Выбираем смешанную экономику

В реальном мире лишь немногие страны выбирают один из экстремальных видов экономики — или целиком основанный на рынке, или такой, где происходит постоянное вмешательство правительства. Большинство стран выбрало для себя некую смесь рыночной экономики, государственного вмешательства и так называемого традиционного производства. В чистом виде эти три вида экономики могут быть определены так.

Рыночная экономика — экономика, в которой почти вся экономическая деятельность происходит на рынках при небольшом вмешательстве правительства или вовсе без него. Поскольку вмешательство правительства практически отсутствует, эта система часто называется невмешательством (правительства в дела частных лиц, особенно в частный бизнес и торговлю. — Примеч. пер.).

Командная экономика — вид экономики, при котором вся экономическая деятельность регулируется правительством.

Традиционная экономика — вид экономики, в которой производство и распределение товаров и услуг проводится по давно установившимся традициям. Например, до тех пор, пока в прошлом веке в Индии не отменили систему разделения на касты, производство практически каждого вида товара и услуг могло выполняться только теми, кто принадлежал к определенной касте. Подобным же образом житель средневековой Европы обычно не мог стать членом правительства или получить высокий военный чин, если не был рожден знатным.

Поскольку почти все современные экономики — это смесь вышеназванных трех видов, большинство из них попадает в очень вместительную категорию, названную смешанные экономики. За исключением нескольких изолированных, следующих старинным традициям обществ, доля традиционной экономики в такой смешанной экономике постоянно уменьшается, поскольку большинство производств переводится на рыночные рельсы, а также потому, что ограничения, налагаемые традиционной экономикой на изготовление продукции, — например, возрастные и половые, — становятся менее важными (и незаконными).

В результате большинство смешанных экономик, существующих на сегодняшний день, состоит из двух "чистых": командной и рыночной. Характерной особенностью смешанной экономики, которую можно встретить в большинстве стран, есть правительство, которое по большей части позволяет рынкам самим определять, какие товары нужно производить, но иногда происходит вмешательство властей, пытающихся произвести то или иное улучшение, если рынки не сумеют сделать это сами.

В каждой стране это происходит по-разному. Великобритания и США, например, больше опираются на рынок, тогда как Франция и Германия больше предпочитают государственное вмешательство. С другой стороны, несколько тоталитарных государств, таких, например, как Северная Корея, все еще упорствуют в ведении чисто командной экономики как части существующего в них авторитарного режима.

Как вы уже знаете из раздела "Коммунизм, длинные очереди и туалетная бумага" (см. выше в этой главе), командная экономика имеет все зловещие признаки несостоятельности. Даже самые благонамеренные правительства не могут собрать достаточное количество информации о производстве и распространении товаров и услуг, к тому же они не способны справиться с задачей оптимального распределения ресурсов. Правительство выполняет подобную работу значительно хуже, нежели система цен.

В результате другая противоположность — абсолютное отсутствие вмешательства властей — выглядит очень привлекательно. Подобная политика невмешательства (laissez /aire) была впервые предложена французскими экономистами несколько сотен лет тому назад в ответ на привычку властей той эпохи слишком часто вмешиваться в экономическую деятельность.

Тем не менее никогда не существовало и, по всей видимости, никогда не будет существовать экономики, в которой бы единолично правила бал политика невмешательства. Это происходит потому, что должным образом функционирующая рыночная экономика, которая для распределения ресурсов использует механизм ценообразования, требует серьезной поддержки со стороны властей.

Помимо прочего, рыночная экономика предполагает, что власти должны выполнить ряд обязательных требований.

Узаконить права собственности, чтобы люди не воровали.

Обеспечить законодательную базу для заключения деловых контрактов и торговых сделок.

Ввести в действие систему стандартов весов и мер, чтобы люди знали, что их не обманут.

Обеспечить необходимое количество денежной массы, что послужит защитой от фальшивомонетчиков.

Ввести в действие патенты и авторские права для содействия инновациям и творчеству.

Заметьте, что все это должно существовать для того, чтобы рынки могли функционировать. Следовательно, более умеренная, более современная версия невмешательства заключается в том, что правительство должно обеспечить организационную структуру, необходимую для функционирования рыночной экономики, а затем "уйти с дороги" и позволить людям производить и продавать все то, что им требуется.

Тем не менее подавляющее большинство людей хочет, чтобы правительства делали больше, нежели просто устанавливали необходимые организационные рамки для деятельности рынка. Люди хотят, чтобы правительства запретили производство и продажу некоторых товаров типа наркотиков или чтобы они начали субсидировать производство вещей, которые рыночная экономика может производить в недостаточном количестве, например жилье для бедных. Общественность заинтересована также в том, чтобы состоятельные граждане платили налоги, которые в дальнейшем идут на оплату правительственных программ для бедных.

Многие правительственные программы стали настолько обычными, что вы даже не думаете о них, как о вмешательствах со стороны правительства. Например, бесплатные общеобразовательные школы, комплекс мер по обеспечению безопасности автомобилей, предупреждающие надписи на пузырьках с медикаментами, налоги на алкогольные напитки и табак, обязательные взносы в пенсионный фонд — все это разновидности государственного вмешательства в экономику.

Вмешательство властей, необходимое для внедрения таких программ, во многих случаях прибыли не приносит. Но многие считают, что такие программы необходимы для жизни, а не для прибылей, и что отсутствие прибылей от многих видов правительственных вмешательств стоят тех прибылей, которые можно было бы получить. По мнению этих людей, государственные программы служат удовлетворению потребностей населения, даже если не приносят никакой материальной выгоды.

Поскольку рыночная экономика не может предоставить все то, что хотят получить люди, большинство стран выбирает как минимум несколько — и в некоторых случаях достаточно большое количество — видов вмешательства властей в экономику. В результате большая часть существующих сегодня экономик относится к категории смешанных, имеющих некоторые аспекты командной экономики и использующих контроль над экономической деятельностью, но в которых главную роль играет рыночная экономика, использующая ценовую систему распределения ресурсов.

В конечном итоге все вмешательства властей — как хорошие, так и плохие — результат политических процессов. При демократии количество вмешательств властей служит отражением желаний народа. Государства, население которых доверяет рынкам, — например, США и Великобритания, — стремятся к развитию смешанных экономик с меньшим количеством вмешательств правительства, чем страны, в которых люди более недоверчивы ко всякого рода корпорациям и обезличенным рыночным силам, как, например, во Франции и Германии.

Выбираем смешанную экономику - student2.ru

Одной из самых важных функций правительства является содействие изобретению и внедрению новых технологий, вследствие чего мы все можем располагать более высоким жизненным уровнем.

Технология во многих отношениях подобна всякому другому товару, который может быть предоставлен рынком. Если есть польза, которая является стимулом к изобретению новых технологий, бизнесмены найдут способ ее изобрести, точно так же, как они находят способы поставлять все другие вещи, за которые люди готовы платить.

Частный бизнес и правительство ежегодно тратят сотни миллиардов долларов на исследования и разработку новых технологий. Власти предоставляют огромные средства в виде дотаций университетам и грантов исследователям и разработчикам. Но самое важное в процессе поддержки инноваций происходит не тогда, когда власти предоставляют субсидии, а когда они обеспечивают охрану новых технологий.


(обратно)

Что значит — быстро?

Население Соединенных Штатов, Западной Европы и Японии живет более обеспеченно, чем жители остальных стран. Надеюсь, что вам интересно будет узнать, сколько времени ушло у этих стран на то, чтобы достичь такого уровня жизни.

Поскольку эти страны долгое время находились на гребне технологической волны, единственный путь, которым они могли "подвинуть" ППВ и выработать больше продукции из ограниченных ресурсов, заключался в изобретении новых технологий. Исторически сложилось так, что уровень жизни в нынешних богатых странах повышается ежегодно лишь на 2%, поскольку существует необходимость развития новых технологий. Значит, по этой схеме необходимо 30 лет для того, чтобы уровень жизни вырос в два раза.

Важно понять, что эти страны богаче, чем другие, не из-за случайных кратковременных факторов, а по причине долговременного и постоянного прогресса. Тем не менее, невысокие темпы роста экономик развитых стран также означает, что другие страны, которые в настоящий момент не так богаты, могут вырасти очень быстро и догнать передовые страны по уровню жизни.

Развивающиеся страны, такие как Китай и Индия, могут вырасти значительно быстрее, поскольку они могут сразу "перепрыгнуть" с использования старых, менее продуктивных технологий, на самые продуктивные, самые современные технологии. Следовательно, их показатель роста благосостояния соответствует 6-8% в год. По этой схеме уровень жизни удвоится менее чем за 10 лет. Сменится всего два поколения китайцев и индийцев, а уровень жизни в этих странах можно будет сопоставить с уровнем жизни населения США, Западной Европы и Японии.

В частности, патенты, которые субсидированы правительством, являются большим экономическим стимулом для введения новшеств как частными лицами, так и бизнесменами. В большинстве стран приобретенный патент гарантирует изобретателям новых продуктов или способов ведения бизнеса эксклюзивное (исключительное) право на получение прибыли от их изобретений, обычно в течение примерно 20 лет.

Не случайно, что стремительный рост экономики в Соединенных Штатах и Западной Европе начался двести лет назад, сразу же после того, как система патентования стала широко распространенной. Впервые в мировой истории был изобретен способ финансово стимулировать инноваций. До этого времени было очень рискованно вводить что-либо новое, поскольку после всех тяжких трудов вы могли обнаружить, что кто-нибудь скопировал ваше новшество и торгует им без вашего разрешения!

Авторское право в литературе, музыке и кинематографе также служит защите интеллектуальной собственности. Когда творческие люди знают, что они могут жить на деньги, которые они получат за свою работу, то создают огромное количество разнообразнейших картин, музыкальных и литературных произведений. Но вместе с тем легкость снятия копий и бурное развитие цифровых технологий и Интернет вызывают достаточно проблем, поскольку все это ослабляет способность творческих людей прослеживать пути распространения их произведений, над которыми они так долго трудились.

И еще одно. Власти играют ключевую роль в стимулировании образования. Вас не должно удивлять, что в каждой богатой стране мира есть собственная политика относительно всеобщего начального и среднего образования, есть специальные университеты, где можно получить превосходное высшее образование. Развитые новые технологии требуют развитых, хорошо образованных исследователей, но им неоткуда будет взяться без высококлассной системы образрвания.

Передовая экономика требует профессионалов для работы с новыми технологиями. Следовательно, очень важно, чтобы образование было доступно для каждого гражданина страны, если ее экономика постоянно развивается.

(обратно) (обратно) (обратно)

Наши рекомендации