Совмещаем краткосрочный и долгосрочный периоды
Если вы усвоили смысл предыдущих подразделов, можете считать себя специалистом как в долгосрочных, так и в краткосрочных реакциях на экономические шоки. (Пришло время назначить вечеринку, чтобы произвести впечатление на своих друзей!)
Рис. 6.5 позволит вам увидеть, как экономика приспосабливается к отрицательному шоку спроса как в краткосрочный, так и в долгосрочный периоды времени. Экономика стартует в точке А, где исходная кривая совокупного спроса, AD0, пересекается с кривыми LRAS и SRAS. В точке А экономика находится в равновесии, потому что при уровне цен Р0 совокупный спрос на продукт равен уровню выпуска, произведенного при пол
ной занятости, Y*. Здесь нет ни излишков, ни дефицита, которые могут привести к изменению цен.
Горизонтальное положение кривой SRAS при цене Р0 отражает следующий факт: после того, как экономика достигнет своего равновесия (где AD0 пересекается с LRAS на уровне продукта Y*), цены, которые определяются на этом уровне, остаются жесткими в краткосрочном периоде; они не могут мгновенно измениться, даже если происходит шок спроса.
(обратно)
Wal-Mart и Y*
Две самых последних рецессии, имевших место в Соединенных Штатах в 1991 и 2001 годах, были очень умеренными — намного более умеренными, нежели большинство предыдущих спадов. Точная причина этого неясна, но многие экономисты верят, что одним из факторов является то, что розничные торговцы намного быстрее корректируют цены, когда предложение не соответствует спросу. Лидером в этом отношении стала Wal-Mart (корпорация Wal- Mart, владеющая крупнейшей в мире сетью розничной торговли, сети супермаркетов Wal-Mart Stores. - Примеч. пер.), которая разработала самую сложную, но отлично организованную систему управления материально-производственными запасами в розничной торговле. С помощью этой компьютеризированной системы менеджеры Wal-Martмогут немедленно узнать, что продается, а что — нет. В результате цены на медленно продающиеся товары очень быстро снижаются, так что товары не остаются непроданными в течение недель или месяцев, как было все предыдущие десятилетия, когда переучет товара проводился вручную раз в месяц.
В результате таких инноваций цены могут быстро корректироваться, приводя в соответствие спрос и предложение. Цены теперь снижаются намного быстрее, заставляя экономику возвращаться к производству продукта при полной занятости (Y*). А это значит, что рецессии теперь стали более кратковременными и умеренными.
Например, давайте представим, что кривая совокупного спроса переместится влево от AD0 к AD1 по причине отрицательного шока спроса определенного рода. Поскольку цены зафиксированы в краткосрочном периоде на P0, первой реакцией экономики будет передвижение из точки А в точку В. Другими словами, так как цены жесткие, производство падает от Y* до Yнизкий, поскольку фирмы отвечают на пониженный спрос сокращением производства. (Маленькими стрелочками показано движение экономики из точки А в точку В. )
В точке В экономика функционирует ниже уровня полной занятости, а это значит, что есть масса безработных. Этот высокий уровень безработицы приводит к уменьшению заработной платы. Поскольку заработная плата снижается, расходы фирм также сокращаются, позволяя им уменьшить цены, для того чтобы привлечь большее количество потребителей.
Падение цен приводит к увеличению совокупного спроса на товары и услуги, что со временем сдвигает экономику из точки В к точке C. (Это движение показано стрелочками на графике.) Когда экономика достигает точки C, она опять начинает производить объем выпуска товаров и услуг, соответствующий полной занятости, Y*.
Последствия отрицательного шока спроса в краткосрочном и долгосрочном, периодах полностью противоположны.
В краткосрочном периоде цены жесткие, тогда как объем производства снижается.
В долгосрочном периоде цены снижаются, тогда как объем производства возвращается на уровень Y*.
Если цены ощутимо меняются, экономика может быстро перейти из точки А к точке В и точке C. Но если цены корректируются медленно при отрицательном шоке совокупного спроса, может пройти много времени, пока экономика перейдет из точки А в точку В и точку С. В таких случаях возникает затяжной спад, в течение которого выпуск остается ниже Y* и наблюдается высокий уровень безработицы.
По этим причинам нам нужно вычислить, что влияет на способность цен быстро меняться. Самая главная причина жесткости цен — жесткие зарплаты.
Когда экономика сталкивается с отрицательным шоком спроса, подобно проиллюстрированному на рис. 6.5, гибкость цен (или отсутствие таковой) определяет как серьезность, так и продолжительность экономического спада, который может произойти. Если бы цены были абсолютно гибкими, — если бы они могли изменяться в течение секунд или минут после произошедшего шока, — экономика могла бы немедленно перейти из точки А в точку C, и все было бы замечательно в нашем лучшем из миров. Но если цены в течение определенного периода времени остаются неизменными, экономика вступает в период рецессии, переходя из точки А в точку В прежде, чем цены упадут и вернут ее к уровню выпуска, соответствующему полной занятости, в точке C.
В реальном мире цены действительно медленно меняются или, как любят говорить экономисты, остаются жесткими. Интересно, что цены имеют тенденцию к большей жесткости в сторону снижения, чем повышения, другими словами, ценам труднее упасть, чем взлететь.
Главным виновником представляется одна особая цена: заработная плата. Заработная плата — это цена, которую должны платить работодатели своим работникам, оплачивая их труд. В отличие от других цен, существующих в экономике, люди очень эмоционально относятся к зарплате и к ее изменениям с течением времени.
Особенно служащим не нравится снижение заработной платы. Когда речь идет о заработке, у всех возникает обостренное чувство справедливости, а в результате получается, что, выступая против всякого вида сокращения заработной платы, трудящиеся обычно реагируют одинаково — начинают трудиться менее усердно. Поэтому менеджеры обычно считают снижение заработной платы неэффективным, приносящим, как правило, обратные результаты, и не идут на эту меру, даже если фирма теряет деньги и должна сокращать затраты.
(обратно)