Тема теоретической части: «Механизм микроэкономического регулирования»

Институт информационных технологий

Контрольная работа

по интегрированному модулю «Экономика»

Вариант №21

Выполнил: студент группы 583372

Соболевский С.А.

Проверил: Хмелевская Алина Леонидовна

Содержание

Введение. 4

1. Тема теоретической части: «Механизм микроэкономического регулирования». 5

2. Практическая часть. 25

Заключение. 27

Список литературы.. 28

Введение

Экономическая наука выступает как сборник готовых рецептов поведения индивида и фирмы в стандартных ситуациях. Законы микроэкономики позволяют понять механизм принятия решений на уровне первичных ячеек, характер отношений между покупателями и продавцами, между предпринимателями и наемными работниками, а также между самими предпринимателями в ходе их взаимодействия. Макроэкономика исследует результаты хозяйственной деятельности всех участников общественного производства одновременно. Изучение вопросов макроэкономики позволяет получить представление об агрегированных показателях экономической деятельности, выявить зависимость между уровнем цен и безработицей, понять механизм воздействия государства на экономику страны, определить причины экономического роста.

Изучение проблем микроэкономики неотрывно связано с рассмотрения поведения потребителя и производителя на рынке. Каковы бы ни были виды рынков, как бы они ни были организованы, какими бы свойствами они ни обладали, основными элементами любого рынка являются спрос, предложение и цена.

Тема теоретической части: «Механизм микроэкономического регулирования».

Механизм микроэкономического регулирования представляет собой совокупность форм и методов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых осуществляется управление производством на предприятии.

Методы регулирования деятельности предприятия зависят от экономической системы, в кᴏᴛᴏᴩой они применяются, и подразделяются на прямые и косвенные, опосредованные рынком. Различают следующие типы механизмов регулирования деятельности предприятия:

-административный (командный);

-рыночный (в условиях ϲʙᴏбодной конкуренции);

-смешанный (в условиях регулируемой экономики).

Объектом микрорегулирования и со стороны рыночных сил и со стороны государства будет предприятие. А субъектами управления и регулирования, т.е. теми, кто корректируют состояние и параметры объекта управления, будут управляющий орган самого предприятия и управляющие органы государства.

Деятельность предприятия, фирмы, организации невозможна без внутрифирменного управления. Управление в экономике было всегда, при всех экономических системах. Но при ры­ночной системе появляется необходимость в специальном управлении предприятиями. Это связано,

во-первых, с тем, что происходит отделение функций собственности от функций управления, поэтому для управ­ления нанимают специальных людей, для которых менеджмент является их профессией;

во-вторых, обострение конкурентной борьбы требует особых мер и специальной подготовки тех, кто управляет фирмой и обеспечивает ее конкурентоспособность;

в-третьих, ставшее дорогим, сложным и небезопасным оборудование делает необходимой такую организацию дел фирмы, которая была бы достаточно компетентной и ответ­ственной;

в-четвертых, время и современное производство требуют нового типа работников, и управлять ими тоже нужно по-новому.

Цель менеджмента — достижение наивысшей эффективности деятельности фирмы, увеличение прибыли и повышение качества продукции при постоянном расшире­нии и обновлении ее ассортимента. Объектами менеджмента являются:

· материально-вещественный компонент (фонды, сырье, материалы, продук­ция и т.п.);

· информация (программы, документы и т.п.);

· кадры.

В основе менеджмента лежат следующие принципы:

§ наличие четкой стратегии фирмы;

§ интеграция личных интересов сотрудников и целей фирмы;

§ активный поиск новых идей и формирование системы оценки;

§ система мотивации, основанная на удовлетворенности трудом, его общественной оценке и продвижении работника по ад­министративной и профессиональной лестнице;

§ материальное стимулирование, зависящее от конечных результатов труда.

Следует отметить, что новые стратегии менеджмента требуют нового типа управления трудом. Этот тип называ­ют инновационным. Инновационное управления трудом ориентируется на высококвалифицированных работников, на их творческие способности. Оно направлено на получе­ние инновационного эффекта, на высокую творческую от­дачу персонала, адекватное вознаграждение и признание.

В управлении используется три основные группы ме­тодов: административные, экономические и социально-психологические. Притом в рыночной экономике главными являются экономические методы, которые представляют собой совокупность способов рационального использования экономических рычагов с целью решения опре­деленных экономических задач.

Само слово "маркетинг" происходит от английского "market" – рынок и дословно значит "рынкоделание". Маркетинг — комплексная система организации производ­ства и сбыта продукции, ориентированная на результаты исследования и прогнозирования поведения конкретного рынка.

Маркетинговая деятельность направлена на приспособ­ление производства к потребностям людей, повышение кон­курентоспособности товара и максимизацию прибыли. Маркетинговая деятельность зависит от типа рынка, степени его зрелости. В связи с этим можно выделить три этапа ее развития. На первом этапе в условиях превышения спроса на продукцию над ее предложением маркетинговая деятельность практически отсутствует, так как первооче­редной задачей производителей является насыщение рын­ка необходимым количеством товара.

Для второго этапа развития маркетинга характерно от­носительное соответствие спроса и предложения товаров. У потребителей появляется возможность выбора, а у произво­дителей — необходимость изучения спроса с целью сбыта продукции. Изучение спроса осуществляется, главным об­разом, с помощью рекламы. Таким образом, появляются пер­вые элементы маркетинга: изучение потребностей и плате­жеспособности потребителей и их поведения на рынке.

Наконец, по мере насыщения рынка аналогичными това­рами и услугами возникает необходимость менять модель поведения фирмы на рынке, приспосабливаться к запросам потребителей, модифицировать подходы к управлению, пред­приятием.

Таким образом, маркетинговая деятельность начинает­ся с изучения потребностей и заканчивается доведением товара (услуг) до потребителя.

Маркетинговая деятельность направлена на приспособление производства к потребностям людей, повышение конкурентоспособности товара и максимизацию прибыли.

Основными элементами системы маркетинга будут:

-исследование качества товара, его эксплуатационных характеристик и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия их требованиям рынка;

-определение емкости товарного рынка;

-изучение форм и методов сбыта товаров.

Государственное регулирование деятельности предприятий (фирм) представляет собой целенаправленное воздействие на процесс функционирования фирмы с целью обеспечения реализации государственных интересов.

Среди методов, с помощью кᴏᴛᴏᴩых государство влияет на функционирование предприятия, можно выделить прямые и косвенные. К прямым ᴏᴛʜᴏϲᴙт методы непосредственного вмешательства в производственную деятельность предприятия. Вмешательство осуществляется с помощью финансирования новых прогрессивных отраслей, системы государственных заказов, заключения с предприятиями контрактов, финансирования подготовки рабочей силы, механизма дотаций, установления фиксированных цен.

Практическая часть.

Задача №1

Оцените последствия вмешательства государства в экономику, используя следующие данные: функция спроса на штучный товар имеет вид: Qd=230-2P, предложение Qs=3P-20. Правительство ввело фиксированную цену на уровне 30 ден. ед. за единицу товара. Найдите новый равновесный объем на рынке.

А) 170;

Б) 130;

В) 70;

Г) 90;

Д) 86.

Решение:

При цене 30 ден. ед. предложение составит:

Qs=3×30-20=70 ед.

Спрос составит:

Qd=230-2×30=170 ед.

Равновесный объем будет соответствовать объему предложения в размере 70 ед.

Ответ: в.

Задача №2

Оцените последствия вмешательства государства в экономику, используя следующие условия: функция спроса на штучный товар имеет вид: Qd=230-2P, предложение – Qs=3P-20. Правительство ввело фиксированную цену на уровне 30 ден. ед. за единицу товара. Определите, насколько изменился объем продаж на рынке после введения правительством фиксированной цены.

А) +20;

Б) -40;

В) -60;

Г) +25;

Д) +60.

Решение:

Определим равновесный объем до изменения:

Qd=Qs;

230-2P=3P-20;

5P=250;

P=250/5=50 ден. ед.

Q=230-2×50=3×50-20=130 ед.

При цене 30 ден. ед. предложение составит:

Qs=3×30-20=70 ед.

Спрос составит:

Qd=230-2×30=170 ед.

Равновесный объем будет соответствовать объему предложения в размере 70 ед.

Следовательно равновесный объем сократится на 70-130=-60 ед.

Ответ: в.

Заключение

В условиях современ­ной рыночной экономики действует несколько сил, регу­лирующих экономические процессы. Основными являются силы спроса, предложения, конкуренции и ценообразова­ния. Их дополняют силы сознательного регулирования, проявляющиеся в планировании, организации, координации экономической деятельности, носителями которых могут быть и фирмы, и государство. Если силы рынка наводят в экономике стихийный порядок, то микрорегули­рование призвано избавить фирмы или общество от слу­чайностей и издержек рыночной стихии.

Механизм микроэкономического регулирования представля­ет собой совокупность форм и методов, с помощью которых осуществляется управление производством на предприятии.

Структура механизма микрорегулирования определяет­ся характером экономических связей, в связи с чем разли­чают, во-первых, внутрихозяйственный механизм регули­рования деятельности предприятий, а во-вторых, механизм государственного регулирования.

Список литературы

1. Вехи экономической мысли. В 3-х томах. Т.1: Теория потребительского поведения и спроса. Т.2: Теория фирмы. Т. 3: Рынки факторов производства / под ред. В.М. Гальперина. - СПб.: «Экономическая школа», 2010.

2. Владимирский, Е.А. Основы экономической теории. Учебное пособие / Е:А. Владимирский, И.П. Павлова. - СПб.: СПбГАСУ, 2015.

3. Владимирский, Е.А. Экономика России в XX веке (политэкономический аспект) / Е.А. Владимирский. - СПб.: СПбГАСУ, 2010.

4. Владимирский, Е.А. Мировая экономика. Учебное пособие / Е.А. Владимирский. - СПб.: СПбГАСУ, 2013.

5. Гужва, Е.Г., Экономическая теория. Учебное пособие. / Е.Г. Гужва, Н.С. Еременко, М.И.Лесная. - СПб.: СПбГАСУ, 2012.

7. Долан, Э.Дж. Микроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей. - СПб.: Литера плюс, 2011.

8. Долан, Э.Дж. Макроэкономика / Э.Дж. Долан, Д.Е Линдсей. - СПб.: АОЗТ «Литера плюс», 2014.

9.Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебное пособие / под ред. С.Ф. Сутырина. - СПб.: ОЦЭиМ, 2010.

10.Нуреев, Р. Курс микроэкономики. Учебник для вузов / Р. Нуреев. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 2010.

11.Фишер, С. Экономика / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи - М.: «Дело ЛТД», 2013.

Наши рекомендации