Тема 3. Занятость, безработица и инфляция
1) Объясните территориальные различия в уровне фрикционной безработицы.
2) Определите составляющие естественного уровня безработицы и обсудите факторы их определяющие.
3) Объясните, почему уменьшение потребительских расходов способствует росту безработицы в экономике?
4) В таблице представлены данные, характеризующие рынок труда России в 2008 г. Рассчитайте недостающие в таблице параметры.
Численность населения | экономически активные | занятые | безработные | уровень безработицы % |
142 000 | 75 892 | 70 603 | х | х |
5) Естественный уровень безработицы составляет 5%, фактический уровень безработицы равен 9%. Фактический ВВП составил 720 млрд.ден.ед. Сколько составляет отставание фактического ВВП от потенциального в % и абсолютном выражении, если коэффициент Оукена равен 2,5?
6) Назовите основные причины инфляции в докапиталистическую эпоху.
7) Почему появились кредитные деньги и какова была их роль в развитии инфляционного процесса?
8) Чем определяется покупательная способность денег?
9) Какие факторы обусловили ускорение инфляции в XX в.?
10) Дайте определение индекса цен. Что общего между индексом потребительских цен (ИПЦ) и дефлятором ВВП и в чем различия между ними?
11) Какие причины инфляции можно вывести на основе формулы обмена количественной теории денег?
12) Каковы признаки открытой и подавленной инфляции? Почему подавленная инфляция приносит экономике больший вред в долгосрочном периоде, чем открытая?
13) По каким причинам возникает инфляция спроса? Что такое инфляция издержек и как с ней бороться? Изобразите на графике инфляцию спроса и инфляцию издержек.
14) В силу каких причин скорость денежного обращения может возрастать?
15) В чем экономический смысл кривой Филлипса? Дайте определение стагфляции и изобразите ее графически.
16) В исследуемом периоде индексы цен составили 300% (1 год) и 306% (2 год). В базисном году темп инфляции составил 8%. Как изменился темп инфляции в исследуемом периоде по с сравнению с базисным периодом?
17) Какие меры может использовать государство для борьбы с инфляционными тенденциями в экономике?
18) Назовите основные инструменты Центрального банка России и другие мероприятия государства, позволившие значительно снизить темпы инфляции в стране к концу 1990-х гг.
19) Какие меры должно предпринять государство, чтобы избежать стагнации?
20) Какие методы регулирования инфляционных процессов используют в развитых странах? В России?
Тема 4. Финансовая система и фискальная политика государства
1) Какова роль финансовой системы в регулировании экономики?
2) Почему государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе? Обоснуйте.
3) Какое воздействие на экономику страны оказывают налоги? Каковы размеры оптимальной налоговой ставки?
4) Какова структура государственного бюджета? В каком случае можно говорить о выполнении бюджетом стимулирующей функции?
5) Предположим, что правительство хочет сократить налоги, чтобы стимулировать экономику в период спада. Имеет ли значение то, какие налоги сократить: с населения или корпораций?
6) Каковы недостатки политики бюджетного дефицита?
7) В стране Альфа номинальный ВВП равен 5000. Автономные налоги равны 400. Ставка подоходного налога составляет 20%. Государственные закупки товаров и услуг равны 1600. Определите сальдо государственного бюджета.
8) Функция налогов имеет вид T=200 + 0,15Y, функция социальных трансфертов TR=250 – 0,15(Y – YF), государственные закупки равны 190. Потенциальный объем производства YF = 4000. Если фактический объем национального производства ниже потенциального на 500, каково будет сальдо государственного бюджета?
Тема 5. Модель AD-AS
1) Известно, что за традиционной функцией, отражающей зависимость совокупного спроса от уровня цен, стоит реализация трех эффектов. Обсудите механизм реализации этих эффектов.
2) Эффект реального богатства, определяющий нисходящую форму кривой совокупного спроса, заключается в:
a) сокращении расходов на потребление, вызванном снижением реальных кассовых остатков населения;
b) сокращении инвестиционных расходов фирм, обусловленном обесценением финансовых активов, цена которых фиксирована (номинальная стоимость облигаций);
c) сокращении инвестиционных расходов, вызванном ростом уровня процентных ставок в экономике;
d) изменении предпочтений потребителей в пользу импортных товаров, которые становятся относительно дешевле отечественных.
3) Покажите на графиках, что произойдет с кривой совокупного спроса при прочих равных условиях (ceteris paribus), если:
a) предприниматели, реализуя позитивные ожидания относительно конъюнктуры рынка сбыта их продукции, увеличат инвестиционные расходы;
b) потребители, обеспокоенные качеством рыбы, ввезенной из Японии, переключат потребление на отечественные заменители;
c) экспортерам страны предоставлена субсидия;
d) повышена экспортная пошлина;
e) повышен подоходный налог;
f) снижена процентная ставка по потребительским кредитам;
g) вырастет доход стран, являющихся основными торговыми партнерами (импортерами) для рассматриваемой страны;
h) предприятиям будет разрешено применять метод ускоренной амортизации оборудования;
i) государство разместит заказ на производство пяти сверхзвуковых самолетов последнего поколения.
4) Изобразите графически кривую совокупного предложения, аккуратно показав каждый из участков: кейнсианский, промежуточный и классический. Объясните, почему каждый из участков имеет такую конфигурацию.
5) Покажите на графиках, что произойдет с уровнем цен, объемом производства и уровнем занятости в случае, если увеличивается спрос, при этом новое равновесие находится:
a) на кейнсианском участке;
b) на промежуточном участке;
c) на классическом участке.
6) Изобразите на графиках AD-AS ситуацию, когда в экономике наблюдается спад.
7) В чем заключается «эффект храповика»?
8) Что произойдет с кривой совокупного предложения в случае технологического усовершенствования?
9) Подтвердите или опровергните следующее утверждение, аргументировав свой ответ: политика, направленная на стимулирование совокупного спроса, всегда ведёт к росту общего уровня цен.
10) Обоснуйте, является ли следующее утверждение верным или неверным: в случае, когда правительство стимулирует потребительские расходы, оно поступает нецелесообразно, поскольку в результате подобных действий происходит рост уровня цен.
11) Экономика первоначально находилась в состоянии полной занятости. Уравнение кривой совокупного спроса имело вид У = 2400 – 200Р (в млрд руб.). Затем увеличение государственных закупок сдвинуло эту кривую в положение, описываемое уравнением У = 2500 – 200Р. Потенциальный ВВП равен 2000 млрд. руб. Покажите графически и рассчитайте объем выпуска и уровень цен в краткосрочном и долгосрочном равновесии, если в коротком периоде совокупное предложение абсолютно эластично (описывается кейнсианской функцией).
12) Экономика первоначально находилась в состоянии полной занятости. Уравнение долгосрочной кривой совокупного предложения (LRAS): Y =3000. Уравнение краткосрочной кривой совокупного предложения (SRAS): P=1,0. Совокупный спрос (AD) имеет вид: yD = 2000 + 2M/P, где Y – реальный ВВП, Р – уровень цен, М – предложение денег. Центральный банк страны увеличил предложение денег на 100. Найдите параметры первоначального равновесия и новые значения выпуска и уровня цен, при которых в краткосрочном периоде установится равновесие товарного рынка после увеличения предложения денег. Проиллюстрируйте графиком.