Тема 8. Эффективность функционирования хозяйственной системы.
Ключевые понятия
«Затраты-выпуск»
Материалоёмкость
Материалоотдача
Парето-эффективность
Производительность труда
Ресурсное ограничение
Трудоёмкость
Фондоёмкость
Фондоотдача
Эффективность производства
Эффективность распределения
Эффективность социальная
Эффективность экономическая
Учебная цель:исследовать условия и последствия эффективного распределения в производстве и обмене.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· понятие эффективности, Парето-эффективности;
· затраты и результаты функционирования хозяйственной системы;
· показатели эффективности и результативности функционирования хозяйственной системы.
Уметь:
· определять показатели эффективности и результативности функционирования хозяйственной системы.
Владеть:
· методологией исследования эффективности функционирования хозяйственной системы;
· навыками самостоятельной аналитической работы.
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1. Понятие эффективности.
2. Затраты и результаты функционирования хозяйственной системы.
3. Показатели эффективности и результативности функционирования хозяйственной системы.
Литература
1. Симкина Л.Г, Экономическая теория. 2-е изд. – СПб.: Питер. 2007. Гл. 15.
2. Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика: учебник. – М.: КНОРУС, 2008. Гл.8.
Дополнительная литература
1. Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 32, 37.
2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т.2. М.: Финансы и статистика, 1992. Часть шестая.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Экономика благосостояния: эффективность и справедливость.
2. Сравнительный анализ критериев эффективности.
Сочините экономическое эссе
1. Проанализировать, как варианты выбора обществом между эффективностью и справедливостью, предлагаемые разными теоретиками, влияют на общественное благосостояние.
Прокомментируйте следующие высказывания
1. Система цен и совершенная конкуренция гарантируют, что как только устанавливается равновесие, оно эффективно по Парето.
2. Эффективность по Парето приводит, несомненно, к наилучшему распределению доходов.
3. Эффективность в потреблении требует равенства предельной нормы замещения у всех потребителей.
Выберите правильный ответ
1. Состояние экономики называется Парето-оптимальным в том случае, если:
а) можно увеличить благосостояние нескольких индивидуумов, изменив производство и распределение товаров;
б) невозможно изменить производство и распределение, чтобы увеличить благосостояние одного или нескольких индивидуумов без уменьшения благосостояния других;
в) невозможно увеличить благосостояние одного или нескольких индивидуумов, не изменяя производства и распределения товаров;
г) можно расширить производство и удовлетворить потребности всех индивидов путем сокращения благосостояния.
2. В соответствии с критерием оптимальности по Парето в экономике происходит улучшение, если в результате хозяйственного мероприятия:
а) доходы богатых слоев населения сокращаются на меньшую величину, чем возрастают доходы бедных;
б) происходит рост благосостояния хотя бы одного субъекта без ухудшения благосостояния всех остальных;
в) происходит переход от трудоемкого к капиталоемкому производству;
г) сокращается уровень безработицы.
3. Анализ общего равновесия:
а) игнорирует воздействие изменения цен и количества товаров на одном рынке на цены и товарные объемы на других рынках;
б) имеет целью предотвратить «недобросовестную» конкуренцию, способную привести к монопольным преимуществам;
в) указывает на то, что расходы не должны превышать доходы;
г) прослеживает последствия изменений в спросе или предложении на одном рынке на равновесные цены и товарные объемы на всех рынках.
Разберитесь в ситуации
1. Почему для достижения оптимальности по Парето необходимо, чтобы предельные нормы замещения для обоих потребителей равнялись предельной норме трансформации? Предположите, что MRS = 6 единицам одежды за единицу продовольствия и MRPT = 4 единицам одежды за единицу продовольствия. Как можно изменить производство и распределение этих двух товаров, чтобы оба потребителя выиграли?
2. Предположите, что некий институт экономических исследований рекомендует федеральному правительству обложить продажи промышленных товаров и продовольствия налогом с оборота в 5 %. При этом предоставляемые услуги (парикмахерские, юридические и пр.) предлагается облагать налогом только в 2 %. Может ли это улучшить распределение ресурсов?
3. Выдающийся венгерский экономист с мировым именем Я. Корнаи в своей знаменитой книге «Дефицит» отмечает:
«Прибегнем к следующей терминологии: использование общественно-экономического потенциала в системе осуществляется напряженно, если оно близко к максимуму и, соответственно, начинают резко расти предельные общественные издержки. Можно сформулировать и следующее положение: в социалистической системе при традиционных формах управления экономикой и использование общественно-экономического потенциала носит напряженный характер.
… Сказанное можно лучше понять, проведя сравнение с капиталистической системой в ее классическом состоянии. Там … по каждому виду производственной деятельности имеется мобилизуемый резерв всех сопутствующих ресурсов. Расширение объемов производства товаров и услуг не сдерживается ресурсными ограничениями. Внутренние законы движения системы не позволяют расширяться до возможных физических границ, поскольку намного раньше возникают ограничения, обусловленные эффективным денежным спросом. Можем сделать следующий вывод.
В классической капиталистической системе использование общественно-экономического потенциала не является напряженным».
Проанализируйте приведенное высказывание Я. Корнаи и ответьте на следующие вопросы:
1. Какая экономическая система является, на ваш взгляд, более эффективно?
2. Можно ли сравнивать эффективность экономических систем по:
· объёмам природных ресурсов;
· численности населения и его образовательному уровню;
· национальному доходу на душу населения;
· уровню социальной защиты населения;
· состоянию окружающей среды?
Проверьте себя
1. Проанализируйте следующий феномен: Понятие «хозяйствование» означает
осмотрительное, обдуманное обращение с ограниченными ресурсами. Одним странам не хватает природных ресурсов, другим – капитальных, третьим – человеческих и т. д. Россия обладает всем в избытке. Чем же, на ваш взгляд, объяснить тогда неэффективность хозяйствования в нашей стране? Обоснуйте свои предложения.
2. Эффективность экономической системы мало зависит от величины территории
страны, численности населения или природно-климатических условий. Экономическая мощность государства определяется тем, насколько народ понимает и поддерживает цели, выбранные его правительством, какое отношение в обществе к абсолютным ценностям – человеку и его жизни.
3. Какой тип рынка отвечает условиям Парето-оптимальности?
4. Условия Парето-оптимального состояния экономики.
5. Взаимосвязь общего равновесия и Парето-оптимальности.
6. Общее равновесие: соотношение затрат и результатов.
7. Что понимается под «ресурсным ограничением»?
8. Каковы возможные последствия понижения цены сырой нефти на установление общего равновесия?
9. Эффективность в сравнении с социальной справедливостью.
10. Почему экономическая система может не достичь эффективности, даже если менеджеры используют ресурсы таким образом, что достигается эффективность производства?
11. Почему система рынков с совершенной конкуренцией может достичь эффективности? Чем определяется распределение благосостояния в такой системе?
12. Критерии эффективного функционирования экономики.
13. Каковы достоинства и недостатки критерия эффективности Парето?
Тема 9. Конкуренция и её виды.
Ключевые понятия
Война цен
Двусторонняя монополия
Дуополия
Естественная монополия
Естественная олигополия
Индекс Херфиндаля
Картель
Конкурентная фирма
Конкуренция
Конкуренция монополистическая
Конкуренция недобросовестная
Конкуренция несовершенная
Конкуренция неценовая
Конкуренция совершенная
Конкуренция совершенная
Консорциум
Монополист
Монопольная власть
Монопсония
Несовершенная конкуренция
Олигополия
Олигопсония
Свободный вход (выход)
Совершенная конкуренция
Совершенно конкурентный рынок
Трест
Цена входного барьера
Цена монопольная
Ценовая война
Ценовая дискриминация
Ценообразование демпинговое
Частичная монополия
Чистая монополия
Чистая монопсония
Монополия
Учебная цель:рассмотреть круг проблем, связанных с конкуренцией как основным
элементом, влияющим на рыночное ценообразование.
После изучения темы обучающийся должен:
Знать:
· виды конкуренции и методы конкурентной борьбы;
Уметь:
· раскрыть сущность конкуренции, её положительные и отрицательные стороны;
· различать виды конкуренции и механизм их действия;
· объяснить, как государство используют законодательство для создания гарантий конкуренции.
Владеть:
· навыками самостоятельной аналитической работы.
Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, позитивный и нормативный анализ.
План семинарского занятия
1.Конкуренция: сущность, положительные и отрицательные стороны.
2.Виды конкуренции и механизм их действия.
3.Классификация рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
4.Антимонопольное законодательство.
Литература
· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл.7.
Дополнительная литература
· ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135 - ФЗ.
· ФЗ «О естественных монополиях» от 17. 08.1995 г. № 147-ФЗ.
· Макконнелл К.Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2. – М.: Республика, 1992. Гл. 25.
Примерная тематика рефератов и сообщений
1. Реформирование естественных монополий в России.
2. Позитивный и негативный опыт современной российской рекламы.
3. О ситуации с ценами на рынке ГСМ.
4. О развитии конкуренции и основных направлениях антимонопольной политики в России.
Сочините экономическое эссе
§ «Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Эльберт Хаббард).
§ Единственный надежный источник превосходства над конкурентами – это способность учиться быстрее них (Арьи де Гейз).
Кейс (для обсуждения на семинарском занятии). Была ли компания «Дюпон» монополистом на рынке целлофана?
Источник:Корпоративный сайт компании «Дюпон» // www.dupont.com
«Дюпон» (http://www2.dupont.com/Our_Company/en_US/glance/index.html)
— американская фирма с более чем двухсотлетней историей. Первые 100 лет своего существования (с 1802 г.) фирма производила взрывчатые вещества, затем начала заниматься производством широкого спектра химической продукции. Компания «Дюпон» использует научные достижения в целях создания продуктов, которые помогают улучшить качество жизни, сделать ее более здоровой и безопасной для людей во всем мире. Работая в более чем 70 странах, «Дюпон» предлагает рынку широкий спектр инновационных продуктов и услуг, включая сельское хозяйство, продукты питания,
электронику, коммуникации, безопасность и защиту, предметы домашнего обихода и строительство, транспортировку и предметы одежды.
Сегодня доход компании составляет около 26,6 млрд долл., научные исследования и разработки ведутся на 45 заводах и в 22 лабораториях, расположенных в 14 странах мира, в том числе и в России. Большинству потребителей «Дюпон» известна как производитель тефлона и лайкры, используемых в производстве товаров народного потребления. На российском рынке компания «Дюпон» многие годы работает с препаратами для
сельскохозяйственных производителей.
К торговым маркам компании относятся: DuPont Oval и DuPont™; Pioneer® — марка семян, Teflon® — фторполимеры, пленки, чехлы для тканей, волокна и эмульсионные краски; Corian®—твердые поверхности; Kevlar® — высокопрочный материал и Tyvek® — защитный материал.
В начале XX века «Дюпон» осуществила настоящую революцию на рынке эластичных упаковочных материалов, ведущие роли на котором до того занимали бумага, пергамент, фольга и другие виды упаковок. В 1927 г. один из ученых компании — Вильям Хейл Чарч — разработал влагонепроницаемый материал, который позволял производителям красиво и надежно упаковывать свою продукцию и при этом демонстрировать покупателям ее внешний вид. Вскоре целлофан стал одним из основных продуктов компании. К 1938 г. продажи уникального продукта приносили компании «Дюпон» 25% годовой прибыли.
В 1950-е годы XX в. Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции США выдвинули против компании «Дюпон» обвинение в монополизации рынка целлофана. Действительно, в этот период данная фирма контролировала практически все производство целлофана в Соединенных Штатах Америки. Естественно, что адвокаты компании «Дюпон» попытались сделать все возможное, чтобы опровергнуть утверждение
о том, что их клиент является монополистом. И это им удалось. В ходе судебного разбирательства по поводу нарушения антитрестовского законодательства в 1956 г. Верховный суд США пришел к выводу, что, несмотря на то, что компания «Дюпон» контролировала практически все производство целлофана, она не была монополистом.
Вопросы
1.Как вы думаете, какой основной аргумент адвокатов компании «Дюпон» заставил Верховный суд США снять обвинение в монополизации рынка с их клиента?
2.Почему одним из аргументов в дискуссии стало то обстоятельство, что
спрос на целлофан был весьма эластичен относительно цены этого товара?
(Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А.В. Аносова, И.В. Зороастрова, А.А. Касаткина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной, А.В. Аносовой. – М.: Маркет ДС, 2008. – 384 с.)
Проверьте себя
1. В чем выражается диалектическое единство монополии и конкуренции?
2. Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкуренции.
3. Что такое недобросовестная конкуренция? В каких формах она осуществляется?
4. Что такое ценовая дискриминация? На каких условиях она возможна?
5. Что такое внутриотраслевая конкуренция?
6. В чём проявляется многоаспектность понятия «совершенная конкуренция»?
7. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количества клиентов?
8. Дайте характеристику основных черт совершенной конкуренции, в каких сферах экономики она встречается? Приведите примеры совершенно конкурентных рынков.
9. Почему фирма-конкурент не может проводить самостоятельную ценовую политику?
10. В чем заключаются преимущества и сложность работы в условиях совершенной конкуренции?
11. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?
12. В чем состоят особенности монополистического рынка? Каковы барьеры, ограничивающие доступ на него новых фирм?
13. Существуют ли реальные возможности деятельности монополии на рынке как единственного продавца? Сколь продолжительно может осуществляться такая деятельность?
14. Что принято называть естественной монополией?
15. Какова, по вашему мнению, степень монополизации российской экономики?
16. Что характерно для олигополии? Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?
17. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?
18. Почему некоторые отраслевые рынки в большинстве стран имеют олигополистическую структуру? Приведите примеры.
19. Каковы специфические условия монополистической конкуренции?
20. Что такое дифференциация продукта, и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?
21. При какой структуре рынка конкуренция более ожесточенная – монополистической или олигополии? Поясните ответ.
22. Какую роль играет реклама в процессе дифференциации предлагаемого товара?
23. Дайте характеристику позитивов и издержек монополистической конкуренции.
24. Что характерно для олигопсонии?
25. Что означает «фирма, принимающая цену»?
26. Что означает «фирма, объявляющая цену»?
27. Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?
28. Каковы потери от несовершенной конкуренции?
29. Раскройте содержание экономических и административных средств, противодействующих монополизации рынка. Что обусловливает развитие, совершенствование антимонопольного законодательства?
30. В каком случае понятие «фирма» и «отрасль» совпадают или являются синонимами?