Недостатки стимулирования: что происходит, когда все ожидают стимула

В предыдущем разделе я объяснил, почему увеличение совокупного спроса, имеющее своей целью увеличить выпуск выше Y*, может делать это лишь временно — до тех пор, пока не произойдет корректировка цен. В этом разделе я покажу вам, что цены могут быть откорректированы настолько быстро, что стимулирование может вообще не повлиять на увеличение выпуска, даже временно.


(обратно)

Важность жестких цен

Как я показал на рис. 7.2, всякое увеличение выпуска после перемещения кривой совокупного спроса вправо из AD0 в AD1 зависит от жесткости цен краткосрочного периода. Другими словами, экономика передвигается из точки А в точку В вдоль горизонтальной кривой совокупного спроса краткосрочного периода, SRAS0, только если уровень цен зафиксирован на Р0 в краткосрочном периоде.

В главе 6 я сообщаю множество фактов, свидетельствующих о том, что во время рецессии цены снижаются с большим трудом. В частности, на предприятиях не любят сокращать заработную плату и обижать своих рабочих. Руководителям фирм отлично известно, что в случае сокращения зарплаты рабочие разозлятся и откажутся усердно трудиться, в результате чего снижение продуктивности еще больше усугубит ситуацию с получением прибыли.

В результате в экономике наблюдается жесткость заработной платы при снижении, под которым экономисты подразумевают, что номинальная заработная плата обычно не уменьшается. Как я объясняю в главе 6, снижение жесткости заработной платы приводит к жесткости цен при снижении, поскольку фирмы не могут снизить цены до уровня ниже стоимости производства продукта, если они хотят получать прибыль и оставаться в бизнесе. (Помните, что стоимость труда в большинстве видов бизнеса составляет самую большую часть производственных затрат. Если фирмы не могут сократить заработную плату, они не могут сократить цену на производимый ими продукт.)


(обратно)

Отсутствие жесткости цен при повышении

Заметьте, что в предыдущем разделе я говорил только о жесткости при снижении; я ничего не говорил о ценах или зарплатах, которые повышаются. В действительности в экономике есть очень мало факторов, которые могут послужить причиной жесткости заработной платы при повышении или жесткости цен при повышении.

Как раз наоборот, зарплаты и цены достаточно свободно повышаются при росте спроса относительно предложения. Деловые и трудовые соглашения могут на некоторое время ограничить рост цен и заработной платы, но как только срок этих контрактов истечет, цены и заработная плата получают возможность свободно расти.


(обратно)

Ожидания стимуляции

Отсутствие жесткости цен при их повышении содержит в себе две очень важные вещи для всякого государства, пытающегося стимулировать экономику на производство большего объема выпуска, чем при полной занятости (Y*).

Если цены и заработная плата смогут быстро подняться, экономика будет очень недолго производить больше Y*. Это значит, что экономика будет двигаться из точки А в С (см. рис. 7.2) настолько быстро, что стимулирование приведет к повышению объема выпуска и занятости (больше Y*) только на очень короткое время.

Если люди догадаются о начале стимуляции, то стимул (который пытается поднять объем выпуска выше уровня Y*) будет лишь порождать инфляцию и не приведет к какому бы то ни было увеличению выпуска. Другими словами, если людям удастся предусмотреть увеличение совокупного спроса, экономика может перепрыснуть прямо из точки А в точку С, так что уровень цен возрастет даже без временного увеличения выпуска.

Для того чтобы убедиться в истинности этого утверждения, предположим, что государство заранее объявило о проведении большого количества стимулирующих мер, которые передвинут совокупный спрос из АD0 в AD1 в течение нескольких месяцев (см. рис. 7.2). Поскольку наемные работники и бизнесмены имеют возможность изучить макроэкономику так же хорошо, как и политики, занимающие государственные должности, они понимают, что единственным долгосрочным эффектом наступающего стимула будет рост цен от Р0 до Р1.

К тому же, рабочие понимают, что реальная заработная плата останется неизменной в долгосрочном периоде, потому что их номинальная зарплата и стоимость жизни (определяемая уровнем цен) возрастут одинаково. В результате они осознают, что в долгосрочном периоде стимул вообще не поможет им. Их единственная надежда на получение прибыли основывается всецело на краткосрочном периоде, когда номинальная заработная плата должна подняться, а уровень цен должен остаться прежним. Другими словами, они надеются извлечь выгоду от движения из точки А в точку В (см. рис. 7.2).

Но предприятия не желают оставаться в дураках. Им не хочется уменьшать прибыль из-за повышения заработной платы, когда цены на товары и услуги остаются неизменными. Поэтому они действуют "на упреждение". Поскольку цены — со временем — должны подняться от Р0 до Р1 и заработная плата — тоже со временем — должна подняться на тот же уровень, фирмы упреждают увеличение заработной платы, поднимая цены настолько быстро, насколько это возможно.

Ничто не мешает предприятиям увеличить цены, поскольку в экономике нет ничего такого, что могло бы заставить растущие цены остановиться. Поэтому, если предприятия заметят, что стимул начинает действовать, они просто постараются как можно быстрее повысить цены с тем, чтобы удостовериться: цены и заработная плата поднимаются с одинаковой скоростью. В результате уровень цен перепрыгнет от Р0 до P1.

Конечно, предприятия повышают заработную плату на тот же самый процент, что и рост цен, с тем, чтобы удерживать уровень реальной заработной платы на прежнем уровне. Они хотят создать ситуацию, при которой у рабочих сохранятся причины для производства продукта на уровне Y*.

Как вы видите, если государство старается стимулировать производство на уровне Y* и если стимул понят и принят каждым в экономике, он вообще может не подействовать. Цены и заработная плата могут просто перепрыгнуть из точки А в точку С, что будет значить — стимул не справился с задачей и стимулирования не произошло, поскольку продукт остался на уровне Y*, тогда как цены и заработная плата одновременно возросли.


(обратно)

Рациональные ожидания

Феномен, который я описал в предыдущем разделе, является примером рациональных ожиданий — этот термин экономисты используют для описания того, как в ожидании будущих событий люди рациональным способом меняют свое текущее поведение. В этом случае предприятия (рациональным способом) немедленно решают повысить цены, когда обнаруживают, что государство начнет увеличивать совокупный спрос, смещая его из AD0 в AD1.

В самом деле единственный разумный способ действия для предприятий — это немедленное повышение цен на свою продукцию, поскольку если цены останутся на уровне Р0, то прибыль автоматически сократится; это произойдет, если экономика перейдет из точки А в точку В (когда номинальная заработная плата повысится, а цены останутся прежними). Незамедлительно повысив цены и передвинув экономику напрямую из точки А в точку С, они могут избежать подобной ситуации.

Теория рациональных ожиданий — одна из самых важных теорий макроэкономики, потому что она свидетельствует о строгих ограничениях возможности государства контролировать экономику. Люди не могут сидеть на одном месте, подобно растениям, когда правительство объявляет о политике изменений. Они изменяют свое поведение. И иногда, как в случае, который я описал в предыдущем разделе, изменение в их поведении полностью разрушает способность государства достичь своей цели — стимулирования экономики.


(обратно)

Наши рекомендации