Совокупный спрос, совокупное предложение и их равновесие
Совокупный спрос (AD) — это тот реальный объем национального производства, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы купить при каждом возможном уровне цен. Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса. Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменением уровня цен, отражается движением вдоль кривой совокупного спроса (рис. 7.1).
Рис. 7.1 Кривая совокупного спроса
Помимо общего уровня цен на совокупный спрос влияют следующие неценовые факторы:
· изменения в расходах домохозяйств под влиянием: изменения реальной стоимости богатства;
· изменения в инвестиционных расходах в связи с изменениями: процентной ставки; ожидаемой нормы прибыли от инвестиций; налогов на предприятия; технологий производства;
· изменения в государственных расходах: увеличиваются расходы государства — растет совокупный спрос, уменьшаются — совокупный спрос падает;
· изменения в расходах на чистый экспорт в связи с изменением: национального дохода в зарубежных
Под действием неценовых факторов кривая совокупного спроса смещается (при увеличении спроса сдвигается вправо, при уменьшении — влево) (см. рис. 7.1).
Совокупное предложение (AS) — это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема производства, более низкий — сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис. 7.2).
Кривая AS показывает реальный объем ВВП, который будет произведен при различных уровнях цен. Точка Qp характеризует потенциальный объем ВBП, т.е. объем, который достижим при полном использовании имеющихся ресурсов общества (при естественном уровне безработицы).
Кривая совокупного предложения состоит из трех отрезков:
· горизонтального (кейнсианского). Национальный продукт может изменяться (увеличиваться или сокращаться) при неизменном уровне цен. Очевидно, что любой объем производства на отрезке 0 до Q1 свидетельствует о недопроизводстве, неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут для увеличения объема производства нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату (за воротами много безработных). Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены;
· промежуточного. Увеличение объема производства сопровождается ростом цен. Безработица по мере продвижения ВВП от Q1 к Qp начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, заработная плата растет и расширение производства сопровождается ростом издержек производства и цен.
· вертикального (классического). Экономика достигает границ своих производственных возможностей, ресурсы полностью задействованы, объем производства измениться не может, он постоянен (в краткосрочном периоде). Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться для увеличения производства нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников более высокой заработной платой, что
приведет к росту издержек производства и цен. Цены повысятся, а увеличение производства в одном месте вызовет сокращение производства в другом и национальный объем производства не изменится.
Рис. 7.2. Кривая совокупного предложения
Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся:
· изменения цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;
· изменения в производительности ресурсов. Повышение производительности ресурсов сопровождается снижением издержек производства и расширением предложения, и на оборот;
· изменения в налогообложении предпринимателей (рост налогов сокращает производство, уменьшение — его расширяет).
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный объем производства. Любой объем ВВП, при котором не достигается равенство совокупного спроса и совокупного предложения, свидетельствует либо о недопроизводстве (AD >AS), либо о перепроизводстве (AS>AD) и невозможности реализовать продукцию (рис. 7.3)
Только при ВВП, равном Qe, совокупный спрос равен совокупному предложению. Если ВВП равняется Q1, то спрос больше предложения и производители будут увеличивать производство, ВВП начнет расти и двигаться к Qе. Наоборот, если ВВП больше равновесного (Q2), то предложение превышает спрос и производители будут вынуждены сокращать производство. ВВП вернется к равновесному уровню Qе .
Рис. 7.3. Равновесие на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения
Равновесие может изменяться под влиянием колебаний в совокупном спросе и совокупном предложении.
1. Последствия увеличения совокупного спроса при неизменности совокупного предложения зависят от того, на каком отрезке совокупного предложения оно происходит:
а) увеличение совокупного спроса на горизонтальном отрезке совокупного предложения приведет к увеличению реального объема ВВП, снижению безработицы но цены останутся неизменными; соответственно, сокращение совокупного спроса уменьшит ВВП, приведет к увеличению безработицы, но не затронет цены;
б) увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке совокупного предложения приведет к росту ВВП, снижению безработицы и будет сопровождаться ростом цен, соответственно, сокращение совокупного спроса приведет к снижению ВВП, росту безработицы.
в) увеличение совокупного спроса на вертикальном отрезке совокупного предложения не повлияет ни на реальный объем ВВП, ни на уровень занятости (безработица находится на «естественном» уровне), а цены возрастут.
При сокращении совокупного спроса на промежуточном и вертикальном отрезках кривой совокупного предложения — объем ВВП и уровень занятости уменьшатся, но цены не снизятся. Равновесие будет достигнуто при тех же ценах и меньшем объеме ВВП. Дело в том, что в экономике действует так называемый эффект «храповика»). Цены гибки, легко меняются в одну сторону, в сторону увеличения, но в обратную сторону они практически не движутся, становятся негибкими и не снижаются. Эффект «храповика» — это тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденция к сохранению стабильности в случае сокращения совокупного спроса.
2. Последствия изменения совокупного предложения при неизменности совокупного спроса:
а) увеличение совокупного предложения приведет к увеличению реального ВВП, сокращению безработицы и уменьшению уровня цен;
б) сокращение совокупного предложения приведет к снижению реального объема ВВП и росту цен.
Состояние экономики, при котором объем национального производства сокращается, растет безработица и растут цены, называется стагфляцией.