Объем дисциплины и виды учебной работы. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Кафедра экономики и финансов
УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала
_______________ А.А. Осипов
17 ноября 2011 года
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Направление подготовки: 081100.62 «Экономика»
Профиль подготовки:Общий
Квалификация (степень) выпускника:Бакалавр
Заочная форма обучения
Тверь, 2011
Составитель: к.э.н., доцент А.В. Бугров
Рецензент: _______________________
ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.
__
(наименование организации, где работает рецензент)
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100 Экономика
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры экономики и финансов, протокол № 1 от «01» сентября 2011 г.
Заведующий кафедрой ________________ А.В. Бугров
(подпись) (Ф.И.О.)
Содержание
1. Организационно-методический раздел (цели, задачи)……………………………4
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ………………………………………..4
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………………….5
4. Структура и содержание дисциплины (модуля).………………………………….6
5. Образовательные технологии……………………………………………………...13
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов…………………………………………………..14
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………..17
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)………………….27
9. Методические рекомендации студентам по организации самостоятельного изучения дисциплины, выполнения самостоятельной работы……………………...29
Условные обозначения, используемые в рабочей программе дисциплины:
КИМ - контрольно-измерительные материалы.
РПД – рабочая программа дисциплины.
ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки
ООП - основной образовательной программы
Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплиныявляется формирование у студентов комплексных знаний и навыков о принципах и закономерностях основ экономического мышления, а также создание общетеоретической и методологической основы для дальнейшего изучения микроэкономики, макроэкономики, специальных экономических, прикладных математических и экономико-статистических дисциплин.
Учебные задачи дисциплины:
- усвоение методологии экономического познания;
- овладение предметом и методам экономической теории;
- формирование знаний по концепции потребности и ресурсы общества;
- уяснение способов оптимизации экономического выбора;
- формирование навыков оценки выбора экономических отношений;
- усвоение направлений формирования и развития экономических систем;
- овладение основами микроанализа и макроанализа;
- уяснение основных этапов развития экономической теории.
Место дисциплины в структуре ООП
Входит в вариативную часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. Общая трудоемкость – 3 зачетных единицы (108 часов). 1 курс (1 семестр).
Изучение дисциплины предполагает наличие базовых знаний, полученных в ходе изучения школьного курса, по следующим дисциплинам: «Обществознание», «Алгебра». Для изучения дисциплины необходимо:
Знать:
- закономерности развития общества, основы экономики;
- основы алгебры.
Уметь:
- анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
- решать задачи с неизвестным, рассчитывать проценты и производную.
Владеть:
- навыками обобщения и анализа информации по проблемам развития общества и экономики;
- навыками решения задач.
«Введение в экономику» является предшествующей для следующих дисциплин базовой и вариативной части профессионального цикла: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Деньги, кредит, банки», «Маркетинг», «Государственное регулирование экономики», «Экономика организаций», «Основы предпринимательской деятельности».
Требования к результатам освоения
Дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-8; ОК-11.
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- основные понятия, категории, инструменты, направления и виды финансовой деятельности (ОК-8);
- закономерности функционирования современной экономики (ОК-8);
- основные приемы ведения дискуссий, публичных выступлений, профессиональной аргументации (ОК-11);
- содержание подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика» (ОК-11);
- социальную значимость экономических решений и процессов (ОК-11).
Уметь:
- пользоваться профессиональным инструментарием экономиста (ОК-8);
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности (ОК-11);
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора (ОК-8);
- работать с учебным материалом, литературой и нормативными документами (ОК-11).
Владеть:
- методологией экономического исследования (ОК-8);
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления (ОК-11);
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОК-11);
При изучении дисциплины используются следующие виды занятий: лекции и практические занятия.
После изучения лекционного материала темы, раздела курса, всего курса на практических занятиях, осуществляется оперативный контроль знаний студентов. Целями проводимого контроля являются:
– закрепление и систематизация знаний студентов,
– выявление степени усвоения материала.
Формами оперативного контроля студентов являются: тестирование, рассмотрение проблемных ситуаций.
Рубежный контроль – написание письменной работы.
Для дисциплины «Введение в экономику» итоговый контроль установлен в форме зачета.
Оценивая знания экзаменующихся, преподаватель руководствуется следующими критериями:
– «зачтено» ставится в том случае, если студент прочно усвоил программный материал; полно и последовательно излагает его. Грамотно оперирует понятиями, умеет самостоятельно анализировать и делать выводы, но допускает одну-две ошибки, которые сам же исправляет, или один-два недочета;
– «незачтено» ставится при таком варианте ответа, когда студент не знает значительной части программного материала, не разобрался с основными понятиями, не может четко сформулировать раскрываемые положения и допускает существенные ошибки при изложении материала.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Всего учебным планом на изучение дисциплины «Введение в экономику» отводится 3 з.е. (108 часов). Промежуточная форма контроля – зачет, контрольная работа.
Распределение отведенного времени по видам занятий представлено в приведенной ниже таблице 2.
Таблица 2