Глава 25. экономический рост
Определение и измерение экономического роста.Экономический рост – это скорость изменения объема реального ВВП (или ВНП) за определенный период времени. Под темпами прироста ВВП понимается отношение разницы между реальным ВВП в рассматриваемом и о предыдущем периодах к реальному ВВП в предыдущем периоде: Y’ = (Yt – Yt–1)/Yt–1*100%, где Yt – объем реального ВВП в рассматриваемом периоде, а Yt–1 – объем реального ВВП в предыдущем периоде.
Показатель реального ВВП не может идеально точно измерять темпы экономического роста и определять состояние экономики. Представим себе, что население страны растет быстрее, чем увеличивается реальный ВВП. Можно ли считать, что в подобной ситуации наблюдается положительный экономический рост? Для более точного определения состояния экономики, особенно для межстрановых сопоставлений, рассчитывается динамика реального ВВП на душу населения.
Факторы и типы экономического роста. Производственная функция и экономический рост.Весь созданный в экономике продукт появляется в результате определенного взаимодействия производственных факторов – труда (L), капитала (К), земельных и других природных ресурсов (N). Их воздействие на объем совокупного продукта описывается с помощью производственной функции: Y = f(L, К, N). Производственная функция характеризует количественное воздействие одного или всех факторов производства на объем совокупного выпуска. Рост объема производства, происходящий за счет расширенного использования капитала, труда и природных ресурсов, называется экстенсивным экономическим ростом и носит весьма ограниченный характер. Предел экстенсивного экономического роста определяется физическим запасом всех доступных для использования ресурсов, имеющихся в экономике любой страны, либо в мировой экономике. Качественный анализ рассматривает, как изменение качества факторов производства воздействует на темпы экономического роста. Для этого используются относительные показатели: производительность труда Y/L, производительность капитала Y/К (Y/К также называется капиталоотдачей; обратный ему показатель К/Y обозначает капиталоемкость), и производительность земельных (природных) ресурсов Y/N. Рост ВВП, возникающий только за счет улучшения качества факторов производства, т.е. за счет увеличения их производительности, но используемых в том же или даже в меньшем количестве, называется интенсивным экономическим ростом:
Y = ΔY/ΔL * L + ΔY/ΔK * K + ΔY/ΔN * N
Предельная производительность труда ΔY/ΔL = MPL, предельная производительность капитала ΔY/ΔK = МРК и предельная производительность природных ресурсов ΔY/ΔN = МРN – это еще одна группа относительных показателей, с помощью которых определяется вклад каждой дополнительной единицы ресурса в совокупный продукт. Чем больше предельная производительность ресурса, тем лучше его качество, тем больший вклад в объем совокупного производства способен внести данный ресурс при постоянных масштабах его использования.
Интенсивный экономический рост, выражающийся в расширении фактического и потенциального ВВП за счет повышения производительности факторов, достигается в результате технического прогресса. Графическое изображение экономического роста и воздействия на него технического прогресса можно продемонстрировать с помощью кривой (границы) производственных возможностей (рис. 77). Она строится на основе простой производственной функции Y = f(L, К, N) и отражает уровень потенциального ВВП страны, или совокупное предложение в долгосрочном периоде. Именно технический прогресс расширяет производственные возможности экономики, увеличивая потенциальный ВВП. На рис. 77 рост потенциального ВВП, рассматривающийся в долгосрочном плане, показан сдвигом кривой производственных возможностей вправо. В результате одновременно увеличивается и количество инвестиционных товаров (I → I1), и потребительских товаров (С → С1) при любых альтернативных издержках.
Рис. 77. Производственная функция
Улучшение уровня образования, расходы на научные исследования и разработки, повышение квалификации – это инвестиции в человеческий капитал, т.е. в нематериапизованный, невоплощенный технический прогресс. Данный тип технического прогресса не ощутим материально, так как относится к области знаний. Действительно, как можно потрогать «ноу-хау», умение, опыт? Однако, результаты нематериализованного технического прогресса, выступающего в виде инноваций, улучшения управления и организации производства или углубления знаний, вполне материальны, ведь в итоге увеличивается объем выпуска предприятия, отрасли, экономики в целом. Улучшение структуры и качества основного капитала благодаря инвестициям во внедрение и распространение новых научных знаний (прежде всего, новых технологий), составляет понятие воплощенного, т.е. материализованного технического прогресса.
Производственная функция Кобба-Дугласа в исследовании экономического роста.Современные неоклассические модели экономического роста строятся на базе производственной функции и основаны на предпосылках полной занятости, гибкости цен на всех рынках, а также полной взаимозаменяемости факторов производства. Функция Кобба-Дугласа получена в результате математического преобразования простейшей производственной функции Y = f(L, К) в модель, которая показывает, какой допей совокупного продукта вознаграждается участвующий в его создании фактор производства: Y = F Kα Lβ, где α изменяется в пределах от 0 до 1, а β = 1 – α. Функция Кобба-Дугласа содержит два переменных фактора производства – труд (L) и капитал (К). Параметр А – коэффициент, отражающий уровень технологической производительности, и в краткосрочном периоде он не изменяется. Если каждый из факторов оплачивается в соответствии со своим предельным продуктом, то α и β показывают доли капитала и труда в совокупном доходе. Предельный продукт капитала МРК пропорционален отношению доли капитала в доходе к объему использованного капитала: МРК = α Y/К, предельная производительность труда: MPL= β Y/L.
Свойства производственной функции Кобба-Дугласа:
1. Постоянство отдачи от масштаба, описываемое формулой f (nK, nL) = n A Kα Lβ.
2. Если привлечь в производство дополнительное количество капитала К, а труд L использовать в прежнем объеме, то, при прочих равных условиях, предельная производительность труда MPL увеличится, а предельная производительность возросшего объема капитала МРК снизится. Если же увеличить количество труда, при прочих равных условиях, то его предельная производительность снизится, а предельная производительность капитала возрастет. Вывод: нарушение пропорции между трудом и капиталом при заданной технологии приводит к отклонению от оптимального объема совокупного выпуска, т.е. к неэффективности производства. Однако, если увеличивается параметр А, например, при внедрении более производительной технологии, то будет наблюдаться одновременное повышение МРК и MPL, что является условием интенсивного экономического роста.
3. Постоянство отношения дохода от труда к доходу от капитала (β/α), т.е. постоянство соотношения долей капитала и труда в национальном продукте. Исследования американского сенатора и экономиста Пола Дугласа показали, что в США за сорок лет (с 1948 по 1989 гг.) соотношение β/α колебалось в пределах между 2 и 3, в результате чего оплата труда в 2-3 раза превышала вознаграждение капитала.
Модель роста Солоу показывает, что в долгосрочном периоде рост производстве зависит от темпа технического прогресса. Именно этот экзогенный фактор может поддержать непрерывный рост производства, а значит, и рост благосостояния населения, выражающийся в росте выпуска и потребления на душу населения. Подробнее см. Неоклассическая модель экономического роста Солоу и золотое правило накопления
Научно-технический прогресс (НТП) как внешний фактор экономического роста. Оценка вклада НТП в экономический рост в динамических моделях.Как подсчитать вклад НТП в прирост совокупного продукта? Голландский экономист Ян Тинберген, лауреат Нобелевской премии по экономике усовершенствовал функцию Кобба-Дугласа, введя в нее показатель темпа технического прогресса: Y = A Kα Lβ er, где r – темп технического прогресса, а е – основание натурального логарифма. Поскольку трудно выявить и тем более подсчитать вклад НТП в экономический рост более плодотворными оказались попытки ученых подсчитать вклад технического прогресса в рост производства, прибегая к остаточным методам.
Принцип расчета предельно прост: если из общего прироста совокупного дохода Y вычесть ту его часть, которая образовалась за счет прироста капитала К и прироста труда L, то станет очевидным, что оставшаяся часть совокупного дохода создана за счет фактора технического прогресса: ΔA/A = ΔY/Y – αΔK/K – βΔL/L. Показатель ΔА/А в экономической теории называется остатком Солоу и служит мерой участия технического прогресса в экономическом росте.
Модели эндогенного экономического роста.Авторы новых исследований предлагают эндогенный характер роста. Создатели более ранних моделей полагали, что экономический рост в долгосрочном плане носит по отношению к экономике страны всецело экзогенный характер, как и сам технический прогресс. Образно выражаясь, технический прогресс представал как «манна небесная», свалившаяся на ту или иную страну, независимо от состояния ее экономической системы. Насколько экономический рост действительно является экзогенным или эндогенным – вот одна из центральных проблем современных теорий экономического роста. В традиционных моделях роста, разработанных в 1940-1960-е гг. основное внимание уделялось значению труда и капитала. Технический прогресс, или технологический рост, рассматривался исключительно как экзогенный фактор. В последнее десятилетие XX в. были построены качественно новые теоретические модели, в которых предпринята попытка обосновать эндогенную природу технологических изменений, порождающих рост. Принципиальная особенность этих моделей заключается в том, что их производственная функция содержит в той или иной форме новую переменную – человеческий капитал, – характеризующую объем научных знаний и практического опыта, накопленных в процессе обучения. Американский экономист Пол Ромер делает вывод, что страны с большим накопленным объемом человеческого капитала будут иметь более высокие темпы развития.
Авторы модели Мэнкью-Ромера-Уэйла использовали человеческий капитал (Н) в качестве самостоятельного фактора экономического роста, имеющего эндогенный характер, и производственная функция приобрела следующий вид: Y = Kα Hβ (AL)1–α –β, где a – коэффициент эластичности выпуска Y по фактору физического капитала, β – коэффициент эластичности выпуска по фактору человеческого капитала, (1 – α – β) – коэффициент эластичности выпуска по фактору труда, AL – количество единиц эффективного труда. Эмпирическая проверка данной модели на разных группах стран обнаруживает закономерность в изменении величин α и β, подтверждающую важность вклада человеческого капитала в экономический рост. В странах со средним уровнем развития эти показатели составили 0,29 и 0,3 соответственно. Для стран ОЭСР α = 0,14; β = 0,37. Такие результаты подтверждают выводы Мэнкью, Ромера и Уэйла о том, что чем дальше идет страна в своем экономическом развитии, тем большую роль для роста экономики играет качество или уровень развития человеческого капитала. Другие факторы – неквалифицированный труд и физический капитал – становятся относительно более пассивными, нейтральными и не вызывают заметных сдвигов в объеме производства.
«Новая экономика» и проблемы роста.Во-первых, под «новой экономикой» понимают ту часть экономики, которая включает в себя высокотехнологичные отрасли: новые технологии, информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ). Во-вторых, под «новой экономикой» понимают такую макроэкономическую среду, сформировавшуюся под влиянием новых технологий, которая качественно отличается от «старой экономики» как с точки зрения основных принципов функционирования, так и с точки зрения возможностей ее дальнейшего развития.
Прежде всего, речь идет об изменении самого базового ресурса, функционирующего в условиях «новой экономики». Информационный ресурс принципиально отличается от обычного: он обладает универсальной делимостью, воспроизводимостью, не ограниченной рамками национальной территории, информация не исчезает при потреблении. Знание, информация существуют независимо от пространства, т.е. они могут находиться одновременно в различных частях пространства, не препятствуя возможности их использования. Продажа знания действует односторонне: знание нельзя забрать назад, выкупить, зато можно продавать одну и ту же информацию неоднократно, если это не идет вразрез с законом. В то же время знания, информация резко обесцениваются во времени, при этом информационный продукт в отличие от материального продукта подвержен только одному виду износа – моральному.
Меняется сложившаяся за многие десятилетия и даже века модель рынка. В «новой экономике» возникает новая разновидность внешних эффектов. Принято считать, что нарастание количества пользователей на рынке частных благ уменьшает полезность, получаемую каждым, поскольку все тот же объем благ приходится на большее количество потребителей. В случае же с продукцией «новой экономики» мы сталкиваемся с таким явлением, как «сетевые внешние эффекты» – специфическими внешними эффектами, когда полезность блага для одного человека зависит от количества других людей, участвующих в потреблении данного блага. Например, каждому отдельному человеку имеет смысл пользоваться услугами электронной почты только в том случае, если и у других людей есть доступ к ней. Точно так же отдельному индивиду удобнее и выгоднее, если оболочкой Microsoft будет пользоваться все большее количество людей. Информация начинает играть такую существенную, основополагающую роль, что появляется тенденция выделять ее как пятый фактор производства. Подробнее об эффектах новой экономики см. Крис Андерсон. Длинный хвост. Эффективная модель бизнеса в Интернете