Оценивание заданий на решение проблемных познавательных задач (27)
Задание 27 представляет собой задание-задачу, содержащую условие в виде проблемной ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
В КИМ ЕГЭ представлены различные задания-задачи. Они могут быть классифицированы в зависимости от содержания условия или характера требований.
В зависимости от содержания условия можно выделить задачи, условия которых содержат проблемное высказывание (суждение); смоделированную социальную ситуацию правового, экономического, бытового и иного характера; конкретный реальный социальный факт или явление. По характеру требований (вопросов) могут быть выделены задачи, которые требуют подводить данные условия под общее понятие (от частного к общему); объяснять существующие взаимосвязи.
Существующие подходы в системе оценивания заданий 27 связаны с отдельными разновидностями заданий.
Подход первый.
1. Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.
1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы
(в соответствующем количестве).
1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соответствующих анализируемому суждению.
Подход второй.
2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.
2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).
Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны присутствовать следующие элементы: 1) вывод о том, что спрашивается; 2) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.) | |
Сделан вывод и приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования). | |
Сделан вывод и приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте двух приведенных аргументов | |
Сделан вывод, аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) не приведены. ИЛИ Вывод не сформулирован, но понятен в контексте приведенного аргумента | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
2.2. Задача ориентирована на интерпретацию данных условия. Она может производиться по следующим сценариям:
Направление интерпретации | Оцениваемые элементы ответа |
- сформулировать несколько доказательств и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы | - N доказательств и ответ на вопрос |
- определить социальный объект и привести несколько доказательств | - четкое указание социального объекта и N доказательств |
- определить социальный объект и привести несколько групп признаков (имеющиеся в тексте и не упомянутые в тексте) | - четкое указание социального объекта и N признаков требуемых групп |
- сделать несколько выводов | - N выводов |
Обратимся к рекомендациям по оцениванию задач, требующих на основе интерпретации данных условия сформулировать два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования и т.п.) и ответить на вопрос, раскрывающий один из аспектов проблемы, которой конкретная задача посвящена.
Рекомендации по оцениванию данной группы заданий следующие:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны содержаться следующие позиции: 1) приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) Обязательно приводятся примеры возможных аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.); 2) раскрыт аспект проблемы | |
Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) и раскрыт аспект проблемы. | |
Приведены два аргумента (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования), но не раскрыт аспект проблемы. ИЛИ Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование) и раскрыт аспект проблемы. | |
Приведен один аргумент (доказательство, объяснение, утверждение, обоснование). ИЛИ Раскрыт аспект проблемы, но не приведены аргументы (доказательства, объяснения, утверждения, обоснования) | |
Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Рассмотрим конкретный пример.
Пример 8.
Матвей и Арина решили заключить брачный договор. Матвей настаивал на включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа. Нотариус отказался удостоверять брачный договор именно из-за этого пункта. Правомерны ли действия нотариуса? Ответ поясните. Назовите любые два аспекта отношений между супругами, которые могут быть определены в брачном договоре.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: действия нотариуса правомерны; 2) пояснение, например: это положение брачного договора ограничивает конституционное право гражданина РФ, т.е. речь идёт об ограничении правоспособности; брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов; 3) два аспекта: супруги могут определить в брачном договоре: - свои права и обязанности по взаимному содержанию; - способы участия в доходах друг друга; - порядок несения каждым из них семейных расходов; - определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака; - любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов. Пояснение и аспекты могут быть даны в иных формулировках |
Правильно дан ответ, и приведено пояснение, названы два аспекта | |
Правильно дан ответ, и приведено пояснение, назван один аспект. ИЛИ Правильно дан ответ, и названы два аспекта | |
Правильно дан ответ, и приведено пояснение. ИЛИ Правильно дан ответ, и назван один аспект. ИЛИ Правильно только дан ответ | |
Дан неправильный ответ (или ответ отсутствует) независимо от наличия/отсутствия других элементов. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ 1
Эксперты оценили этот ответ 2 баллами
Комментарий | Правильно дан ответ, приведено пояснение, назван один аспект (позиция о выборе фамилии относится к личным неимущественным правам супругов) |
Ответ 2
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами
Комментарий | Правильно дан ответ, приведено пояснение, названы два аспекта |
2.5. Оценивание выполнения заданий, требующих составления плана (28)
Данный тип заданий требует составления сложного плана развёрнутого ответа по конкретной теме / проблеме обществоведческого курса.
С помощью данного задания проверяется целый комплекс знаний и умений (компетенций) выпускников: обзорное знание определенной темы курса в единстве ее различных аспектов (компонентов); умение представить эти компоненты в структурно-логическом виде, выстроить последовательность рассмотрения отдельных вопросов в целостном сюжете; осуществлять иерархическое структурирование материала, выделяя не только пункты, но и подпункты плана.
План – четкое последовательное представление частей содержания изученного вопроса (или текста) в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную идею соответствующего фрагмента, многообразие его смысловых связей.
Прежде чем приступить к оцениванию задания необходимо четко уяснить сущность требования, из которого вытекают оцениваемые элементы ответа. Выполнение этого задания предполагает: а) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; б) наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; в) корректность формулировок пунктов плана.
В систему оценивания задания этого типа внесено следующее положение: «Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании».Это должно поставить заслон потоку бессодержательных планов, пригодных, как говорится, на все случаи жизни. Например, если подразумевается раскрытие какого-либо общественного процесса, динамического социального явления, нередко используется такое клише: этапы развития (далее указывается названное в теме явление): 1) становление, 2) нынешнее состояние, 3) перспективы дальнейшего развития. Применительно к этому случаю можно сказать словами известного общественного деятеля: по форме верно (один из пунктов вместе с подпунктами представлен), а по сути – издевательство.
Указание в критериях оценивания на пункты приведённого образца, отсутствие которых не даст возможность раскрыть тему по существу, направлено на повышение качества оценки содержательной стороны плана. При этом формулировки, данные выпускником, не обязательно должны дословно совпадать с тем, что приводятся в модельном образце, но они должны четко отразить необходимую сторону явления, признак понятия, характеристику процесса и т.п.: «Отсутствие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу»
!!!Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов
и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Вот какой план по теме «Воздействие экономики на социальную структуру общества» был предложен в одной из работ:
«1. Понятие «социальная структура»
2. Дифференциация общества:
а) по доходу
б) по отношению к власти
в) по виду профессии
3. Влияние циклов экономики на общество
а) пик
б) рецессия
в) дно
г) экспансия
4. Государственные социальные программы
а) поддержка малоимущих безработных
б) развитие здравоохранения
в) предоставление социальных гарантий населению
г) молодежные программы
5. Роль экономики в формировании социальной структуры общества».
Непосредственно на раскрытие темы здесь работает только последний пункт. При этом он никак не конкретизирован. Пункт 3 явно лишний. Включая пункт 2, выпускник, видимо, хотел обозначить аспект, связанный с критериями (факторами) социальной дифференциации общества, однако не сумел найти обобщающего понятия и должной формулировки. Конкретизация пункта 3 не соответствует заявленной позиции: влияние циклов экономики на общество. Главное, однако, состоит в том, что отсутствует указание на важные стороны рассматриваемой темы: появление новых социальных групп под влиянием изменений отношений собственности, изменения в профессиональной дифференциации, вызванные новыми потребностями производства и т.п.
Если приведенный выпускником план позволяет раскрыть тему, то даже наличие в ответе наряду с корректными формулировками ошибочных позиций, дает основание оценить этот ответ положительно (оценивается 1 баллом).
Пример 9.
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы, согласно предлагаемому варианту верного ответа, может быть таким:
1. Научное познание – один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.
Задания этого типа оцениваются в соответствии со следующими универсальными, обобщенными критериями:
Структура предложенного плана | Наличие пунктов плана, без которых данная тема не может быть раскрыта по существу | Корректность формулировок пунктов плана | Баллы |
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |
Два пункта детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |
ИЛИ | |||
Три или более пункта, любые два из которых детализированы в подпунктах | Два | Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу | |
План по своей структуре является простым и содержит не менее трёх пунктов | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |
ИЛИ | |||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах | Один | ||
ИЛИ | |||
Три или более пункта, любые один-два из которых детализированы в подпунктах | Два | В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочные позиции, искажающие отдельные аспекты раскрытия темы | |
Два пункта, любой один из которых детализирован в подпунктах | Два | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу | |
Два пункта, один-два из которых детализированы в подпунктах | Два | Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу | |
Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла | |||
ИЛИ | |||
План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы | |||
Максимальный балл | 3 |
Ниже приведены фрагменты ответов выпускников.
Ответ 1
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами.
Комментарий | Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы). Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). |
Ответ 2
Такой ответ оценивается 0 баллов.
Комментарий | План не раскрывает указанной темы (в том числе содержит набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). |
Ответ 3
Такой ответ оценивается 0 баллов.
Комментарий | План не раскрывает указанной темы (в том числе содержит набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы). |
Ответ 4
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами.
Комментарий | Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы) |
При оценке ответов испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно спроектировать следующие позиции: а) представить возможные логические пути раскрытия заданной темы
в развернутом плане сложного типа; б) определить круг необходимых для полноценного раскрытия темы позиций плана.