Усиление рынка: непроизводство общественных благ, сильная социальная дифференциация
Усиление государство: неэффективная экономика
Билет № 9
Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о соотношении доходов самых богатых семей и доходов самых бедных семей в России в период с 1990 по 1995 г. Как изменился уровень жизни россиян? Объясните причины этих изменений.
Уровень жизни снизился (по данным диаграммы это неясно, но известно фактически),
Усилилась социальная дифференциация.
Причины: переход к рынку, неготовность многих людей к рыночной экономике.
Дополнительно можно попросить учащихся построить кривые Лоренца и показать, как могло измениться значение коэффициента Джини.
Билет № 10
Вопрос более активного включения России в процесс глобализации мировой экономики - предмет многочисленных дискуссий. Согласно оценкам Всемирного банка общий размер финансовой выгоды России от вступления во Всемирную торговую организацию может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд, а в долгосрочной - 64 млрд долл. в год.
Какие выгоды и потери ждут Россию в результате вступления в ВТО? Выскажите аргументы «за» и «против» участия России в экономической глобализации.
Выгоды: для отечественных потребителей (усиление конкуренции, повышение качества, снижение цен), для экспортеров (снижение барьеров)
Потери: для отечественных производителей, может снизиться занятость за счет неконкурентоспособности и разорения отечественного производства.
Билет № 11
Потребитель взял ссуду в банке на оплату лечения. Срок погашения 12 месяцев. Сумма возвращалась по условиям договора в рассрочку в виде ежемесячных платежей. Банковская процентная ставка была установлена в соответствии с ожидаемой инфляцией 2% в месяц. Фактическая норма инфляции оказалась 4% в месяц. Кто остался в выигрыше от этой сделки - кредитор или заемщик?
Заемщик, поскольку он возвращал более «дешевые» деньги (снизилась их покупательная способность).
Билет № 12
Опираясь на данные таблицы, сравните и охарактеризуйте типы рыночных структур.
Тип рыночной структуры | Число фирм в отрасли | Степень дифферен-циации продукции | Существование рыночных барьеров | Возможность доступа к экономической информации | Степень влияния на цены |
Совершенная конкуренция | Очень много | Стандартная | Нет | Полная | Нет |
Монополис-тическая конкуренция | Много | Дифференцированная | Незначительные | Легкая | Слабая |
Олигополия | Мало | Стандартная (сталь), Дифференцированная (автомобили) | Высокие | Затруднена | Значительная |
Монополия | Одна | Уникальная (метро) | Непреодолимые | Отсутствует | Высокая |
Билет № 13
Прочитайте приведенный ниже текст.
«Европейский союз включает пятнадцать государств (Ф), взаимосвязь экономик которых доказывает то (О), что взаимная торговля составляет более 60% внешнеторгового оборота этих стран (Ф). Страны ЕС с января 2002 г. ввели в обращение единую валюту (евро) (Ф). Данная ситуация может позволить капиталу еще более свободно перемещаться по единой Европе в поисках выгодного приложения (О). Несмотря на часто возникающие разногласия по отдельным проблемам экономической политики (Ф), можно предположить, что экономическая интеграция в рамках ЕС будет углубляться (О)».
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер.
Б) Характер оценочных суждений.
Ответ в скобках.
Билет № 14
«Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра» (В. Леонтьев). Охарактеризуйте экономические проблемы, которые рыночная система способна решать самостоятельно, и экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства. Справедливо ли утверждение ученого-экономиста в условиях современной экономики? Аргументируйте свой ответ.
Самостоятельно: эффективное распределение ресурсов, эффективное производство, установление цен
Государство: законы, недопущение монополий, производство общественных благ (маяки, армия, шоссе), устранение внешних эффектов (загрязнение окружающей среды), снижение социальной дифференциации.
Билет № 15
Экономически активное население страны N составляет 75 млн. человек. Норма безработицы в стране равна 7%. Рассчитайте число занятых и безработных. Дайте оценку уровням занятости и безработицы в стране.
u=U/L*100%, где u – норма безработицы, U – количество безработных, L – рабочая сила (экономически активное население).
7%=x/75*100%
x=5,25 млн. чел.
7% - незначительный уровень безработицы, находится в пределах считающихся вполне приемлемыми (скорее всего, циклическая безработица отсутствует). Однако может наблюдаться и незначительный экономический спад (в зависимости от естественной нормы безработицы). Кроме того, не учитывает скрытую безработицу (неполную занятость).
Билет № 16
Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами выполнение государством следующих экономических функций: перераспределение доходов общества, производство общественных благ, обеспечение занятости населения, правовое регулирование экономических отношений.