Предмет и метод экономики

Предмет экономической науки определился не сразу, он является результатом длительного исторического развития.

Само слово «экономика» греческого происхождения (ойкос – хозяйство, номос – закон), оно означает «законы хозяйствования». Термин «экономия» впервые предложен Ксенофонтом. Встречается он и у Аристотеля(384 – 322 гг. до н.э.). Аристотель различал два типа хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство ради самообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию , основанную на натуральном хозяйстве, поскольку именно она составляла основу античного общества. К экономии Аристотель, правда, относил и розничную торговлю, поскольку в ней , по его мнению, решающую роль играло удовлетворение потребностей. Аристотель критически относился к хрематистике, считая, что искусство делать деньги, функционирование торгового и ростовщического капитала имеют источником богатства обращение, поэтому хрематистика, с точки зрения Аристотеля, противоестественна.

Становление капитализма предопределило возникновение самостоятельной науки–политической экономии. В центре её внимания первоначально находилась не сфера производства, а сфера обращения. Развитие мировой торговли способствовало повышению роли купечества. Выразителем. Его интересов стала первая школа, возникшая в политэкономии, - меркантилизм. В 1615г. Антуан де Монкретьен публикует «Трактат политической экономии», давший название будущей науке.

Во второй половине Х1Хв. складываются предпосылки для смены общей парадигмы экономической теории. Капитализм прочно утверждается в развитых странах. Разработка общих принципов политической экономии заменяется исследованием различных проблем экономической практики, качественный анализ вытесняется количественным. Экономисты всё чаще стремятся оптимизировать ограниченные ресурсы, широко применяя для этого теорию предельных величин, дифференциальное и интегральное исчисление. Понятие «политическая экономия» вытесняется понятием «экономикс». Под экономикс понимается наука об поведении человека в процессе производства и потребления благ в условиях ограниченных ресурсов.

Рождение нового термина связано с именем английского экономиста Альфреда Маршалла (1842 – 1924). В 1890 г. выходят его «Принципы экономики», главным предметом анализа которых является не теория стоимости, а теория цены.

Однако подлинную революцию в экономической теории произвела опубликованная в 1936г. « Общая теория занятости, процента и денег» Джона Мейнарда Кейнса(1883 – 1946).С его именем связано рождение нового направления западной экономической мысли – кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемы макроанализа.

Сегодня термин «экономика» используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова «хозяйство» (экономика страны, региона, предприятия, плановая, рыночная экономика и т.п.) и во-вторых, как название науки, изучающей теоретические основы хозяйствования.

Как и всякая наука, экономика выполняет прежде всего познавательную функцию – она теоретически объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины экономического роста, последствия экономических процессов (как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как предложение влияет на цены и т.п.). На основе теоретических обобщений реальных фактов хозяйственной жизни экономика объясняет, что есть или что может быть, формулирует принципы экономического поведения (позитивная экономика).Уже одно описание фактов обнаруживает, что научные представления об экономике не всегда совпадают с представлениями обыденными.

Экономика выполняет и практическую(рекомендательную) функцию. На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает рецепты действий. Она объясняет, что должно быть, какой должна быть экономика (нормативная экономика). Эта функция экономики тесно связана с экономической политикой.

Экономическая действительность (практика) проверяет целесообразность проведения той или иной политики и обоснованность рекомендаций, данных экономической наукой.

В зависимости от объекта исследования экономику принято подразделять на две большие части:

микроэкономика – часть экономической науки, которая исследует поведение отдельных экономических субъектов – покупателей, фирм, анализирует механизмы функционирования отдельных рынков, распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов и т.п.

макроэкономика – часть экономической науки, которая изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие явления и процессы как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п.

Несмотря на различия в акцентах, при микро- и макроанализе используются одни и те же концепции и теории, рассматриваются одни и те же проблемы.

При анализе экономических процессов экономисты отбирают факты, обобщают их, устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности, используя общенаучные методы исследований. Методом называется совокупность путей, способов, приёмов научного познания сложного мира экономики. К научным методам исследования , применяемым в экономике относят : научную абстракцию, анализ и синтез, индукцию и дедукцию, выдвижение и проверку гипотез, моделирование, экспериментирование и т.п. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции. Его суть – очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результат научной абстракции – категории, понятия, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.), и экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие).

В экономике широко используется функциональный анализ. При характеристике зависимостей и взаимосвязей между экономическими процессами одни факторы рассматриваются как данные, независимые, а другие как зависимые, производные от первых. Изучая, например, влияние уровня банковского процента на инвестиционный спрос, процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиционный спрос, как зависимая (функция).

При этом для изображения зависимости между двумя и более переменными в экономике широко используются графики.

Экономическое моделирование сегодня – весьма распространенный метод исследования экономических проблем. Модели представляют собой упрощенное, формализованное описание экономической реальности. Они, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие анализ тех или иных взаимозависимостей, позволяют лучше понимать и описывать причины, взаимосвязи, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика – многомерная система, характер функционирования и развитие которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества факторов.

Экономические эксперименты – это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического изменения. Экспериментирование как метод познания может осуществляться как на микро-, так и на макроуровне. Однако эксперименты не должны насильственным образом ломать естественные экономические процессы, втискивать реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.

Если раньше усилия отдельных экономистов по воссозданию в лабораторных условиях аналогов реальных экономических явлений (различные виды рыночного обмена, разнообразные модели и стратегии поведения индивидов в ситуациях принятия решений в условиях несовершенной информации и институциональных ограничений ) и их последующему анализу воспринимались всего лишь как занимательные опыты, то в последние десятилетия ситуация резко изменилась. Целый поток экспериментальных исследований и те результаты, которые были получены, серьёзно скорректировали выводы традиционной теории, ранее не подлежавшие сомнению. В данном случае знаковым явлением было вручение в 2002 г. Нобелевской премии по экономике В.Смиту – пионеру лабораторного экспериментирования в области экономики.

Наши рекомендации