Функции инфраструктуры рынка.
Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:
· облегчает участникам рыночных отношений покупку или продажу товаров;
· повышает эффективность и оперативность работы субъектов рынка;
· организует оформление рыночных отношений;
· облетает экономический и юридический контроль.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка товаров и услуг являются товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, аукционы, ярмарки, посреднические фирмы; денежного рынка - банки; рынка ценных бумаг - фондовые биржи; рынка труда - биржи труда.
Рыночная инфраструктура ускоряет кругооборот ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике.
Модель кругооборота демонстрирует сложное, взаимосвязанное переплетение процессов принятия решений и экономической деятельности. Домохозяйства и предприятия присутствуют на обоих основных рынках, но в каждом случае в разных качествах. На ресурсном рынке домохозяйства выступают как владельцы и поставщики экономических ресурсов, а предприятия - как покупатели; на рынке благ они меняются позициями. Доходы домохозяйств от продажи экономических ресурсов служат основой потребительских расходов, которые формируют выручку фирм. Часть выручки фирм направляется на покупку экономических ресурсов и превращается в доходы домохозяйств. Так осуществляется непрерывный процесс кругооборота ресурсов, благ и доходов в рыночной экономике.
Структура рынка.
Структуру рынка можно рассматривать по различным критериям:
1) по экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок промышленных товаров, сырьевой рынок, рынок труда, ценных бумаг.
2) по географическому местоположению: местный, национальный, мировой рынки.
3) по степени ограниченности конкуренции: монополия, олигополия, монопсония, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция.
4) по отраслям: автомобильный, нефтяной, машиностроительный рынки.
5) по характеру продаж: оптовый и розничный рынки.
Рыночная структура — сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д.
Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.
Конкуренция.
Конкуренция – соперничество между участниками рынка. Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая благо более высокого качества, либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определённого порядка, гарантирующего производство достаточного количества, качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Различают несколько видов конкуренции:
· Совершенная.
Существует множества мелких фирм, производящих однородную продукцию. Доля каждой фирмы в общем объёме предложения продукции настолько мала, что она не может влиять на цену. Вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений. Нет ограничений на доступ любой фирмы и информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы и т.д.
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной:
· Монополия.
Одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль других фирм, практически непреодолимы.
· Олигополия.
На рынке существует несколько крупных фирм, контролирующих весь рынок. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Производимая продукция может быть как однородной, так и разнородной. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на продукцию.
· Монополистическая конкуренция.
Большое количество мелких фирм на рынке, предполагающих разнородную продукцию. Вход на рынок не затруднён. Товары являются разными, но взаимозаменяемыми.
· Монопсония.
Вид рынка, на котором существует множество продавцов и только один покупатель, который определяет цену товара.
3.5 Функции рынка:
1) Ценообразующая функция.
В результате взаимодействия продавцов и покупателей на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
2) Информационная функция.
Цена содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребляемом количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынок. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены об избытке благ по сравнению с платёжеспособным спросом.
3) Регулирующая функция.
Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии рынка, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растёт цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
4) Посредническая функция.
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли – продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец, со своих позиций, стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающими его покупателями.
5) Санирующая функция.
Рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников экономической деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий и наоборот стимулирует более предприимчивые и активные.
Структура рыночной системы.
Структура рыночной системы - это совокупность взаимосвязанных количественных и качественных соотношений между отдельными элементами рынка, характеризующая ее устойчивую определенность и обеспечивающая функционирование рыночной системы как единого целого.
Рыночная система в целом характеризуется богатой и сложной структурой, для характеристики которой используют разнообразные критерии, позволяющие расчленять рыночную систему и выделять систему рынков по различным признакам.
По территориальному признаку можно выделить следующие системы рынков:
· местный (локальный);
· региональный:
· национальный;
· мировой.
По специфике функционирования рыночного механизма и полноте его регулирующих функций выделяют рынок:
· неразвитый, который характеризуется тем, что рыночные отношения в нем носят случайный характер; обмен товарами и услугами - товарный (бартерный); функции рыночного механизма сводятся к дифференциации членов общества и созданию системы стимулов;
· свободный (совершенный), предполагающий: неограниченное число участников рыночных отношений, свободную конкуренцию между ними; возможность осуществлять любую хозяйственную деятельность; абсолютную мобильность факторов производства; неограниченную свободу передвижения капитала; наличие у каждого участника полной информации о рынке; производство однородных товаров; невозможность влиять на решения конкурентов неэкономическими методами; невозможность влиять на цены. В условиях свободного рынка рыночный механизм выступает единственным регулятором экономических и социальных процессов. Поэтому свободный рынок - это абстракция. Свободного рынка никогда не было, нет сейчас ни в одной стране и не будет в ближайшем будущем;
· регулируемый, в котором наряду с рыночным механизмом регулирующие функции выполняет государство. Регулируемый рынок - это результат гуманизации общества. Государство стремится смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но таким образом, чтобы сохранить мотивацию к творчеству, инициативному труду и риску в хозяйственной деятельности. Вместе с тем неоправданное вмешательство государства в рыночные отношения приводит к их деформации;
· деформированный - существует в условиях командно-административной системы хозяйства. Важнейшими чертами деформации рынка выступают: отсутствие многообразных форм хозяйствования, основанных на различных формах собственности; натуральное распределение факторов производства; монополизм производителя и торговца; несбалансированность спроса и предложения в сторону спроса; скрытая инфляция; расцвет теневой экономики; попытка усиления региональных рынков и др. Регулирование экономики в условиях деформированного рынка осуществляется государством путем централизованного, директивного планирования.
По степени ограничения конкуренции выделяют:
· рынок свободной (совершенной) конкуренции, в котором покупатели и продавцы не имеют рыночной власти;
· рынок монополистической конкуренции, где фирмы имеют незначительную рыночную власть, основанную на дифференциации товара или услуги;
· олигополистический рынок, в котором фирмы имеют значительную власть, но конкуренция сохраняется и порой бывает весьма разрушительной;
· рынок чистой монополии, где фирма контролирует всю отрасль и выступает единственным продавцом;
· рынок монопсонии с множеством продавцов и лишь одним покупателем;
· смешанный рынок.
Монополия и монопсония в чистом виде - редкое явление, но на многих рынках друг с другом конкурируют лишь несколько фирм. Поэтому целесообразно говорить о рынках, приближенных к монополии и монопсонии.
Рынок может существовать только тогда, когда его отдельные части выполняют все необходимые функции, обеспечивающие процесс общественного воспроизводства. Поэтому функциональная структура обязательно предполагает наличие трех его основных сегментов: рынка товаров и услуг, рынка капиталов и рынка рабочей силы. Каждый из этих рынков имеет свою специфическую структуру. Так, рынок товаров и услуг распадается на множество специализированных рынков (рынок обуви, продуктов питания, туристических услуг и т.д.); рынок капиталов - на рынок денежного капитала и рынок ценных бумаг; рынок рабочей силы - на рынок квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы, рынки по отдельным специальностям.
Вся рыночная система формирует свою инфраструктуру, т.е. совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и обеспечивающих нормальный режим его функционирования.