Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
1. Сущность, меры и виды фискальной политики.
2. Мультипликатор государственных расходов.
3. Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
4. Дискреционная и недискреционная фискальная политика.
Сущность, меры и виды фискальной политики.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика- это меры правительства по изменению: государственных расходов, налогообложения, состояния госбюджета, направленные на:
-обеспечение полной занятости,
-равновесия платежного баланса,
-экономический рост,
при производстве неинфляционного ВВП.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью- преодоление циклического спада экономики посредством: увеличения G, снижения налогов T, или комбинации этих мер.
В более долгосрочной перспективе средства:
-проведение комплексной налоговой реформы,
-оптимизация структуры государственных расходов,
-ограничительная кредитно-денежная политика ЦБ.
Цель- политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция).
Её цель- ограничение циклического подъема экономики.
Средства: снижение G, увеличение налогов T, или комбинирование этих мер.
В краткосрочной перспективе эти меры позволяют- снизить инфляцию спроса средства ценой: роста безработицы, спада производства.
В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада AS и развертывания стагфляции, особенно если сокращение G осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка.
Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала.
Иначе, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в долгосрочной перспективе при использовании мер: снижение G, роста T, приводит к затяжной стагфляции и разрушению экономического потенциала.
Мультипликатор государственных расходов.
∆Y/∆G = 1/1-b
В краткосрочной перспективе мера бюджетно-налоговой политики сопровождается эффектами мультипликаторов: государственных расходов, налогов, сбалансированного бюджета.
b - это пред. скл. к потребления (MPC).
1/1-b –мультипликатор показывает, насколько возрастает равновесный уровень расхода в закрытой экономике в результате роста любого элемента из автономных расходов (a+I+G) на единицу.
Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению MPC.
∆Y = ∆G * Mq
Если государственные расходы увеличиваются на ∆G, то: кривая планируемых расходов сдвигается верх на эту же величину; равновесный объем производства возрастает на величину ∆Y = ∆G * Mq.
b -> MPC -> предельная склонность к потреблению.
С учетом налогообложения дохода Y, изменится вид потребительской функции и соответственно, модель мультипликатора.
С учетом налогообложения Y модель мультипликатора:
Y = C + I + G
C = a + b (1-t) Y -> Y = (1 / 1-b (1-t)) * (a + I + G)
t- предельная налоговая ставка
где (1 / 1-b (1-t)) – мультипликатор расходов в закрытой экономике.
Предельная (налоговая) ставка (t) – соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:
t = ∆T / ∆Y
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска.
Чем ниже ставки налогооблажения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора. Эффект мультипликатора государственных расходов в открытой экономике относительно ниже, чем в закрытой.
Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета.
∆Y / ∆T = -b / 1-b
Если налоговые отчисления снижаются на ∆T, то располагаемый доход Yd = Y – T возрастет на величину ∆T.
Потребительские расходы при снижении T увеличиваются на ∆T * b, что сдвигает кривую планируемых расходов вверх и увеличивает равновесный объем производства на величину ∆Y = -∆T * b / 1-b,
где ∆Y / ∆T = * -b / 1-b – мультипликатор налогов.
Если предположить, что все налоговые отчисления в госбюджет зависят от динамики текущего дохода Y, то налоговая функция принимает вид T = t * Y,
где t – пред. ставка налогов.
В этом случае функция потребления имеет вид:
C = a + b (Y – tY) = a + b (1-t) * Y,
а модель налогового мультипликатора принимает вид:
mt= -b / 1-b (1-t),
где mt – налоговый мультипликатор в закрытой экономике.
Полная налоговая ф-ия имеет вид:
T = Ta + tY,
где t - пред. ставка налогов, Ta- автономные налоги, которые не зависят от величины текущего дохода Y. Например, налоги на недвижимость, наследство и т.д.
С учетом функциональной зависимости налоговых отчислений T от дохода Y функция потребления принимает вид:
C = a + b [Y – (Ta + tY)]
В этом случае модель равновесного объема производства в открытой экономике имеет вид:
Y = (1 / (1-b (1-t) + m’)) * (a + I + G + q) – (b / (1-b (1-t) + m’)) * Ta,
где – (b / (1-b (1-t) + m’)) – мультипликатор в открытой экономике.
При этом суммарное изменение дохода ∆Y в результате одновременного изменения величины G определяется как:
∆Y = ∆G * ( 1 / (1-b (1-t) + m’)) - ∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))
Если G и Ta возрастают на одну и ту же величину, то равновесный объем производства возрастает.
В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда = или < единицы.
При этом имеется в виду, что ∆T (все изменения доходов бюджета) = ∆G (все изменения расходов бюджета).
Но, мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков.
Если государственные расходы возросли на ∆G, то равновесный объем производства возрастает на величину
∆Y = ∆G * (1 / (1-b (1-t) +m’))
Если правительство одновременно повысит налоги на ∆Ta = ∆G, то равновесный объем выпуска Y снизится на величину
∆Y = -∆Ta * (b / (1-b (1-t) + m’))
Суммарное изменение равновесного объема выпуска составляет:
∆Y = ∆G / ∆Ta * [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))],
где [(1 / (1-b (1-t) +m’)) – (b / (1-b (1-t) + m’))] < 1.
То есть ∆Y < ∆G = ∆Ta
Мультипликационный эффект от снижения налогов слабее, чем от увеличения G (mq превышает mt).
Это объясняется тем, что G воздействует на величину Y и величину C (потребления) сильнее, чем изменение налогов, а отсюда и выбор инструментов фискальной политики.
Если цель -> расширение гос. сектора, то для преодоления циклического спада увеличивают G, то для сдерживания инфляционного подъема увеличиваются налоги.
Если фискальная политика не нацелена на ограничение государственного сектора, то: в фазе циклического спада снижаются налоги, в фазе циклического подъема снижаются гос. расходы, что позволяет относительно быстро снизить уровень инфляции.