Прокомментируйте следующие высказывания

1. «… решение домашних хозяйств о величине потребления и сбережений – это в действительности одно и то же решение».

2. « … на уровне национальной экономики увеличение текущего объёма производства вызывает рост как желаемого потребления, так и желаемых национальных сбережений». (Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2011. Глава 4)

Проверьте себя

1. Как связаны между собой потребление и сбережения при данном уровне дохода? Что является важнейшей мотивацией для сбережений?

2. Какое воздействие на желаемое потребление и желаемые сбережения оказывает увеличение текущих доходов, ожидаемых в будущем доходов и величины богатства?

3. Какими факторами в модели Кейнса определяется уровень инвестиций? Уровень сбережений?

4. Почему в модели Кейнса, в отличие от классической модели, процентная ставка не уравновешивает сбережения и инвестиции?

5. Что показывают функции потребления и сбережения?

6. Какие факторы влияют на размер и динамику инвестиций?

7. В чём смысл действия мультипликатора? Какими причинами объясняется действие мультипликативного эффекта?

8. В чем заключается парадокс бережливости?

9. Что такое предельная склонность к потреблению? Как она определяется?

10. Что такое средняя склонность к потреблению и как она рассчитывается?

11. Что такое предельная склонность к сбережению и как она рассчитывается?

12. Что такое средняя склонность к сбережению и как она рассчитывается?

13. Рост предельной склонности к сбережению оказывает благоприятное или отрицательное воздействие на рост инвестиций и темпы роста ВВП?

14. С развитием общества склонность к сбережениям возрастает или остается неизменной?

15. Согласно теории Дж. М. Кейнса государство должно стимулировать инвестиции и потребительский спрос или поощрять сбережения?

16. Почему для экономики развитых стран неприменим вывод классической теории о том, что высокая склонность к сбережению должна способствовать процветанию нации?

17. Какие факторы могут объяснить, почему одни страны имеют более высокий мультипликатор, чем другие?

18. Почему инвестиции в строительство и в производственные отрасли имеют тенденцию колебаться больше, чем инвестиции в розничную торговлю и сферы обслуживания?

19. Как взаимодействие мультипликатора и акселератора может объяснить циклические колебания национального дохода?

20. Почему сложно предсказать размеры мультипликатора и акселератора?

Тема 19. Макроэкономическое равновесие (модель AD-AS, модель IS-LM)

Ключевые понятия

Вальраса закон

Долгосрочный период

Закон Сэя

Кейнсианская экономическая теория

Кенэ Ф.

Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS)

Кривая ликвидности денег (кривая LM)

Кривая совокупного предложения AS

Кривая совокупного спроса AD

Модель IS – LM

Промежуточный отрезок

Совокупное предложение

Совокупный спрос

Эффект храповика

Эффективный спрос

Учебная цель:выяснить условия сбалансированного развития экономики;

После изучения темы обучающийся должен:

Знать:

· понятие совокупного спроса и совокупного предложения;

· механизмы формирования совокупного спроса и предложения;

· особенности и условия достижения экономического равновесия;

· взаимодействие товарного и денежного рынков;

· кейнсианское и классическое объяснение формирования равновесного уровня цен и объема выпуска.

Уметь:

· анализировать взаимосвязь товарного и денежного рынков;

· определять влияние изменения в совокупном спросе и совокупном предложении на равновесный объём производства и уровень цен;

· представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.

Владеть:

· математическими и графическими приемами и методами анализа;

· навыками самостоятельной аналитической работы и продуктивной работы в группе.

Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и

дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.

План семинарского занятия

1. Понятие «равновесие» в национальной экономике: позиции различных школ.

2. Структурные элементы равновесия. Модель «AD-AS».

3. Кейнсианская модель «совокупные доходы – совокупные расходы».

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 7-е доп. и перераб. издание / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 18, 26.

Дополнительная литература

· Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2011. Глава 9.

· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл. 11, 12.

· Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [ Текст] : учеб пособие / Т.Ю. Матвеева; Гос. Ун-т – Высшая школа экономики, - 6-е изд., испр. – М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008.

Тема 3.

· Принципы макроэкономики. 2-е изд. /Мэнкью Н.Г. – СП.: Питер, 2003. Глава 13.

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Особенности формирования и стимулирования совокупного спроса в России.

2. Влияние государственных расходов на формирование совокупного спроса.

Выполните самостоятельно

Задание 1. В таблице представлены данные, характеризующие совокупное предложение:

Уровень цен Произведённый ВНП в реальном выражении
2 000
2 000
1 900
1 700
1 400
1 000

а) Определить:

1) В каких пределах изменяется объём реального ВНП на кейнсианском отрезке кривой AS?

2) В каких пределах изменяется уровень цен и объём реального ВНП на классическом отрезке кривой AS?

3) В каких пределах изменяется объём реального ВНП на промежуточном отрезке кривой AS?

б) Построить график кривой совокупного предложения.

Проверьте себя

1. Какие экономисты, какая теоретическая школа привнесли в науку понятие «равновесие»?

2. Что означает «макроэкономическое равновесие»?

3. В рамках каких школ были созданы основные модели равновесия?

4. В чем заключается общий смысл любой модели равновесия?

5. Какую роль играют закон Сэя и количественная теория денег в классической модели макроэкономического равновесия?

6. В чем заключается кейнсианский принцип эффективного спроса?

7. Почему государственная политика стимулирования совокупного спроса является неэффективной в рамках классической модели?

8. Почему в модели Кейнса не соблюдается закон Сэя и нейтральность денег?

9. Чем вызвана эволюция моделей равновесия? В чем эта эволюция проявилась?

10. Считаете ли вы, что в последующем могут возникнуть новые модели равновесия?

11. Перечислите и объясните причины отрицательного наклона кривой совокупного спроса.

12. В каком случае наблюдается инфляционный разрыв в кейнсианской модели?

13. К чему приведет рост спроса в ситуации, когда все ресурсы задействованы, достигнут потенциальный объём ВВП?

14. К чему приведет рост спроса в ситуации, когда потенциальный объём ВВП ещё не достигнут и использованы не все ресурсы?

15. Что происходит, когда совокупный спрос падает по отношению к производственным возможностям экономики?

16. Какие причины могут привести к правостороннему/левостороннему смещению кривой совокупного спроса?

17. Как форма кривой совокупного предложения отражает различия между кейнсианским, промежуточным и классическим отрезками?

18. Какие факторы вызывают сдвиг кривых сбережений и инвестиций?

Наши рекомендации