Ошибки научного анализа
Основные методы исследования экономической теории
Если предмет науки характеризуется тем, что она изучает, то метод — как это исследуется.
Метод (методология) — это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.
Основной метод исследования, используемый экономической теорией — моделирование экономических явлений и процессов.
Экономическая модель — это упрощенное изображение экономической действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.
Это привело к появлению множества методов исследования экономической теории:
§ Метод научной абстракции
Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления
§ Метод функционального анализа
Используется зависимость функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений
§ Метод графических изображений
Этот метод позволяет оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение под влиянием изучаемой экономической ситуации
§ Метод сравнительного анализа
Сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления наилучшего результата
§ Метод Экономико-математического моделирования
Описание экономических явлений на формализованном языке с помощью математических символов и алгоритмов
§ Индуктивный и дедуктивный методы
Индуктивный метод — выведение положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании дедуктивного метода экономисты опираются на случайный наблюдения, логику и интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.
§ Метод позитивного и нормативного анализа
Позитивный метод исследует фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе
§ Практические мероприятия
Проведение практических мероприятий с целью подтверждения выдвинутой экономической гипотезы
Ошибки научного анализа
При моделировании экономических процессов следует избегать возможных логических ошибок.
К наиболее часто встречающимся логическим ошибкам относятся следующие:
§ Ошибочное построение доказательства, исходящее из ложного представления "что верно для части (отдельного человека), то верно и для целого (для общества в целом)".
Например, повышение зарплаты на отдельно взятом предприятии увеличит покупательную способность его работников. Повышение же зарплаты в целом по стране приведет к росту цен, инфляции, и как следствие, сохранению покупательной способности людей на прежнем уровне.
§ Логически ошибочное построение "после этого, следовательно, по причине этого".
Например когда растет величина , сокращается величина . Это не означает, что всегда является причиной изменений в . Связь может быть чисто случайной или объясняться существованием какого-либо третьего фактора .
Так, статистика свидетельствует, что длительный рост цен на автомобили в нашей стране ведет не к сокращению, а к увеличению объема продаж. Напрашивается очевидный вывод: рост цен ведет к росту объема продаж!? Но этот ложный вывод, противоречащий закону спроса, поскольку в данном примере не учтен фактор ожидания инфляции и рост доходов населения.
Как наука Экономическая теориявозникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.
История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.
Экономические школы | Период развития | Представители |
Меркантилизм | 16-17 вв. | Томас Ман (1571-1641) |
Физиократы | 18 век. | Франсуа Кенэ (1694-1774) |
Классическая политическая экономика | конец 18 — 1-я пол.19 вв. | Адам Смит (1723-1790) |
Марксизм | 2-я пол. 19 — 20 вв. | Карл Маркс (1818-1883) |
Неоклассическая экономическая теория | конец 19 — начало 21 вв. | Альфред Маршал (1842-1924) |
Кейнсианство | 20 — начало 21 вв. | Джон Кейнс (1883-1946) |
Институционализм | 20 — начало 21 вв. | Джон Гелбрейт (1908-2006) |
Монетаризм | 20 — начало 21 вв. | Милтон Фридмен (1912-2006) |
Меркантилизм
Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.
Различают ранний и поздний меркантилизм.
В основе раннего меркантилизма — увеличение денежного богатства законодательным путем. Англичанин У.Стаффорд считал, что решение многих экономических проблем основывается на запрещении вызова благородных металлов, ограничении импорта, поощрении хозяйственной деятельности.
Во время позднего меркантилизма считалось, что необходимо продавать больше чем покупать.
Близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на ограждениенациональной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.
Наиболее известные представители меркантилизма:
§ Томас Мен (1571-1641)
§ Антуа де Монкретьен (1575-1621)
Монкретьен ввел в научный оборот термин политическая экономия.
С выходом в свет его книги "Трактак по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.
Появление данного теримина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.
Физиократы
Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.
Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.
Основными представителями школы являлись:
§ Франсуа Кенэ (1694-1774)
§ Анн Робер Тюрго (1727-1781)