Предложение: понятие, факторы, эластичность
Предложение(S) — это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения,согласно которому изменение цены влечет за собой однонаправленное изменение предложения. Иными словами, с увеличением цены предложение растет, и наоборот.
QS=f(Р)
Зависимость между ценой (Р) и объемом предложения при каждом уровне цен (Q) может быть представлена в виде таблицы или графика (табл. 3.3 и рис 3.3).
Таблица 3.3
Зависимость между ценой и объёмом предложения
Цена, руб. (Р) | |||||
Объем предложения, ед. (Q) |
Как и в случае спроса, существует ряд неценовых факторов,влияющих на объем предложения:
• величина издержек производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства (затрат) зависит от применяемой технологии и стоимости ресурсов, используемых в данном производстве;
• налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
• наличие взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров и динамика их цен;
• количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д.;
• ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем сокращает предложение в настоящем.
Изменение предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения, изменение в предложении под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 3.4).
0 10 20 30 40 45 Количество товара, ед. |
Рис. 3.3. Кривая предложения
Цена товара, P P |
Q Q Q Q Количество товара, ед. |
Рис 3.4. Влияние издержек производства на предложение
При данных ценах на ресурсы предложение равно Q . Снижение цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q > Q . Кривая S сместится в положение S1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q < Q . Кривая S сместится в положение S .
Степень изменения предложения под влиянием изменения цены характеризуется эластичностью предложенияи измеряется коэффициентом эластичности предложения — Е
где
— изменение объема предлагаемой продукции,
— изменение цены, %.
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то эластичность предложения больше 0 или равно нулю.
Предложение может быть: эластичное (Е >1), неэластичное (Е <1), характеризоваться единичной эластичностью (Е =1), быть совершенно эластичным (Е = ) и совершенно неэластичным (Е =0) .
Если обратиться к графической интерпретации эластичности предложения, то можно говорить об эластичности кривой предложения. В этом случае совершенно неэластичному предложению соответствует вертикальная кривая предложения, а совершенно эластичному – горизонтальная.
Степень эластичности предложения зависит от способности производства к быстрой переналадке; возможности хранения продукции. Так, по товарной группе «свежая рыба» эластичность предложения будет ниже, чем для солёной рыбы. Если фирма не имеет склада, и она вынуждена реализовать товар за определённый срок, то производимый товар будет абсолютно неэластичным. Но главным фактором, влияющим на степень эластичности предложения, является фактор времени, т.е. количество времени, имеющееся в распоряжении производителя, для того чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.