Тема 18.Потребление и сбережение. Мультипликатор.
Ключевые понятия
Акселератор
Валовые инвестиции
Индуцированное потребление
Кривая «инвестиции – сбережения» (кривая IS)
Кривая ликвидности денег (кривая LM)
Мультипликатор
Парадокс бережливости
Предельная склонность к потреблению
Предельная склонность к сбережению
Средняя склонность к потреблению
Средняя склонность к сбережению
Чистые инвестиции
Учебная цель:подготовить к будущим дискуссиям по проблемам роли изменения
величины расходов в деловых циклах и об источниках экономического роста.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· сущность потребления и сбережения;
· предельную и среднюю склонность к потреблению и сбережению;
· понятие мультипликатора.
Уметь:
· определять среднюю и предельную склонность к потреблению и сбережению;
· рассчитывать величину мультипликатора и степень влияния изменения автономных расходов на совокупный спрос;
· использовать модели потребительских расходов и сбережений для анализа конкретных экономических ситуаций;
· строить модели инвестиционного спроса на основе гипотетических данных;
· представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
· математическими и графическими приемами и методами анализа;
· навыками самостоятельной аналитической работы и продуктивной работы в группе.
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и
дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Общая характеристика потребления, сбережений и инвестиций.
2. Модели потребления, сбережения, инвестиции (валовые и чистые).
3. Средние(APC и APS) и предельные склонности к потреблению (MPC) и к сбережению (MPS).
4. Инвестиции и доход: эффект мультипликатора.
5. Простейшая формула акселератора. Взаимосвязь акселератора и мультипликатора.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 7-е доп. и перераб. издание / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл.18, 26.
Дополнительная литература
· Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – СПб: Питер, 2011. Глава 4.
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. – М.: Республика, 1992. Гл. 12, 13.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Кейнсианская модель совокупных расходов и эффект мультипликатора.
2. Роль потребления и сбережений в рыночной экономике. Функция потребления. Мотивация и формы сбережений населения.
3. Модель «сбережения – инвестиции». Эффект мультипликатора.
4. Принцип акселерации и его воздействие с мультипликатором.
5. Макроэкономические последствия взлетов и падений цен на акции.
6. Роль сбережений населения в развитии экономики России.
Сочините экономическое эссе
1. Мотивация для изменения потребительских расходов.
2. Мотивация для изменения объема инвестиций в экономике.
3. Насколько реален парадокс бережливости.
Выполните самостоятельно
1. Если располагаемый доход домохозяйств составляет 200 млрд. руб., сбережения равны 70 млрд. руб., то средняя склонность населения к сбережению, выраженная в процентах, равна …..
2. Если уравнение сбережений имеет вид S = (-50) + 0,5Y, (Y - совокупный объём производства и доходов), то при Y = 100 средняя склонность к потреблению (APC) равна … процентов.
3. Если уравнение потребления имеет вид C= 200 + 0,8 Y (Y - совокупный объём производства и доходов), то при Y = 2000 млн. руб., средняя склонность к потреблению (APC) равна … процентов.
4. Если при увеличении личного располагаемого дохода с 400 до 800 млн. руб., личные потребительские расходы увеличились на 240 млн. руб., то предельная склонность к сбережению (MPS) (в процентах) равна ….
5. Если уравнение потребления имеет вид C = 100 + 0,75 Y (Y - совокупный объём производства и доходов, млн. руб.) то уровень доходов, при котором средняя склонность к потреблению (APC) равна 100%, составляет ______ млн. руб.
6.Предположим, значение мультипликатора равно 3. Теперь предположим, что правительство решило увеличить совокупный спрос, чтобы уменьшить уровень безработицы. Оно поднимет уровень правительственных затрат на 100 млн. долл., не увеличивая при этом налоги. Фирмы, предвкушая рост объёма продаж, увеличивают инвестиции на 200 млн., из них 50 млн. идет на покупку иностранного оборудования. Насколько поднимется национальный доход?