Тема 12. Поведение фирм в условиях совершенной конкуренции.
Ключевые понятия
Общий доход фирмы (TR)
Правило: MR = MC
Правило: P = MC
Предельный доход фирмы (MR)
Равновесие в условиях минимизации убытков
Совершенно конкурентная фирма
Средний доход фирмы ( AR)
Точки безубыточности
«Фирма, принимающая цену»
«Фирмы, объявляющие цену»
Учебная цель:выяснить механизм влияния конкурентной структуры рынка на
решение фирмы о цене и объёме продаж.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· основные характеристики рынка совершенной конкуренции;
· понятие валового и предельного дохода;
· условия максимизации прибыли в совершенной конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах;
· достоинства и недостатки совершенной конкуренции.
Уметь:
· рассчитывать величину дохода и прибыли, объём производства в условиях совершенной конкуренции;
· строить модели максимизации прибыли на основе гипотетических данных, использовать теорию максимизации прибыли для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;
· представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
· методами графического анализа максимизации прибыли;
· навыками самостоятельной аналитической работы;
· приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция
и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Особенности рынка совершенной конкуренции. Кривые спроса отрасли и фирмы.
2. Равновесное положение фирмы и механизмы максимизации прибыли или минимизации убытков в краткосрочном периоде.
3. Кривая предложения фирмы и отрасли.
4. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 7-е доп. и перераб. издание / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 7.
Дополнительная литература
· Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. Глава 10.
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 25, 26, 27, 28.
Примерная тематика рефератов и сообщений
· Взаимодействие монополий и немонополистических компаний.
Сочините экономическое эссе
· Существует ли в реальной экономике совершенная конкуренция?
Выполните самостоятельно
Задание 1. Фирма – совершенный конкурент максимизирует прибыль при объёме
производства 12 ед. Какова рыночная цена продукта и прибыль фирмы, если функция общих издержек фирмы имеет вид TC = 2 Q2 + 3Q?
Задание 2.Предельные издержки фирмы – совершенного конкурента составляют
МС = 2 Q2 - 13Q, а цена, по которой продается продукция, равна 15 руб. Определите, каков объём продаж фирмы, максимизирующей прибыль.
Проверьте себя
1. «Любая фирма стремится лишь к максимизации своей прибыли». Верно ли это утверждение?
2. Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна продать как можно больше продукции. Так ли это?
3. При каких условиях конкурентная фирма достигает равновесия?
4. Каковы варианты поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции?
5. В какой ситуации фирма ставит цель не максимизация прибыли а минимизация убытков?
6. В каком случае фирма объявляет о своём банкротстве?
7. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?
8. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количества клиентов?
9. При каком условии на рынке совершенной конкуренции происходит отток или приток фирм в отрасль?
10. С какими ограничениями сталкивается фирма в условиях совершенной конкуренции?
11. Что показывает равенство цены и минимальных средних общих издержек?
Тема 13. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции
Ключевые понятия
Дискриминация ценовая
Естественная монополия
Конкуренция несовершенная
Конкуренция неценовая
Олигополия
Чистая монополия
Учебная цель:выяснить механизм влияния конкурентной структуры рынка на
решение фирмы о цене и объёме продаж.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· понятие и виды монополии;
· механизм определения цены и объёма выпуска продукции в условиях чистой монополии;
· особенности максимизации прибыли и поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции;
· модели олигополии и особенности поведения фирм на олигополистическом рынке;
· достоинства и недостатки монополистической конкуренции и олигополии.
Уметь:
· определять монопольную цену и монопольный объём производства;
· рассчитывать размер максимальной прибыли в условиях монополистической конкуренции;
· использовать теорию олигополии для анализа конкретных экономических ситуаций и прогнозирования тенденций их развития;
· представлять результаты аналитической работы в виде выступления, доклада, эссе.
Владеть:
· методами и приемами анализа рыночных ситуаций с помощью моделей несовершенной конкуренции;
· навыками самостоятельной аналитической работы;
· приемами ведения дискуссий и результативной работы в группе.
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Фирма в условиях чистой монополии:
а) максимизация прибыли, минимизация убытков по критерию валовых и предельных величин;
б) максимизация прибыли в долгосрочном периоде;
в) ценовая дискриминация;
г) регулирование монополии.
2. Фирма в условиях монополистической конкуренции:
а) максимизация прибыли и минимизация убытков;
б) неценовая конкуренция;
в) неэффективность монополистической конкуренции.
3. Фирма в условиях олигополии:
а) виды олигополии;
б) модели ценообразования: ценовая конкуренция, лидерство в ценах.
4. Естественная монополия.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 7-е доп. и перераб. издание / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 7.
Дополнительная литература
Ø Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. Глава 10.
Ø Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 25, 26, 27, 28.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Модель дуополии Курно.
2. «Дилемма заключенного».
3. Легальный картель: ОПЕК (Организация стран – экспортеров нефти).
Сочините экономическое эссе
1. Побочные эффекты дифференциации продукции и рекламы в российской экономике.
2. Особенности поведения российских олигополий.
Выполните самостоятельно
Задание 1. Если спрос на продукцию фирмы-монополиста имеет вид Qd=106 – Р
(Qd- величина спроса, шт., Р- цена, руб. за шт.), а функция средних издержек AC(Q)=5Q+10 (в руб.), то объем производства монополиста, максимизирующего прибыль, равен ____ шт.
Задание 2. Спрос на продукцию фирмы-монополиста описывается уравнением:
Qd = 52 – 2P. Общие издержки фирмы: TC = Q2- 10 Q. Определите, какой потолок цен назначит правительство для минимизации рыночной власти монополиста?
Проверьте себя
1. Зачем монополист прибегает к снижению цен? Ведь он, если действительно монополист, заинтересован в максимально высокой цене?
2. Что характерно для кривой спроса «чистого монополиста»?
3. Почему в условиях «чистой монополии» линия спроса и линия предельного дохода не совпадают, как в условиях совершенной конкуренции?
4. Каким путём «чистый монополист» максимизирует прибыль и минимизирует убытки?
5. Что является объектом выбора «чистого монополиста»: уровень цены, соответствующий предельным издержкам, или уровень предельных издержек, соответствующий рыночной цене?
6. Каковы условия равновесия фирмы при «чистой монополии»?
7. Может ли случиться такая ситуация, что «чистый монополист» функционирует с убытками? Как это может случиться, если монополист обладает властью над ценой? Сколь долго может продолжаться подобная ситуация?
8. В чем суть ценовой дискриминации? Приведите примеры.
9. Почему естественная монополия имеет возможность устанавливать цену выше минимальных средних общих издержек?
10. В чем заключается государственное регулирование цен на рынке чистой монополии?
11. Существует ли олигополистическая взаимозависимость, тайный или явный сговор на рынке монополистической конкуренции с дифференциацией продукта?
12. Каким путём фирма – олигополист предпочитает максимизировать прибыль?
13. Обладает или нет олигополия способностью влиять на рыночную цену?
14. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, имеет ли возможность привлекать потребителей динамикой цен?
15. Какие методы неценовой конкуренции может использовать фирма в условиях монополистической конкуренции?
16. В каком случае понятие «фирма» и «отрасль» совпадают или являются синонимами? Приведите примеры.
17. Каковы условия максимизации прибыли?
18. Для чего нужно сопоставление предельной выручки с предельными издержками?