Тема 28. Открытая экономика.

Сущность открытой и закрытой экономики. Мировая торговля. Внешнеторговый оборот и его составляющие: экспорт, импорт, сальдо. Внешнеторговая политика: протекционизм и свободная торговля. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Торговый баланс. Дефицит торгового баланса: причины и пути преодоления.

Вывоз капитала и его отличие от вывоза товаров. Причины вывоза капитала. Формы вывоза капитала: предпринимательская и ссудная. Прямые и портфельные инвестиции. Современные тенденции в вывозе капитала.

Международное движение трудовых ресурсов: причины миграции трудовых ресурсов.

Валютный рынок и методы котировки валют. Спрос на иностранную валюту и её предложение. Системы обменного курса валют. Режимы валютных курсов. Факторы, влияющие на валютный курс.

Понятие и структура платёжного баланса страны. Анализ статей платёжного баланса. Регулирование платежного баланса. Платёжный баланс России.

Межгосударственные торговые союзы и организации. Международные валютно-кредитные организации.

Тема 29. Эффективность инструментов влияния макроэкономической политики государства.

Виды и инструменты экономической политики государства (внешнеэкономической, инвестиционной, стабилизационной, научно-технической, структурной, социальной, антиинфляционной, антициклической).

Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет и метод экономической теории.

Ключевые понятия

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Категория экономическая

Логический метод

Макроэкономика

Микроэкономика

Моделирование

Научная абстракция

Нормативный анализ

Нормативная теория

Политическая экономия Позитивный анализ

Позитивная теория

Статистический метод

Факторный анализ

Функциональный анализ

Экономический анализ

Экономический закон

Экономический эксперимент

Экономическое моделирование

Учебная цель:выяснить закономерности, которые изучает экономическая теория.

После изучения темы обучающийся должен:

Знать:

· предмет экономической теории;

· методы экономических исследований;

· действие и формы проявления объективных экономических законов.

Уметь:

· выявить причину эволюции идей о предмете экономической науки;

· определить основную проблему экономической теории и практики;

· объяснить содержание функций экономической теории.

Владеть:

· навыками самостоятельной аналитической работы (сбора, систематизации и научной интерпретации экономической информации).

Методы исследования, используемые в данной теме: анализ и синтез, индукция и дедукция, метод научной абстракции, экономическое моделирование, позитивный и нормативный анализ.

План семинарского занятия

1.Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция.

2. Методы научного исследования.

3.Экономические категории и законы.

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 7-е дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2013. Гл. 1, 2.

Дополнительная литература

· Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – Лекция 2.

· Жутовская Т.С., Шишкина Н.Р. Экономическая теория: Учебное пособие, 2-е издание. / Под ред. Проф. А.Н. Зайцевой. Курган, Издательство «Зауралье». 2008. - Тема 2.

· Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. Глава 1.

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Экономическая теория в системе наук об обществе.

2. Экономические законы, механизм из действия и использования.

3. Научные абстракции и их роль в экономической теории.

4. Единство логического и исторического в экономическом исследовании.

5. Роль экономической науки в развитии общества.

Сочините экономическое эссе

§ «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).

§ «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное». (Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон»

Выполните самостоятельно

Задание 1.Прокомментируйте следующее высказывание представительницы английской экономической науки Джоан Робинсон: «Экономическую теорию необходимо изучать не для того, чтобы научиться как стать богатым, а для того, чтобы не попадаться на удочку экономистам».

Задание 2.Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «… при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». (Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Предисловие к первому изданию. М., Политиздат, 1973. – 907 с.)

Задание 3. Прокомментируйте следующее высказывание: «Несправедливо считать абстрактную политическую экономию ответственной за смешение во многих умах её теоретических законов с практическими правилами, на них основанными. Она чистая наука, и ее цель – знание. Между тем в прессе и на трибуне политическая экономия принимается как наука практическая, то есть как свод правил, руководящих поведением». (Тойнби А. Промышленный переворот в Англии в 18-м столетии. М., 1896, с.6.)

Задание 4. Английский экономист Дж. М. Кейнс в своей работе приводит следующую мысль: «Экономическая теория … является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Что, по вашему мнению, дало основание для такого вывода и какие элементы в экономической теории придают ей методологическую направленность?

Проверьте себя

1. Что изучает экономическая теория?

2. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

3. Почему политическая экономия как научная система зародилась только в эпоху становления капитализма?

4. Какая фундаментальная экономическая проблема лежит в основе предмета экономической теории?

5. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

6. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократов?

7. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки?

8. Назовите школу в политической экономии, которая выдвинула альтернативу в определении политической экономии как науки, изучающей богатство.

9. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки?

10. Какую смысловую нагрузку несёт термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?

11. Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке?

12. Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?

13. Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса?

14. Обобщите определения экономикса, данные различными авторами.

15. Какова связь экономической теории с другими экономическими и социальными науками?

16. Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией?

17. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России. Сформулируйте основные задачи экономической политики.

18. Каковы основные «инструменты» экономических исследований?

19. Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории?

20. В чем состоит принципиальное отличие экономических законов от законов природы?

21. Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике»?

22. Назовите кардинальные различия в методах анализа, которыми пользуются политическая экономия и экономикс.

23. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является сущность, а «началом» экономикса – цена?

24. В чем различие позитивных и нормативных утверждений? Приведите примеры тех и других.

25. Что такое «объективный экономический закон», «экономическая категория»? Приведите примеры. Зависит или не зависит действие экономических законов от воли и сознания людей?

26. Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве не достаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решением практических задач?

27. Какую роль играет научная абстракция в изучении экономических отношений? Приведите примеры.

28. Что представляет собой гипотеза? Чем она отличается от научной теории? На чем она строится?

29. Каковы различия между микро-, макро - и мегаэкономикой?

30. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и почему оно необходимо?

Наши рекомендации