Мини-сочинение оценивается по нескольким критериям.
Критерий 1 (К1) – Раскрытие смысла высказывания
Критерий 2 (К2) – Характер и уровень теоретической аргументации
Критерий 3 (К3) – Качество фактической аргументации
!!!КРИТЕРИЙ К1 ЯВЛЯЕТСЯ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ.
Если выпускник в принципе не понял проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по критерию К2 на 1 балл. |
Согласно используемым критериям оценивания, все задания с развёрнутым ответом можно разделить на две группы.
Первую группу составляют задания с оригинальными критериями оценивания. Их в КИМ по обществознанию подавляющее большинство (задания 21-24, 26, 27).
Вторую группу составляют задания, которые имеет обобщенные критерии оценивания, не зависящие от конкретного содержания того или иного задания (задания 25, 28, 29).
Отметим, что среди заданий первой группы различают 1) задания с однозначно определёнными элементами правильного ответа (закрытым рядом допустимых ответов) и 2) задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа.
Система оценивания выполнения заданий с однозначно определенными элементами правильного ответа содержит эталон правильного ответа. Критерии ориентируют эксперта на поиск в работе экзаменуемого положений данного эталона.
Эта подгруппа преимущественно представлена заданиями 21 и 22 (см. Пример 1).
Пример 1.
Прочитайте текст и выполните задания 21–24. |
Рыночная система хозяйствования, как и любая иная экономическая система, имеет свои достоинства и недостатки… Как правило, к основным достоинствам рыночной экономики относят, прежде всего, её чрезвычайную динамичность и способность к саморегулированию. Благодаря этому она восприимчива к нововведениям и способна обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост, в т.ч. путём предпринимательской активности населения. Рыночное хозяйство отличает также высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий. Наконец, следует отметить его живучесть и приспособляемость.
К числу недостатков рыночной экономики многие исследователи относят постепенное ослабление и даже сознательную ликвидацию основного элемента рыночной системы хозяйствования – конкуренции… Другой крупный недостаток рыночного механизма хозяйствования состоит в том, что он не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен…
Нельзя не сказать и об инфляционных процессах, часто проявляющихся в рыночной экономике. Здесь следует принимать во внимание, что инфляционный рост цен оказывает на хозяйственную жизнь ярко выраженное дестабилизирующее воздействие. Оно состоит в том, что денежные агрегаты начинают быстро обесцениваться по отношению к реальным активам…
Несомненным недостатком рыночного хозяйства является то, что оно не создает материальных стимулов для производства тех товаров и услуг, которые относятся к т.н. общественным благам. Оно само по себе не решает ряд важнейших социальных проблем. Среди них организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры, обеспечение охраны общественного порядка, национальной обороны и т.п. Рыночный механизм хозяйствования не способен учитывать эти потребности общества. Поэтому государство вынуждено обеспечивать производство общественных благ и оказание услуг, проводя соответствующую налоговую политику.
Рыночной экономике присуща высокая дифференциация в доходах населения.
(В.И. Кушлин и др.)
Какие достоинства рыночной экономики отметили авторы? Укажите любые три достоинства.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть указаны следующие достоинства: 1) чрезвычайная динамичность и способность к саморегулированию; 2) восприимчивость к нововведениям, способность обеспечивать быстрый и эффективный экономический рост; 3) высокая способность к эффективному распределению ресурсов, к быстрой разработке и широкому внедрению конкурентоспособных производственных технологий; 4) живучесть и приспособляемость. Достоинства рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны три достоинства | |
Правильно указаны два достоинства | |
Правильно указано одно достоинство. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Какие недостатки рыночной экономики рассмотрели авторы? Укажите любые пять недостатков.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть указаны следующие недостатки: 1) постепенное ослабление и даже сознательная ликвидация конкуренции; 2) не обеспечивает полной занятости населения и стабильного уровня цен; 3) часто проявляющиеся инфляционные процессы; 4) не создаёт материальных стимулов для производства общественных благ; 5) не решает ряда важнейших социальных проблем (организация общедоступного здравоохранения, бесплатного образования, поддержка слабо защищённых слоёв населения, развитие культуры и др.); 6) высокая дифференциация в доходах населения. Недостатки рыночной экономики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках | |
Правильно указаны пять недостатков | |
Правильно указаны три-четыре недостатка | |
Правильно указаны один-два недостатка. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 2 |
Критерии оценивания заданий, предполагающих широкий спектр вариантов ответа, содержательно отличаются от критериев предыдущей подгруппы. В качестве ориентира для эксперта дается примерный, не завершённый ряд правильных элементов ответа. Как правило, указываются примеры или возможные подходы к выполнению задания (см. Примеры 2 и 3). Критерии ориентируют эксперта на определение правильного направления «разворачивания» мысли отвечающим, его подхода к формулировке ответа, но ни в коем случае не требуют отслеживания в ответе прямого, дословного воспроизведения положений, указанных в критериях.
Пример 2.
Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).
Элементы ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки, не искажающие смысл) | Баллы |
В ответе необходимость государственного регулирования экономики может быть подтверждена следующими примерами: 1) В ряде стран введены специальные налоги на сверхприбыль корпораций, косвенные налоги на приобретение предметов роскоши, т.е. государство решает проблему смягчения неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения. 2) В Европейском суде несколько лет длится процесс против компании «Майкрософт», обвиняемой в монополизации рынка, т.е. государство, защищая интересы потребителей, принимает антимонопольное законодательство. 3) Отдельной статьей расходов государственного бюджета является финансирование правоохранительных органов, здравоохранения, образования и пр., т.е. государство обеспечивает предоставление населению страны общественных благ. Необходимость участия государства в экономической жизни может быть подтверждена другими примерами | |
Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена тремя примерами | |
Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена двумя примерами | |
Необходимость участия государства в экономической жизни подтверждена одним примером | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Пример 3.
В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Могут быть сформулированы следующие вопросы: 1) Как решаются основные вопросы экономики? 2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они? 3) Какова роль государства в экономической жизни страны? Вопросы могут быть сформулированы иначе Могут быть сформулированы другие вопросы | |
Сформулированы три вопроса | |
Сформулированы два вопроса | |
Сформулирован один вопрос | |
Приведены рассуждения общего характера, соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
Как уже отмечалось, задания с развёрнутым ответом требуют от выпускников осуществления определенного вида познавательной деятельности, основанного на применении полученных в результате изучения курса знаниях и выработанных умениях.
В различных экзаменационных вариантах на той или иной позиции части 3 представлено различное содержание обществоведческих знаний. Так, в одном варианте задание 25 экономического содержания, в другом – политического, в третьем – правового и т.д. Аналогичным образом представлено содержание курса в различных вариантах по остальным заданиям. Альтернативное задание 29 охватывает все базовые науки. Незыблемым по каждой позиции остается проверяемое умение. Безусловно, владение содержанием влияет на результат выполнения того или иного задания, однако объектом проверки в первую очередь является овладение тем или иным умением. Это дает основание для систематизации заданий с развернутым ответом, целостного анализа статистических материалов и определения тенденций в овладении необходимыми умениями.
2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых