Стоимость единицы произведенного продукта
Причина, по которой экономисты устанавливают разницу между фиксированными и переменными издержками предприятия, состоит в том, что они оказывают слишком разное влияние на принятие решений в отношении количества производимого товара. Давайте посмотрим на табл. 10.1, в которой приведены данные о структуре затрат корпорации LemonAid, нашего производителя лимонада.
В начале своей деятельности корпорация LemonAid приобрела соковыжималку за 100 долл. — т.е. ее фиксированные расходы составили 100 долл. Затем руководству корпорации нужно решить, сколько лимонада производить, а это в свою очередь определит, сколько рабочих нужно будет нанять. В первой колонке приведены данные о численности рабочих: оно варьируется от ноля до восьми. Если фирма не наймет рабочих, то, как указано в верхней части второй колонки, никакого товара произведено не будет. Но если фирма наймет рабочих, выпуск продукта увеличится; вы можете увидеть это из данных той же второй колонки. Больше рабочих означает больше продукта.
(обратно)
Увеличение и уменьшение отдачи
Нужно обратить внимание на тот факт, что количество дополнительного, или предельного, продукта, произведенного каждым дополнительно нанятым работником, непостоянно. Это значит, что если вы переходите от ноля рабочих до одного, количество производимого продукта возрастает от ноля до 50 бутылок лимонада. Однако, когда вы перейдете от одного рабочего до двух, объем произведенной продукции увеличится от 50 до 140 бутылок. Говоря на языке экономистов, предельный продукт второго рабочего — 90 бутылок, тогда как предельный продукт первого — всего лишь 50.
Теперь рассмотрим эти факты в пересчете на расходы и доходы. Если каждому рабочему нужно платить одинаковую зарплату по 80 долл. в день (10 долл. в час за 8 часов работы), вы должны смириться с тем, что первый рабочий производит 50 бутылок за 80 долл. в день, а второй — 90, за те же 80 долл. в день.
Экономисты называют ситуации подобно этой увеличением отдачи, поскольку количество дохода, полученного вами от данной суммы вложений (еще один рабочий), увеличивается с добавлением следующей единицы вложений. Но если вы внимательно просмотрите все данные второй колонки, то обнаружите, что постоянного увеличения доходов не происходит.
В исследуемом нами случае с корпорацией LemonAid увеличение отдачи прекращается почти сразу же. Давайте посмотрим, что произойдет с продуктом, когда вы наймете третьего рабочего. Объем производимой продукции увеличится, но всего лишь на 80 единиц: от 140 бутылок до 220 бутылок. И чем большее количество рабочих вы будете нанимать, тем хуже будут обстоять дела. Добавление четвертого рабочего увеличит продукт всего на 70 бутылок, а пятый принесет с собой прирост продукта, исчисляемый лишь 60 бутылками.
Экономисты называют ситуацию подобно этой уменьшением отдачи, поскольку каждая последующая единица вложений, подобно трудовым ресурсам, приносит с собой более скромный прирост продукта, чем предыдущая единица вложений.
(обратно)
Причина уменьшения отдачи
Детально я рассматриваю причину уменьшения отдачи в главе 3, но сейчас я вкратце объясню ее. Для этого мне придется воспользоваться тем фактом, что корпорация LemonAid купила только одну соковыжималку для выжимания сока из лимонов.
Первый рабочий может использовать соковыжималку для выжимания достаточного количества сока для наполнения 50 бутылок, вложив лимоны в соковыжималку и произведя все необходимые манипуляции. Но оказывается, что двое рабочих, если будут работать вместе, смогут справиться с этим лучше, если разделят обязанности: один будет приносить лимоны к соковыжималке, а второй — производить все необходимые манипуляции. Работая вместе, они могут в общей сумме произвести 140 бутылок — больше, чем вдвое, превысить изначальные 50, которые сможет произвести один рабочий, если будет трудиться в одиночку.
Тем не менее, третий рабочий не увеличивает производство продукта настолько, как это делает второй, потому что две основные задачи — доставка и манипуляции — уже поделены. В лучшем случае он сможет помочь двум первым рабочим выполнять их обязанности немного быстрее. Это справедливо и для всех других, нанятых в дальнейшем рабочих: они полезны, но каждый из них добавит к продукту меньше, чем предыдущий, поскольку рабочих станет слишком много и вскоре для дальнейшего совершенствования производства почти не останется места.
(обратно)
Средние переменные издержки
На переменные издержки оказывает влияние тот факт, что поначалу дополнительные рабочие увеличивают доходы, а затем сокращают их. В случае с корпорацией LemonAid (см. табл. 10.1) переменные издержки — это все расходы на рабочую силу при зарплате каждого рабочего в 80 долл. в день. Вы можете видеть возрастание этих переменных издержек, если изучите данные пятой колонки таблицы.
Но намного интереснее посмотреть на средние переменные издержки (AVC), которые определяются как переменные издержки, поделенные на количество единиц продукта (VC/q). Например, поскольку один рабочий производит 50 бутылок продукта при переменных затратах в 80 долл., средние переменные издержки составляют 80 долл. / 50 = 1,60 долл. за 1 бутылку. Когда двое рабочих обходятся в 160 долл. переменных издержек, но производят 140 бутылок, средние переменные издержки для двух рабочих составляют только 160 долл. / 140 =1,14 долл. за бутылку.
Уменьшение средних переменных издержек приводит к увеличению отдачи: при переходе от ситуации с одним нанятым рабочим до ситуации с двумя нанятыми рабочими переменные издержки удваиваются (от 80 долл. до 160), но продукт возрастает более, чем в два раза (от 50 бутылок до 140).
Когда происходит уменьшение отдачи, средние переменные издержки начинают возрастать — вы можете видеть это, просмотрев данные из шестой колонки табл. 10.1. Это происходит потому, что тогда как каждый дополнительный рабочий стоит дополнительные 80 долл., каждый дополнительный рабочий, начиная с третьего, обеспечивает прирост продукта на меньшую величину, чем его предшественник. Каждая последующая выплата 80-долларовой зарплаты приносит с собой все меньше и меньше дополнитель-
ных бутылок лимонада, так что средние переменные издержки на производство одной бутылки должны возрастать.
График средних переменных издержек корпорации LemonAid изображен на рис. 10.1. (Там же показаны средние фиксированные издержки и средние совокупные издержки компании.) Запомните эту кривую средних переменных издержек, поскольку она будет иметь огромное влияние на то, сколько бутылок захотят произвести менеджеры фирмы с тем, чтобы максимизировать прибыль своей фирмы.
(обратно)