Модуль 3. Человеческие ресурсы на рынке труда
Комплексная цель модулязаключается в выявлении значения и преимуществ ресурсного подхода к человеческому фактору, рабочей силе и движению познания от категории «человеческий ресурс» каксовокупности самостоятельных, способных к самореализации, к саморазвитию личностей к определениям «человеческий капитал», «человеческий потенциал». Базовыми теоретическим моделями, изучаемыми в данном модуле, являются модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал и модель образовательных сигналов на рынке труда.
Практическое значение при освоении дидактических единиц данного модуля заключается в формировании у студентов навыков принятия решений об инвестициях на основе метода сопоставления текущих дисконтированных выгод (PVB) и текущих дисконтированных затрат (PVC).
Тема 8. Качество рабочей силы-
Лекция
Понятие человеческого капитала. Человеческий потенциал. Качество рабочей силы. Теория человеческого капитала. Инвестиции в человеческий капитал. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции фирмы в человеческий капитал. Рынок труда специалистов. Выгоды от инвестиций в человеческий капитал для потенциальных работников и для общества. Теория образовательных сигналов на рынке труда.
Высшее образование: отдача от масштаба. Реформирование системы образования и профессиональной подготовки.
Методические комментарии
Человеческий капитал – качественные характеристики рабочей силы, способности человека к трудовой деятельности, его умения, знания, навыки. Этот капитал складывается из природных способностей отдельного человека и может быть увеличен в процессе образования, профессиональной подготовки, приобретения опыта работы. Затраты времени и денежных средств, необходимые для получения образования и профессиональной подготовки, можно рассматривать как инвестиции в человеческий капитал.
Инвестиции в человеческий капитал – это вложения в образование, позволяющие сформировать определенные знания, навыки, которые в будущем принесут отдачу в виде дохода.
Для принятия решения об инвестициях необходимо сопоставлять текущие дисконтированные выгоды (PVB) и текущие дисконтированные затраты (PVC)
T Ybi-Yai
PVB=∑ -------------, где
I=s (1+r)I
s- время обучения или трудовой деятельности,
T-период предстоящей трудовой деятельности,
i- индекс времени,
Ybi- заработки в году i после получения образования,
Yai – заработки в году I без образования.
Дисконтированная стоимость прямых затрат в течение периода Z представляет собой следующее выражение.
S Ci
PVC= ∑ -------------, где
I=0 (1+r)I
S- количество лет обучения,
Ci- прямые расходы на образование в I–м году,
Тема 8. Качество рабочей силы-
Семинар
План
1. Понятие человеческого капитала. Качество рабочей силы.
2. Понятие инвестиций в человеческий капитал.
3. Модель индивидуальной отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Инвестиции фирмы в человеческий капитал.
4. Рынок труда специалистов.
5. Выгоды от инвестиций в человеческий капитал для потенциальный работников и для общества.
6. Теория образовательных сигналов на рынке труда.
7. Высшее образование: отдача от масштаба.
Вопросы для обсуждения по теме 8
1. Чем обусловлено интенсивное развитие теории человеческого капитала в 60-е гг. ХХ века?
2. Какими показателями можно оценить уровень развития человеческого потенциала общества?
3. Опишите качественные характеристики человеческого капитала?
4. В чем отличие общепрофессиональной и специальной подготовки?
5.В каких случаях говорят об отдаче от инвестиций в человеческий капитал?
6.В чем состоят отличительные характеристики теории образовательных сигналов (теория отбора) от теории человеческого капитала?
Тема 9. Мобильность на рынке труда-
Лекция
Мобильность рабочей силы. Виды мобильности. Территориальная мобильность рабочей силы. Межфирменная мобильность, текучесть и увольнения. Особенности мобильности квалифицированных и неквалифицированных работников. Внутренние рынки труда. Кадровая политика и управление персоналом.
Методические комментарии
Мобильность– это процесс перемещения рабочей силы на новые рабочие места
Факторы, влияющие на добровольные увольнения работников:
1) заработная плата,
2) возраст,
3) гендерный признак,
4) уровень образования,
5) размер накопленного специфического человеческого капитала,
6) стаж и опыт работы на одном рабочем месте,
7) размер фирмы,
8) цикличность развития экономики,
9) уровень развития профсоюзного движения.
Основной причиной массового потока вынужденных мигрантов в Россию является политические и этнические проблемы. Нерегулируемые миграционные процессы приводят к неразумному территориальному распределению экономически активного населения. Приток вынужденных мигрантов в Россию, как многие считают, сопровождается напряженностью на рынке труда. Одним из наиболее чувствительных эффектов от иммиграции является ее воздействие на занятость и безработицу.