Прокомментируйте следующие высказывания
1. «… решение домашних хозяйств о величине потребления и сбережений – это в действительности одно и то же решение».
2. « … на уровне национальной экономики увеличение текущего объёма производства вызывает рост как желаемого потребления, так и желаемых национальных сбережений». (Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2011. Глава 4)
Проверьте себя
1. Как связаны между собой потребление и сбережения при данном уровне дохода? Что является важнейшей мотивацией для сбережений?
2. Какое воздействие на желаемое потребление и желаемые сбережения оказывает увеличение текущих доходов, ожидаемых в будущем доходов и величины богатства?
3. Какими факторами в модели Кейнса определяется уровень инвестиций? Уровень сбережений?
4. Почему в модели Кейнса, в отличие от классической модели, процентная ставка не уравновешивает сбережения и инвестиции?
5. Что показывают функции потребления и сбережения?
6. Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?
7. В чём смысл действия мультипликатора? Какими причинами объясняется действие мультипликативного эффекта?
8. В чем заключается парадокс бережливости?
9. Что такое предельная склонность к потреблению? Как она определяется?
10. Что такое средняя склонность к потреблению и как она рассчитывается?
11. Что такое предельная склонность к сбережению и как она рассчитывается?
12. Что такое средняя склонность к сбережению и как она рассчитывается?
13. Рост предельной склонности к сбережению оказывает благоприятное или отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста ВВП?
14. С развитием общества склонность к сбережениям возрастает или остается неизменной?
15. Согласно теории Дж. М. Кейнса государство должно стимулировать инвестиции и потребительский спрос или поощрять сбережения?
16. Почему для экономики развитых стран неприменим вывод классической теории о том, что высокая склонность к сбережению должна способствовать процветанию нации?
17. Какие факторы могут объяснить, почему одни страны имеют более высокий мультипликатор, чем другие?
18. Почему инвестиции в строительство и в производственные отрасли имеют тенденцию колебаться больше, чем инвестиции в розничную торговлю и сферы обслуживания?
19. Как взаимодействие мультипликатора и акселератора может объяснить циклические колебания национального дохода?
20. Почему сложно предсказать размеры мультипликатора и акселератора?
Тема 19. Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS, модель IS-LM)
Ключевые понятия
Вальраса закон
Долгосрочный период
Закон Сэя
Кейнсианская экономическая теория
Кенэ Ф.
Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS)
Кривая ликвидности денег (кривая LM)
Кривая совокупного предложения AS
Кривая совокупного спроса AD
Модель IS – LM
Промежуточный отрезок
Совокупное предложение
Совокупный спрос
Эффект храповика
Эффективный спрос
Учебная цель:выяснить условия сбалансированного развития экономики;
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· понятие совокупного спроса и совокупного предложения;
· механизмы формирования совокупного спроса и предложения;
· особенности и условия достижения экономического равновесия;
· взаимодействие товарного и денежного рынков;
· кейнсианское и классическое объяснение формирования равновесного уровня цен и объема выпуска.
Уметь:
· анализировать взаимосвязь товарного и денежного рынков;
· определять влияние изменения в совокупном спросе и совокупном предложении на равновесный объём производства и уровень цен;
· представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
· математическими и графическими приемами и методами анализа;
· навыками самостоятельной аналитической работы и продуктивной работы в группе.
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и
дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ.
2. Структурные элементы равновесия. Модель «AD-AS».
3. Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы».
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 7-е доп. и перераб. издание / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 18, 26.
Дополнительная литература
· Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2011. Глава 9.
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл. 11, 12.
· Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [ Текст] : учеб пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики, - 6-е изд., испр. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.
Тема 3.
· Принципы макроэкономики. 2-е изд. /Мэнкью Н.Г. – СП.: Питер, 2003. Глава 13.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Особенности формирования и стимулирования совокупного спроса в России.
2. Влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса.
Выполните самостоятельно
Задание 1. В таблице представлены данные, характеризующие совокупное предложение:
Уровень цен | Произведённый ВНП в реальном выражении |
2 000 | |
2 000 | |
1 900 | |
1 700 | |
1 400 | |
1 000 | |
а) Определить:
1) В каких пределах изменяется объём реального ВНП на кейнсианском отрезке кривой AS?
2) В каких пределах изменяется уровень цен и объём реального ВНП на классическом отрезке кривой AS?
3) В каких пределах изменяется объём реального ВНП на промежуточном отрезке кривой AS?
б) Построить график кривой совокупного предложения.
Проверьте себя
1. Какие экономисты, какая теоретическая школа привнесли в науку понятие «равновесие»?
2. Что означает «макроэкономическое равновесие»?
3. В рамках каких школ были созданы основные модели равновесия?
4. В чем заключается общий смысл любой модели равновесия?
5. Какую роль играют закон Сэя и количественная теория денег в классической модели макроэкономического равновесия?
6. В чем заключается кейнсианский принцип эффективного спроса?
7. Почему государственная политика стимулирования совокупного спроса является неэффективной в рамках классической модели?
8. Почему в модели Кейнса не соблюдается закон Сэя и нейтральность денег?
9. Чем вызвана эволюция моделей равновесия? В чем эта эволюция проявилась?
10. Считаете ли вы, что в последующем могут возникнуть новые модели равновесия?
11. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса.
12. В каком случае наблюдается инфляционный разрыв в кейнсианской модели?
13. К чему приведет рост спроса в ситуации, когда все ресурсы задействованы, достигнут потенциальный объём ВВП?
14. К чему приведет рост спроса в ситуации, когда потенциальный объём ВВП ещё не достигнут и использованы не все ресурсы?
15. Что происходит, когда совокупный спрос падает по отношению к производственным возможностям экономики?
16. Какие причины могут привести к правостороннему/левостороннему смещению кривой совокупного спроса?
17. Как форма кривой совокупного предложения отражает различия между кейнсианским, промежуточным и классическим отрезками?
18. Какие факторы вызывают сдвиг кривых сбережений и инвестиций?