Тема 2.2. Фирма как агент рыночной экономики
1.Основные концепции фирмы: сравнительный анализ.
2.Анализ издержек фирмы в кратко- и долгосрочном периодах.
3.Оптимум фирмы как максимизация ее прибыли.
4.Альтернативные цели фирмы.
Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме.
1. Каковы основные признаки фирмы?
2. Может ли хозяйственная единица относится к фирме, если она не получает прибыль? Если она не стремится получать прибыль?
3. Что показывает технологический подход к фирме? В каких случаях он может использоваться?
4. Что дает контрактная теория фирмы? Где ее целесообразно применять?
5. В чем ценность стратегического подхода к анализу деятельности фирмы? В каких случаях этот подход является наиболее эффективным?
6. Какие принципиальные формы внутренней организации фирмы существуют? По какому принципу их выделяют? В чем заключается их значение?
7. Каковы возможные критерии классификации внутренних структур фирмы? Чем можно объяснить такое многообразие видов фирм?
8. В чем состоит отличие подхода экономиста к анализу издержек фирмы от оценки бухгалтера? На какую величину экономические издержки превышают бухгалтерские?
9. Дайте определение общих, средних, предельных издержек фирмы, и поясните, как они исчисляются, от чего зависит форма их функции?
10. Определите разницу между бухгалтерской и экономической прибылью фирмы. Что такое нормальная прибыль?
11. Объясните причины положительного и отрицательного эффектов роста масштабов производства?
12. Объясните характер изменения средних издержек в долгосрочном периоде и влияние формы кривой долгосрочных средних издержек на структуру отрасли?
13. От чего зависят выбор цели и поведение фирмы в экономике?
14. Почему фирма может преследовать разные цели?
15. Каковы цели акционеров, индивидуального собственника фирмы, управляющих. Всегда ли они совпадают?
16. В чем заключается конфликт собственников и управляющих, и какими способами его можно смягчить?
Тема 2.3. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции
1.Краткосрочное равновесие конкурентной фирмы.
2.Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы и отросли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками.
3.Совершенная конкуренция и общественная эффективность. Регулирование конкурентной фирмы.
Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме.
1. Дайте определение и назовите основные признаки совершенной конкуренции. Поясните, существует ли в реальной экономике этот тип рыночной структуры?
2. Что собою представляет график спроса на продукцию совершенной конкурентной фирмы и совершенной конкурентной отрасли?
3. Назовите подходы, которые могут быть использованы конкурентной фирмой для определения оптимального объема производства?
4. Имеет ли экономический смысл фирме, которая в краткосрочном периоде несет убыток при всех объемах выпуска, производить продукцию?
5. При каком объеме производства фирма, сравнивающая валовую выручку с валовыми издержками, получит максимальную валовую прибыль?
6. Если валовой экономический убыток фирмы превышает постоянные издержки, то следует ли ей осуществлять производство?
7. Следует ли фирме выпускать дополнительную единицу продукции, если предельная выручка от ее продажи ниже предельных издержек на производство?
8. При каком условии фирма, сравнивающая предельную выручку с предельными издержками, получит максимальную валовую прибыль?
9. Целесообразно ли в краткосрочном периоде выпускать продукцию в том случае, если рыночная цена ниже средних валовых издержек при всех объемах выпуска?
10. В чем особенности правила MR = МС для совершенно конкурентной фирмы?
11. Объясните зависимость между предельными издержками и предложением совершенно конкурентной фирмы.
12. Какая рыночная цена соответствует точке закрытия фирмы?
13. Как определяется положение равновесия совершенно конкурентной отрасли?
14. Чем характеризуется положение равновесия совершенно конкурентной фирмы в краткосрочном периоде?
15. Как изменится валовая прибыль фирмы в равновесном состоянии, если уменьшится отраслевой спрос?
16. Каким образом повлияет снижение цен на сырье на экономическое положение фирмы в состоянии равновесия?
17. К какому уровню в долгосрочном периоде стремится рыночная цена в совершенно конкурентной отрасли, где действует большое количество фирм с одинаковыми издержками?
18. Чем отличается положение долгосрочного равновесия совершенно конкурентной фирмы от краткосрочного равновесия?
19. Каковы причины высокой эффективности совершенно конкурентной рыночной экономики?
20. Совпадают ли полностью частные интересы предпринимателей с общественными в условиях совершенной конкуренции?
Тема 2.4. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
1. Чистая монополия и монопольная власть.
2. Монополистическая конкуренция: условие равновесия фирмы и отросли в кратко- долгосрочных периодах.
3. Олигополия: аналитические модели и их применения.
4. Показатели концентрации рынков и сдерживание монопольной власти.
Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме.
1. Какие существуют источники монопольной власти?
2. Что показывает анализ последствий введения налога на прибыль монополиста, максимизирующего выручку, если налог также меняет минимальное ограничение по прибыли, с которым сталкивается фирма? В чем будет состоять отличие, если целью фирмы будет максимизация прибыли?
3. Какие потери общественного благосостояния сопровождают монопольный рынок?
4. Возможно ли производство монопольной отраслью конкурентного объема продукции? Каким образом можно этого достичь?
5. Какие очень важные факторы монополистического воздействия на благосостояние общества не включены в традиционное определение чистых потерь монополии DWL? Каково их возможное влияние на общественное благосостояние?
6. Что такое ценовая дискриминация? Какие виды ценовой дискриминации различают в поведении монополиста?
7. В чем сходство, и в чем отличие в поведении монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию, и монополиста, проводящего эту политику? В каких случаях воздействие монопольного рынка на общественное благосостояние будет более пагубным?
8. В чем заключается особенность монополистической конкуренции и ее последствий для общественного благосостояния?
9. К каким последствиям для общественного благосостояния приводит ценовое лидерство в отрасли? Отличаются ли эти последствия в случае количественного лидерства?
10.Какие условия необходимы, чтобы соглашения олигополистов по цене были эффективными? Как вы думаете, присутствуют ли эти условия в экономике России? Какие примеры тайных или открытых ценовых соглашений, действующих на рынках России, вы можете привести?
11.Какова роль некооперативного и кооперативного поведения на рынке?
12.В каких случаях сотрудничество фирм на рынке выгоднее, чем их конкуренция, с точки зрения: фирм, общества в целом, потребителей?
13.Когда картели являются стабильными, нестабильными? Почему это происходит?
14.Какие социальные издержки картелизации отрасли встречаются на рынке? Каким образом их можно измерить?
15.В рамках каких моделей анализируется поведение крупных фирм на рынке?
16.Что такое Нэш-равновесие олигопольного рынка? Когда оно достигается, и для чего используется?
17.Когда крупная фирма будет и когда не будет стремиться предотвратить вход конкурента на рынок?
18.Каким образом теория игр используется в анализе поведения олигополистов? Почему она является одним из наиболее удобных методов анализа подобных типов рынков?
Тема 2.5. Экономика неопределенности, спекуляции и страхование
1.Неопределенность как черта рыночной экономики.
2.Выбор потребителя в условия неопределенности и риска.
3.Риск и способы его снижения. Роль государства.
Подготовить устный ответ на контрольные вопросы по теме.
1. В чем состоит особенность выбора потребителя в условиях неопределенности и риска?
2. Что такое неопределенность, субъективная и объективная вероятности какого либо исхода? Какова связь неопределенности, вероятности и риска в экономическом анализе?
3. В чем заключается парадокс Бернулли? Что дает этот парадокс для анализа поведения потребителя?
4. Что такое ожидаемая полезность, и каков ее экономический смысл?
5. Какие аксиомы ожидаемой полезности используются в теории поведения потребителя?
6. В чем заключается смысл и роль безрискового эквивалента?
7. Каким образом индивид осуществляет выбор работы безопасный или связанный неким риском?
8. Каким образом осуществляется выбор страховки: со стороны потребителя, со стороны страховой компании? Что такое страховая премия?
9. Какими образом теорию ожидаемой полезности можно использовать для оценки стоимости информации и принятия решения о целесообразности покупки определенного объема информации?
10. Какие типы потребителей склонны уклоняться от налогов? Каким образом эту склонность можно уменьшить?
11. В чем заключаются причины неполноты информации?
12. Какие характеристики информации подтверждают тот факт, что она является редким благом? Как взаимосвязаны неполнота и асимметрия информации?
13. Почему асимметрия информации создает проблему для функционирования свободных рынков?
14. Как проявляется проблема асимметрии информации на рынке страхования, на рынке рабочей силы, на финансовом рынке, на рынке товаров и услуг?
15. Каковы последствия неблагоприятного отбора информации, и как можно их смягчить на разного рода рынках?
16. В чем причина, и каковы следствия риска безответственного (оппортунистического) поведения контрагента? Как можно предупредить и снизить его?