Комментарии к третьим вопросам экзаменационных билетов для профильных школ
Комментарии к третьим вопросам экзаменационных билетов для профильных школ
Рекомендации по оцениванию ответа на третий вопрос билета.
Отметка «5»по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4»ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Отметка «3»ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора.
Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
Ниже приведена типология заданий третьего вопроса билетов:
Тип задания | № билета |
Оценочное суждение, теория. | 1, 7, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24 |
Теория, выбор из предложенного | 2, 8, 13 |
Задача | 3, 6, 15, 19 |
Теоретические знания | 4, 5, 11, 12, 23 |
Творческое задание |
Таким образом, не имеется заведомо правильных готовых ответов на большинство заданий №3 экзаменационных билетов. Ниже предлагаются примерные ответы на задания.
Для ряда билетов указаны опорные термины, которыми должны оперировать учащиеся.
Билет № 1
В настоящее время для развитых стран является характерным темп экономического роста на уровне 2-3%, а некоторые развивающиеся страны имеют темпы роста 5-7%. Можно ли утверждать, что развивающиеся страны способны обогнать развитые по уровню ВВП? Объясните, что необходимо учитывать для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста.
Да, можно. Поскольку при более высоких темпах экономического роста имеется возможность достичь уровня ВВП стран, чей экономический рост ниже.
Однако:
Необходимо учитывать показатели ВВП на душу населения
При более высоких абсолютных значениях ВВП темпы роста ВВП снижаются.
Билет № 2
Прочитайте приведенный ниже текст.
«В России в 2000 г. ВНП составил около 248 млрд. долл. Это соответствует примерно 21-22-му месту в мировой табели о рангах, где место страны определяется абсолютной величиной ее годового ВНП. Но при этом наша страна пока сползает в этом списке вниз, а не поднимается вверх. В таблице ООН по ранжированию стран по величине ВНП на душу населения мы находимся на 120-м месте. Данную ситуацию нельзя признать благоприятной. На наш взгляд, перспективы экономического роста в России в XXI в. могут оказаться более успешными при достижении политического согласия нации относительно курса экономических преобразований и стабильного руководства в стране».
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер.
Б) Характер оценочных суждений.
«В России в 2000 г. ВНП составил около 248 млрд. долл.(Ф) Это соответствует примерно 21-22-му месту в мировой табели о рангах (Ф), где место страны определяется абсолютной величиной ее годового ВНП. Но при этом наша страна пока сползает в этом списке вниз (Ф), а не поднимается вверх (Ф). В таблице ООН по ранжированию стран по величине ВНП на душу населения мы находимся на 120-м месте (Ф). Данную ситуацию нельзя признать благоприятной (О). На наш взгляд, перспективы экономического роста в России в XXI в. могут оказаться более успешными при достижении политического согласия нации относительно курса экономических преобразований (О)и стабильного руководства в стране (О)».
Билет № 3
Общая выручка фирмы А. от продажи произведенной продукции составила 600 тыс. р., а сумма явных и неявных издержек - 470 тыс. р. Общая выручка фирмы Б. составила 350 тыс. р., сумма явных и неявных издержек - 320 тыс. р. Рассчитайте экономическую прибыль каждой фирмы и сравните эти показатели.
Фирма А: 600-470=130
Фирма Б: 350-320=30
Прибыль фирмы Б больше, однако обе фирмы могут продолжать бизнес, поскольку экономическая прибыль положительная.
Билет № 4
Сравните различные экономические системы и заполните соответствующие графы таблицы.
Опираясь на полученные данные таблицы, охарактеризуйте различные системы хозяйствования.
Линии сравнения | Рыночная экономическая система | Командно-административная экономическая система |
1. Господствующая форма собственности | Частная | Государственная |
2. Способы регулирования деятельности производителей | Рынок, цены | Государство, план |
3. Механизм ценообразования | Рыночный, спрос и предложение | Директивное, плановое |
4. Преобладающие методы государственного регулирования | Экономические стимулы | Неэкономические стимулы, наказания |
Билет № 5
Легковые автомобили производятся в России пятью предприятиями, 82% шин для сельскохозяйственных машин выпускают четыре предприятия, 92% кальцинированной соды - три, все производство магнитной ленты сосредоточено на двух предприятиях, автогрейдеров - на трех. К какой рыночной структуре относятся отрасли промышленности? Охарактеризуйте особенности этой рыночной структуры.
Билет № 6
Реальный ВВП страны N за данный год составил 420 млрд. долл. В предыдущем году этот показатель был равен 400 млрд. долл. Рассчитайте темп роста ВВП (экономический рост) за данный год.
Темп роста ВВП = (420-400)/400*100%=5%
Билет № 7
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.
«Экономика - это наука о том, как общество использует Ограниченные ресурсы для производства благ и распределения их среди людей. Их недостаточно, чтобы удовлетворить полностью даже минимальныеПотребности всех людей. Поэтому общество должно постоянно делать выбор, что производить, для кого про изводить и Как производить. Эти задачи можно решить, по-разному организуя экономическую жизнь общества. Один тип экономики характеризуется тем, что основная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и фирмами с учетом цен, складывающихся на Рынок. Они же являются собственниками факторов производства. Государству отводится в экономике второстепенная роль. Такая экономика называется Рыночная экономика. К другому типу экономики относится централизованно управляемая экономика, или Командная экономика. Государство в этом случае играет первостепенную роль».
Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить. Слова в списке даны в именительном падеже. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать:
Билет № 8
1. Установите соответствие между регуляторами рыночной экономики и их функциями.
Экономические функции | Регуляторы экономики |
1) Обеспечивает занятость населения | А) Государство |
2) Поддерживает развитие наукоемких отраслей науки | А) Государство |
3) Обеспечивает взаимовыгодный обмен | Б) Рыночный механизм |
4) Регулирует налогообложение | А) Государство |
5) Стремится ликвидировать бюджетный дефицит | А) Государство |
6) Эффективно соизмеряет затраты и результаты производства | Б) Рыночный механизм |
Билет № 9
Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о соотношении доходов самых богатых семей и доходов самых бедных семей в России в период с 1990 по 1995 г. Как изменился уровень жизни россиян? Объясните причины этих изменений.
Билет № 10
Вопрос более активного включения России в процесс глобализации мировой экономики - предмет многочисленных дискуссий. Согласно оценкам Всемирного банка общий размер финансовой выгоды России от вступления во Всемирную торговую организацию может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд, а в долгосрочной - 64 млрд долл. в год.
Какие выгоды и потери ждут Россию в результате вступления в ВТО? Выскажите аргументы «за» и «против» участия России в экономической глобализации.
Выгоды: для отечественных потребителей (усиление конкуренции, повышение качества, снижение цен), для экспортеров (снижение барьеров)
Билет № 11
Потребитель взял ссуду в банке на оплату лечения. Срок погашения 12 месяцев. Сумма возвращалась по условиям договора в рассрочку в виде ежемесячных платежей. Банковская процентная ставка была установлена в соответствии с ожидаемой инфляцией 2% в месяц. Фактическая норма инфляции оказалась 4% в месяц. Кто остался в выигрыше от этой сделки - кредитор или заемщик?
Билет № 12
Опираясь на данные таблицы, сравните и охарактеризуйте типы рыночных структур.
Тип рыночной структуры | Число фирм в отрасли | Степень дифферен-циации продукции | Существование рыночных барьеров | Возможность доступа к экономической информации | Степень влияния на цены |
Совершенная конкуренция | Очень много | Стандартная | Нет | Полная | Нет |
Монополис-тическая конкуренция | Много | Дифференцированная | Незначительные | Легкая | Слабая |
Олигополия | Мало | Стандартная (сталь), Дифференцированная (автомобили) | Высокие | Затруднена | Значительная |
Монополия | Одна | Уникальная (метро) | Непреодолимые | Отсутствует | Высокая |
Билет № 13
Прочитайте приведенный ниже текст.
«Европейский союз включает пятнадцать государств (Ф), взаимосвязь экономик которых доказывает то (О), что взаимная торговля составляет более 60% внешнеторгового оборота этих стран (Ф). Страны ЕС с января 2002 г. ввели в обращение единую валюту (евро) (Ф). Данная ситуация может позволить капиталу еще более свободно перемещаться по единой Европе в поисках выгодного приложения (О). Несмотря на часто возникающие разногласия по отдельным проблемам экономической политики (Ф), можно предположить, что экономическая интеграция в рамках ЕС будет углубляться (О)».
Определите, какие положения текста носят:
А) Фактический характер.
Б) Характер оценочных суждений.
Ответ в скобках.
Билет № 14
«Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра» (В. Леонтьев). Охарактеризуйте экономические проблемы, которые рыночная система способна решать самостоятельно, и экономические проблемы, которые требуют вмешательства государства. Справедливо ли утверждение ученого-экономиста в условиях современной экономики? Аргументируйте свой ответ.
Самостоятельно: эффективное распределение ресурсов, эффективное производство, установление цен
Билет № 15
Экономически активное население страны N составляет 75 млн. человек. Норма безработицы в стране равна 7%. Рассчитайте число занятых и безработных. Дайте оценку уровням занятости и безработицы в стране.
u=U/L*100%, где u – норма безработицы, U – количество безработных, L – рабочая сила (экономически активное население).
7%=x/75*100%
x=5,25 млн. чел.
7% - незначительный уровень безработицы, находится в пределах считающихся вполне приемлемыми (скорее всего, циклическая безработица отсутствует). Однако может наблюдаться и незначительный экономический спад (в зависимости от естественной нормы безработицы). Кроме того, не учитывает скрытую безработицу (неполную занятость).
Билет № 16
Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами выполнение государством следующих экономических функций: перераспределение доходов общества, производство общественных благ, обеспечение занятости населения, правовое регулирование экономических отношений.
Билет № 17
Стремление к экономическому росту - характерная черта всех правительств. Однако в обществе в последнее время возникли два вида возражений. Сторонники одного из них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиленного экономического роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов. Сторонники другого считают, что концепция экономического роста, учитывая связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, не совместима более с идеей прогресса. Сформулируйте свое отношение к этой проблеме. Аргументируйте поддержку или опровержение взглядов сторонников различных возражений.
Экономический рост — благо и необходимость, он приводит к росту благосостояния людей. Однако общество должно бороться с загрязнением атмосферы. Также необходимо разрабатывать энергосберегающие технологии.
Билет № 18
«Налоги взимаются с части общества в интересах целого». Приведите объяснения, подтверждающие это положение, и проиллюстрируйте их примерами.
Налоги основной источник доходов бюджета государства. За счет налогов финансируются государственные расходы на оборону, гос. безопасность, образование, медицину, науку.
Билет № 19
Коммерческий банк «Империал» принял вклады на общую сумму 300 млн. р. Центральному банку было передано в качестве обязательных резервов 20 млн. р. Вычислите норму обязательного банковского резерва, установленную Центральным банком, и объясните ее необходимость.
Норма резервов = обязательные резервы/депозиты *100%
Норма резервов = 20/300 *100%
Норма резервов = 6,67%
Билет № 20
Структура потребительских расходов (в %)
Группы семей | Продукты питания | Непродовольственные товары | Оплата услуг |
Бедные | 60,5 | 21,4 | 15,5 |
Богатые | 35,4 | 46,8 | 15,1 |
Под бедными подразумевается 10%-ный слой наименее обеспеченных граждан России, богатые - 10%-ный слой наиболее обеспеченных граждан.
Проанализируйте данные таблицы и охарактеризуйте следующие зависимости: между структурой расходов и размерами доходов; между размерами доходов и платежеспособным спросом на продовольственные и непродовольственные товары. Объясните связь выявленных зависимостей с положениями закона Энгеля.
Билет №21
1. Государство N переживает период экономического спада. Правительству необходимо предпринять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной ситуации в экономике. Представьте, что вы руководитель Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации? Сделайте выбор и обоснуйте его.
Снижение учетной ставки
Снижение нормы резервов.
Билет № 22
«Почти все налоги на производство, в конечном счете, ложатся на потребителя» (Д. Рикардо). Приведите необходимые аргументы, подтверждающие справедливость данного вывода ученого-экономиста.
Расходы на налоги учитываются при установлении цены на блага (происходит переложение налогового бремени). Поэтому налоги на производства выплачиваются покупателями благ (доля налога, выплачиваемого потребителями, зависит от соотношения эластичности спроса и предложения блага).
Билет № 23
Предприниматель К., организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30 тыс. р. Если бы он вложил деньги в покупку ценных бумаг, то получил бы 40 тыс. р. в виде дивидендов. Как соотносятся бухгалтерская и экономическая прибыль предпринимателя? Можно ли считать применение предпринимателем имеющихся ресурсов эффективным?
Экономическая прибыль = 30 тыс. р. — 40 тыс. руб. = -10 тыс. руб.
Следовательно, выгоднее было приобретать ценные бумаги. Решение неэффективно, если предположить одинаковый риск при организации бизнеса и приобретении ценных бумаг. Если риски неизвестны, оценить экономическую прибыль нельзя.
Билет № 24
Среди экономистов нет единого мнения о том, нужно ли государству и в какой мере вмешиваться в рыночную экономику. Одни считают, что ни одна экономическая система, даже свободная рыночная экономика, не может эффективно функционировать без вмешательства государства. Роль государства в регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать. Другие уверенно доказывают, что рыночный механизм свободного ценообразования работает с большей эффективностью в экономике, чем государство. Необходимы максимальное вытеснение государства из сферы регулирования экономических отношений и либерализация рынка и цен. Какую позицию поддержали бы вы? Аргументируйте свой ответ.
Оценку дает учащийся самостоятельно.
В ответе могут быть использованы термины: общественные блага, внешние эффекты, социальная справедливость, эффективность, монополия, конкуренция.
Билет № 25
Предложите основное содержание (замысел, основные проблемы) и этапы разработки ученической практической работы (проекта) по теме «Рынок труда и молодежь».
Комментарии к третьим вопросам экзаменационных билетов для профильных школ
Рекомендации по оцениванию ответа на третий вопрос билета.
Отметка «5»по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.
Отметка «4»ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки.
Отметка «3»ставится, если экзаменуемый справляется с заданием лишь после наводящих вопросов экзаменатора.
Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.
Ниже приведена типология заданий третьего вопроса билетов:
Тип задания | № билета |
Оценочное суждение, теория. | 1, 7, 9, 10, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 24 |
Теория, выбор из предложенного | 2, 8, 13 |
Задача | 3, 6, 15, 19 |
Теоретические знания | 4, 5, 11, 12, 23 |
Творческое задание |
Таким образом, не имеется заведомо правильных готовых ответов на большинство заданий №3 экзаменационных билетов. Ниже предлагаются примерные ответы на задания.
Для ряда билетов указаны опорные термины, которыми должны оперировать учащиеся.
Билет № 1
В настоящее время для развитых стран является характерным темп экономического роста на уровне 2-3%, а некоторые развивающиеся страны имеют темпы роста 5-7%. Можно ли утверждать, что развивающиеся страны способны обогнать развитые по уровню ВВП? Объясните, что необходимо учитывать для того, чтобы ВВП служил объективным показателем экономического роста.