Оценивание выполнения заданий на применение основных понятий в контексте обществоведческого знания в свободно конструируемом фрагменте текста (25)
Задания, требующие раскрыть смысл обществоведческого понятия, а также составить два предложения, содержащих информацию о различных аспектах общественного явления, обобщенного в данном понятии, предъявляются на позиции 25.
Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки выпускников: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.); 3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).
Выполнение задания 25 оценивается от 0 до 3 баллов.
Пример 5.
25 |
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.) 2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию. (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.) 3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники. (Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.) Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия | |
Правильно раскрыт только смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия | |
Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ниже приводятся фрагменты из работ экзаменуемых.
Ответ 1
Эксперты поставили за этот ответ максимальный балл (3 балла).
Комментарий | Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия |
Ответ 2
Эксперты поставили за этот ответ 2 балла.
Комментарий | Правильно раскрыт смысл понятия; составлено предложение, содержащее информацию о видах инфляции. (Последствие инфляции не раскрыто). |
Ответ 3
Эксперты поставили за этот ответ 1 балл.
Комментарий | Правильно раскрыт только смысл понятия. |
Ответ 4
Эксперты поставили за этот ответ 0 баллов.
Комментарий | Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. |
2.3. Оценивание выполнения заданий на конкретизацию какого-либо теоретического положения (понятия) с помощью примеров (26)
26 - задание высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону (или их взаимосвязь) с помощью примеров из социальной жизни. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Данный тип заданий имеет несколько моделей условия и вытекающих из него требований: «Назовите … и проиллюстрируйте примерами…», «Приведите три примера, иллюстрирующие …», «Проиллюстрируйте примером … В каждом случае запишите сначала положение, а затем – соответствующий пример». Эти задания «разворачивают» проверяемый вид деятельности, операционализируют его, пошагово фиксируя порядок выполнения требований.
«Содержательное пространство», из которого могут черпаться примеры, весьма объемное и разнородное. Примерами могут быть факты прошлого и современности, почерпнутые из личного социального опыта выпускников или получившие общественную известность; реальные события, примеры из искусства и смоделированные ситуации. В ответах допускается различная степень конкретизации, и в этой связи одни экзаменуемые могут идти по пути все большего уточнения самого исходного положения, выделяя его стороны, аспекты, формы проявления и т.д.; другие могут отдавать предпочтение отдельным фактам, которые воплощают черты (характеристики) общего.
Пример 6.
Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.
Формулировка задания предполагает, что выпускник должен назвать три органа высшей государственной власти в Российской Федерации (не ветвей государственной власти, а названия конкретных органов власти) и указать по одному полномочию каждого органа. Естественно, что такая формулировка предполагает обязательно указание на то, полномочия какого органа указываются.
Рассмотрим рекомендации по оцениванию и фрагменты ответов.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе должны быть названы органы государственной власти и соответствующие полномочия, например: 1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ); 2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью); 3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции). Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное. Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия |
Правильно названы три органа государственной власти и соответствующие им полномочия | |
Правильно названы два-три органа государственной власти и полномочия двух из них | |
Правильно названы один–три органа и полномочия одного из них | |
Правильно названы только один-три органа государственной власти. ИЛИ Органы не названы при любом количестве полномочий. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ 1
![]() |
Эксперты оценили этот ответ максимальным баллом (3 балла).
Комментарий | Названы три органа государственной власти и соответствующие им полномочия. |
Ответ 2
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами
Комментарий | Названы два органа государственной власти и соответствующие им полномочия (позиции 1 и 2 –две палаты Федерального Собрания РФ) |
Пример 7.
Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основных права работодателя, закреплённые Трудовым кодексом РФ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие права работодателя: 1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками (по итогам аттестации сотрудников директор института принял решение расторгнуть трудовой договор с Юрием); 2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры (руководитель предприятия, участвуя в коллективных переговорах по изменению коллективного договора, предложил свой вариант организации отдыха работников и членов их семей); 3) поощрять работников за добросовестный эффективный труд (директор подписал приказ о премировании лучших рабочих своего завода); 4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка (директор автобусного парка требует, чтобы водители поддерживали порядок и чистоту кабине и салоне, напоминали пассажирам, что не следует портить сиденья, разрисовывать стены и мусорить в автобусе). Могут быть названы и проиллюстрированы другие права, приведены иные примеры | |
Правильно названы и проиллюстрированы три права | |
Правильно названы два-три права, два из которых проиллюстрированы примером | |
Правильно названы одно–три права, одно из которых проиллюстрировано примером | |
Правильно названы только одно-три права. ИЛИ Приведены только один–три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Ответ 3
![]() |
Эксперты оценили этот ответ 3 баллами
Комментарий | Названы и проиллюстрированы три права работодателя |