплата увеличенных расходов государства
· Займы и траты: самое распространенное решение
· Что делать с дефицитом
· Гарантии защиты будущих доходов от налогообложения
· Оплата долгов с помощью печатания денег: неправильный выбор
· Аргументы в пользу бумажных денег
· У вас может оказаться слишком много денег
· Что такое облигации
· Связь между стоимостью облигации и процентной ставкой
· Изменение предложения денег для изменения процентных ставок
· Снижение процентных ставок для стимулирования экономики
· Как рациональные ожидания могут ограничить монетарную политику
· Графическое изображение результатов увеличения предложения денег
· Как инфляционные ожидания влияют на процентные ставки
· Сохранение инфляционных ожиданий на низком уровне помогает проведению монетарной политики
· Часть III Микроэкономика — наука о поведении потребителей и предприятий
· Глава 8 Предложение и спрос
· Придерживаемся точной терминологии
· График кривой спроса
· Изменение цены: движение вдоль кривой спроса
· Изменение другого фактора: смещение кривой спроса
· Стоимость возможности: определяем крутизну кривой спроса
· Эластичность спроса
· График кривой предложения
· Разделение продажной цены и затрат на производство
· Изменение цены: движение вдоль кривой предложения
· Изменение затрат: смещение кривой предложения
· Эластичность предложения
· Платим любую цену: совершенно неэластичное предложение
· Производим столько, сколько пожелаем: совершенно эластичное предложение
· Рыночное равновесие
· Демонстрация стабильности рыночного равновесия
· Избыточное предложение: сокращение цен до уровня равновесной цены
· Избыточный спрос: повышение цен до уровня равновесной цены
· Реакция на увеличение спроса
· Реакция на уменьшение предложения
· Потолок цен
· Поддерживаем минимальные цены
· Поддерживаем Первый мир — заставляем страдать Третий
· Глава 9 Знакомьтесь: потребитель, максимизирующий полезность
· Стараемся купить столько (предельной) полезности, сколько сможем
· Распределение денег между двумя видами товара для максимизации совокупной полезности
· Выравнивание предельной полезности в расчете на доллар стоимости всех товаров и услуг
· Инфляция и спрос
· Почему предельная полезность на доллар должна быть одинаковой
· Применение формулы для разнообразных товаров и услуг
· Как изменение цены влияет на величину спроса
· Графическое изображение изменения цены и количества — кривая спроса
· Дополняющие и замещающие товары
· Глава 10 Основа капитализма: предприятие, максимизирующее прибыль
· Условия абсолютной конкуренции
· Соглашаемся с ценой, но производим количество
· Различие между бухгалтерской и экономической прибылью
· Учитываем стоимость возможности
· Мотивация экономической прибылью
· Стоимость единицы произведенного продукта
· Увеличение и уменьшение отдачи
· Причина уменьшения отдачи
· Средние переменные издержки
· Средние фиксированные издержки
· Средние совокупные издержки
· Предельные издержки
· Точка пересечения кривых МС, AVC и АТС
· Волшебная формула: когда MR = МС
· Визуализация прибыли
· Визуализация убытков
· Условия краткосрочного закрытия предприятия: переменные издержки превышают совокупный доход
· Условие долгосрочного закрытия: совокупные издержки превышают совокупный доход
· Зависимость от рыночных цен
· Глава 11 Почему экономисты любят свободные рынки и конкуренцию
· Предпосылки для функционирования свободных рынков
· Гарантия того, что люди захотят покупать и продавать на рынках
· Учитываем все затраты и выгоды
· Анализ эффективности свободных рынков
· Использование кривых спроса и предложения для сравнения затрат и выгод
· Определение социально оптимального уровня продукта
· Свободные рынки производят социально оптимальный уровень продукта
· Использование совокупного излишка для измерения выгод
· Измерение излишка потребителя неделимого (дискретного) товара
· Измерение излишка потребителя делимого товара
· Измерение излишка производителя
· Измерение совокупного излишка
· Анализ совокупного излишка
· Необратимые потери, вызванные установлением потолка цен
· Анализ необратимых потерь от налогов
· Как налоги смещают кривую предложения
· Как налоги приводят к необратимым потерям
· Причины и следствия идеальной конкуренции
· Исследование процесса идеальной конкуренции
· Начало или прекращение деятельности фирм в зависимости от получения прибыли
· Процесс вхождения фирм в рынок при наличии прибыли
· Как фирмы-новички сокращают прибыль
· Как достаточное количество фирм-новичков приводит к нулевой прибыли
· Нулевая прибыль также означает минимальные затраты на производство продукта
· Процесс ухода фирм с рынка при несении убытков
· Начало или прекращение деятельности фирм не происходят мгновенно
· Глава 12 Монополии: как плохо ведут себя те, у кого нет конкурентов
· Проблемы, вызванные монополиями
· Источник проблем: уменьшение предельного дохода
· Снижение спроса
· Построение кривой предельного дохода с помощью кривой спроса
· Связь предельного дохода с совокупным доходом
· Увеличение производства, сокращение предельного дохода
· Спускаемся по кривой спроса: чем выше объем производства, тем ниже цены
· Выбор объема производства для максимизации прибыли
· Обеспечение MR = МС для монополии
· Установление цены
· Оценка прибыли, получаемой монополией
· Монополия не гарантирует прибыльности
· Анализ уровней продукта и цен
· Максимизация прибыли для каждой фирмы
· Почему монополии производят меньше продукта
· Необратимые потери: измерение ущерба, причиненного монополиями
· Оценка эффективности
· Поощрение инноваций
· Сокращение чрезмерного количества конкурентов
· Низкие издержки естественных монополий
· Субсидирование монополий для увеличения объема выпуска
· Минимальные требования к объему производства
· Регулирование монопольного ценообразования
· Разделение монополии на несколько конкурирующих фирм
· Глава 13 Олигополия и монополистическая конкуренция
· Стратегия олигопольных фирм
· Последствия конкуренции или сговора фирм
· Координация картеля — тяжелый труд
· Анализ OPEC — трудности договорившихся фирм
· Начинаем игру
· Расплата за признание или хранение молчания
· Таблица с вариантами расплаты, облегчающая сравнение
· Определяем доминирующую стратегию для каждого заключенного в отдельности
· Доминирующая стратегия приводит к печальным последствиям для обоих участников
· Закон молчания и "Дилемма заключенного"
· OPEC и "Дилемма заключенного"
· Использование "авторитета", который помогает членам OPEC придерживаться квот
· Доминирующие фирмы
· Применение антитрастовых законов
· Польза от дифференциации продукта
· Ограничения на размер прибыли
· Снижающаяся кривая спроса
· Определение равновесия: появление фирмы на рынке и уход с рынка
· Неэффективное производство
· Коммунизм, гамбургеры Wendy и дифференциация продукта
· Глава 14 Права собственности и их отсутствие
· Определение позитивных и негативных внешних эффектов
· Последствия негативных внешних эффектов
· Недостатки учета затрат, налагаемых на других
· Перепроизводство товаров, которые вызывают негативные внешние эффекты
· Почему вы хотите некоторого количества негативных внешних эффектов
· Смягчение негативных внешних эффектов
· Расчет последствий позитивных внешних эффектов
· Производство недостаточного количества товаров, которые вызывают позитивный внешний эффект
· Субсидирование деятельности, которая производит позитивный внешний эффект
· Содержание коров: чрезмерное стравливание пастбища на общественном поле
· Рыбная проблема: вымирание, вызванное плохо продуманными правами собственности
· Глава 15 Несостоятельность рынка: асимметричная информация и общественные товары
· Почему асимметричность информации ограничивает торговлю
· Решаем проблему барахолки: рынок подержанных автомобилей
· Почему качественные подержанные автомобили "покидают" рынок
· Вторая жизнь хороших вещей: решение проблемы барахолок
· Предложение гарантии
· Создание репутации
· Получение экспертной оценки
· Выдача страховых полисов в случае, когда нельзя определить степень риска того или иного клиента
· Разделение клиентов на группы для того, чтобы их различить
· Как избежать ложного выбора
· Уменьшение морального риска
· Дискриминация групп, идентификация индивидуумов
· Налогообложение с целью предоставления общественных благ
· Привлечение филантропов для создания общественных благ
· Предоставление общественного товара путем продажи частного товара
· Почему новые технологии относятся к общественным товарам
· Патентование с целью превращения общественных благ в товары, предназначенные для личного потребления
· Субсидирование исследования технологий, которые не могут быть запатентованы
· Часть IV Великолепные десятки
· Глава 16 Десять (или почти десять) известных экономистов
· Глава 17 Десять очаровательных экономических заблуждений
· Глава 18 Десять самых ценных экономических идей . . .