Создаем собственную потребительскую корзину
В потребительскую корзину для расчета ИПЦ входит большое количество продуктов и услуг. Вам будет проще понять термин "индекс цен", если вы создадите упрощенный индекс на примере очень маленькой потребительской корзины. В этом разделе я проанализирую очень маленькую потребительскую корзину, в которую войдут лишь пицца, пиво и учебники. Поскольку этот "набор" обычно покупают студенты колледжей, я назвал ее "Индекс потребительских цен студента".
Для каждого из трех видов товара, входящих в индекс потребительских цен студента, я придумал цены на 2003, 2004 и 2005 годы и внес их в табл. 5.1.
В 2003 году одна пицца с сыром средней величины стоила 10 долл., бутылочка холодного пива — 2 долл., а слишком толстый, плохо написанный, малопонятный учебник по азам экономики стоил 120 долл. В следующем году цена одной пиццы с сыром средней величины упала до 9 долл., потому что рядом со старой пиццерией открылась новая, что привело к ценовой войне. Пиво продолжали продавать по цене 2 долл., но книжный магазин решил, что без учебника студенты все равно не обойдутся, и повысил цену на него до 160 долл.
Идем дальше. При оценивании индекса вам нужно следить за тем, сколько единиц каждого вида товара закупается обычным студентом ежегодно. Для простоты давайте предположим, что в год обычный студент покупает десять пицц с сыром, шестьдесят банок пива и один учебник по экономике.
(обратно)
Вычисляем темп инфляции
Для того чтобы вычислить, какая инфляция существует в студенческой экономике (или дефляция, если стоимость жизни начнет снижаться), сначала нужно просуммировать стоимость потребительской корзины в каждом отдельно взятом году. В 2003 году ее стоимость составила 340 долл.: 100 долл. — пицца (десять пицц, по 10 долл. каждая), 120 долл. — пиво (60 банок пива по 2 долл.) и 120 долл. — учебники по экономике (один учебник стоимостью 120 долл.). Стоимость приобретения такой же корзины в 2004 году составляет 370 долл. Это значит, что стоимость потребительской корзины выросла на 30 долл.
Теперь, когда вы закончили сложение, вам нужно немножко заняться алгеброй. Экономисты используют большую букву Р для обозначения того, сколько долларов стоит определенная потребительская корзина. Итак, в этом случае Р2003 означает стоимость потребительской корзины в 2003 году, а Р2004— стоимость потребительской корзины в 2004 году. Стандартным обозначением темпа инфляции экономисты считают греческую букву π (произносится "пи").
Для того чтобы вычислить темп инфляции, можно воспользоваться очень простой формулой:
В нашем случае формула приобретает вид:
Подставив значения Р2003= 340 долл. и Р2004= 370 долл., определяем, что π = 0,088. Преобразуем это число в проценты, умножив его на 100, и инфляция потребительских цен студента в 2003-2004 году составит 8,8%. Таким образом, на основе этих данных мы делаем вывод, что в 2004 году студенту нужно на 8,8% больше денег для покупки указанной в примере потребительской корзины.
(обратно)
Установление индекса цен
Студенческая потребительская корзина — это довольно простой пример, но когда государственная статистическая служба вычисляет настоящий ИПЦ, она обычно делает то же самое, только использует для этого значительно большее количество товаров. Она также использует понятие индекса цен (или индекса уровня цен), что облегчает произведение расчетов и интерпретацию темпа инфляции в течение нескольких лет. Для установления индекса цен вначале устанавливают базисный год. Продолжая наш пример, предположим, что 2003 год — это базисный год индекса потребительских цен студента. Уровень цен в 2003 году принимается за 100, а уровни цен каждого следующего года определяются по отношению к уровню базисного года (100).
Для того чтобы сделать 2003 год базисным, уровень цен Р2003 = 340 долл. нужно разделить на Р2003. У вас получится 1, которую вы затем умножите на 100, в результате чего получите 100. Это может выглядеть глупо до тех пор, пока вы не поймете, что если вы сделаете подобное вычисление для последующих годов, то получите нечто очень полезное. Разделите данные Р2004 на Р2003 и затем умножьте полученное на 100 — у вас получится 108,8. Это число легко интерпретировать: оно на 8,8% больше 100. Или, другими словами, уровень цен в 2004 году на 8,8% выше, чем уровень цен 2003 года. (Безусловно, вы уже знаете этот темп инфляции, поскольку пользовались равенством (5.1), приведенным в предыдущем подразделе.)
Вы можете продолжать, пользуясь данными на 2005 год, которые приведены в табл. 5.1. Например, Р2005= 395 долл. Если вы разделите данные P2005 на Р2003 и умножите на 100, у вас получится 116,2; уровень цен в 2005 году на 16,2% больше уровня цен 2003 года.
Вычислить темп инфляции в период с 2004 по 2005 годы с помощью этих индексов тоже легко. Поскольку индекс уровня цен 2004 года составляет 108,8, а индекс уровня цен 2005— 116,2, темп инфляции составит (116,2- 108,8) / 108,8 = 0,068, или 6,8%. (Здесь вы используете равенство (5.1), но вместо действительной стоимости потребительской корзины вы ставите значения индекса.)
График на рис. 5.1 отражает фактическое значение ИПЦ США с 1983 по 2003 годы. Индекс был установлен на отметке 100, используя средние значения цен в течение двухлетнего периода, т.е. в 1982—1984 годах.
Вы можете видеть, что индекс потребительских цен вырос с уровня 100 в 1983 году до уровня 185 в 2003. Это значит, что для того, чтобы приобрести те товары, которые потребляет среднестатистическая семья из четырех человек, в 2003 году вам нужно было бы потратить на 85% больше денег, чем в 1983. Увеличение общей массы денег за 20 лет подняло цены на 85%.
(обратно)