Лекция 3. Система потенциалов национальной экономики 7 страница
· финансовое оздоровление – это процедура банкротства, которая осуществляется как восстановление платежеспособности должника и погашение его задолженности по графику, составленному с учетом видов кредиторов и той очереди получения долгов, какая обозначена Гражданским кодексом, законом о несостоятельности (банкротстве);
· внешнее управление является такой процедурой банкротства, которая стремится восстановить его платежеспособность, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по ряду денежных обязательств;
· конкурсное производство представляет собой процедуру банкротства к должнику, который уже признан банкротом. Это происходит для того, чтобы размеры удовлетворения требований кредиторов к банкроту были бы адекватны тем долгам, какие предприятие-банкрот имеет по отношению к конкретному кредитору;
· мировое соглашение может применяться на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве. Этот процесс означает достижение соглашения между должником и кредиторами по удовлетворению их требований и прекращение процедуры банкротства.
Таким образом, сам процесс банкротства формализован, упорядочен и создаются условия как для того, чтобы не развивалось банкротство, так и для того, чтобы процесс банкротства не разорил кредиторов, поскольку их финансовое положение во многом оказывается зависящим от получения долгов. Поэтому при массовом развитии процессов банкротства происходят такие явления как возникновение сложностей в экономическом положении не только должников, но и кредиторов, дестабилизируется течение всех экономических процессов в системе взаимосвязи: должник – кредиторы. Сами кредиторы могут оказаться в роли должников, возможных банкротов. Осуществление банкротств в стране затрагивает множество хозяйствующих субъектов. В настоящее время в России за год входят в процедуру банкротства до 10-12 тысяч фирм. Это очень большое количество фирм для одной страны, которые участвуют в осуществлении хозяйственного механизма – банкротства. Именно поэтому банкротство оказывается весьма существенным для функционирования хозяйственной системы национальной экономики.
Банкротство вызывает как положительные, так и отрицательные последствия в национальной экономике. Положительным для этого хозяйственного механизма является: во-первых, осуществление санации финансовой системы не только отдельно взятого предприятия, но и региона, страны, поскольку обремененное долгами предприятие экономически переводится в состояние, когда долги ликвидируются[14]. Во-вторых, осуществляется своеобразное спасение предприятий, их коллективов, интеллектуального богатства этих предприятий. В-третьих, банкротство предприятий означает завоевание новых прогрессивных позиций в конкуренции и на рынке в целом, упрочение рыночных отношений в национальной экономике. В-четвертых, происходит поиск эффективного собственника данного предприятия, чтобы он смог организовать прогрессивную прибыльную работу предприятия. В-пятых, выявляет заинтересованность местных властей либо в разорении данного предприятия, в смене собственника, либо в его оздоровлении, сохранении, изменении профиля работы.
Отрицательными последствиями банкротства для национальной экономики являются: искусственное разорение предприятия 1)с целью замены собственника, 2) с целью ликвидации предприятия и создания нового предприятия на основе производственного аппарата этого разоренного предприятия, получения земельного участка, на котором было расположено данное предприятие, 3) с целью обогащения отдельных лиц, 4) с целью изменения политической обстановки в регионе на основе получения определенными экономическими группами большего размера собственности, большей экономической власти. В России процесс банкротства в начале XXI века имеет преимущественно негативную экономическую окраску. Так зачастую осуществляется передел собственности, идет скрытая вторичная приватизация с использованием теневых процессов. В этом случае осуществляется слияние двух хозяйственных механизмов: теневого хозяйственного механизма и хозяйственного механизма банкротства. Достигаются цели усиления теневого хозяйствования, развития коррупции, криминализации общества. Очень часто новые собственники совершенно не заинтересованы в развитии, оздоровлении экономики предприятия. Усиливает отрицательное воздействие банкротства на национальную экономику правовая норма, определяющая признаки банкротства. В законе «О несостоятельности (банкротстве)» признаками банкротства считаются: не исполнение должником денежных обязательств перед кредиторами в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть выполнены, и тот факт, что сумма этих обязательств превышает стоимость принадлежащего должнику имущества. На самом деле такие признаки не всегда могут квалифицировать банкротство. Нужно учитывать не только стоимость имущества должника, но и его экономический оборот.
Для того чтобы уменьшились отрицательные последствия банкротства в национальной экономике необходимо принять множество мер. Среди них важно иметь соответствующие правовые нормы (уточнить сами признаки банкротства), обладать определенными ресурсами, чтобы не допустить разорения и ликвидации предприятия. Иногда же необходима именно ликвидация предприятия, чтобы преодолеть негативные направления хозяйствования этого предприятия, не позволить его экономическим процессам отрицательно влиять на экономических процессы сопряженных с ним предприятий, его кредиторов, региональных хозяйствующих единиц. Мерой по уменьшению отрицательного воздействия банкротства на национальную экономику является обновление производственного аппарата фирм по плану, не доводя до старения оборудования, технологических процессов, когда они уже не могут прогрессивно обеспечить хозяйственные процессы. Нередко эффективным является слияние одного предприятия с другим, что обусловливает обновление не только производственного аппарата, но и организации экономики фирмы, ее менеджмента.
В настоящее время в России обсуждается проблема банкротства регионов. При этом предполагается ввести институт временной финансовой администрации. Если на территории просроченная задолженность будет превышать 30% доходов бюджетов территории, то предполагается вводить внешнее управление. Эту норму предполагается ввести с 2008 года. В настоящее время, по данным Минфина РФ, почти половина регионов имеют просроченную задолженность населению, предприятиям, федеральному бюджету, по банковским кредитам и т.п. Конечно, такая процедура банкротства территорий должна быть сложной, принят по ней специальный федеральный закон. Важно, чтобы временные финансовые администрации не превратились бы в элемент мощного политического влияния различных группировок власти. Но идея банкротства территорий в условиях российского хозяйствования достаточно плодотворна.
Лекция 5. Рост национальной экономики
5.1 Экономический рост как категория национальной экономики
Экономический рост всегда вызывает повышенный интерес практиков хозяйствования и теоретиков-экономистов. Экономический рост соотносится с проблемой экономического развития страны. Экономическое развитие представляет собой прогрессивное движение всех экономических параметров: научно-технического прогресса, социальной обеспеченности и социальных гарантий жизнедеятельности населения, упорядоченности организации экономической жизни в стране и проч. Экономическое развитие в современных условиях осуществляется в системе рыночных отношений. Поэтому важнейшими индикаторами развития экономики являются показатели, характеризующие динамику рыночных состояний фирм, регионов, страны в целом. Нередко развитие национальной экономики может быть представлено в искаженном виде: в виде гипертрофированного состояния финансовой системы, фиктивного капитала, нереального спроса на определенные товары, услуги, особенно информационно-коммуникативного характера.
Экономический рост представляет собой результат воспроизводства, осуществляется в системе циклического развития. Эта фаза следует за фазами кризиса, депрессии и оживления. Непрерывным экономический рост не может быть ни в одной стране мира. Существует понятие устойчивого экономического роста. Таковым считается многолетнее обеспечение наращивания объемов реального производства в стране. Из 125 развивающихся стран мира только Китай и Индия имеют в последние годы устойчивый рост экономики. Так, Китай уже 25 лет осуществляет трансформацию централизованно планируемой экономики в рыночную. Эти реформы позволили Китаю за 80-е годы ХХ столетия удвоить валовой внутренний продукт. За 90-е годы ХХ века вновь произошло удвоение величины этого продукта в Китае. В настоящее время в этой стране реализуется цель увеличения валового внутреннего продукта в 4 раза к 2050 году. За четверть века реформ Китай вышел на седьмое место в мире по экономическому потенциалу, что было достигнуто в значительной степени ростом создаваемого продукта.
Рост национальной экономики характеризуется, во-первых, ростом производства товаров и услуг, ростом материального богатства страны. Во-вторых, этот рост соотносится с улучшением обеспечения жизненного уровня населения, а не отдельных его категорий. В-третьих, происходит умножение совокупного потенциала национальной экономики. Именно эти признаки позволяют утверждать, что в той или иной национальной экономике осуществляется рост. Трактовать экономический рост только как увеличение производства валового внутреннего продукта на душу населения некорректно, поскольку выше названы важнейшие признаки роста национальной экономики. Без увеличения жизненного уровня, роста потенциала экономики не может осуществляться рост хозяйственной системы национальной экономики. Хотя увеличение производства ВВП на душу населения является непременным признаком экономического роста.
Существует понятие экономического роста в краткосрочном и долгосрочном периодах хозяйствования. Краткосрочный период означает рост экономических показателей в четко очерченном сравнительно недлительном периоде. Краткосрочный рост не определяется результатами хозяйствования, выявляющимися только в длительных периодах (например, капитальными вложениями в структурную перестройку экономики, или в развитие науки, или в изменение качества жизни населения). Краткосрочный период экономического роста не связан с временными характеристиками, поскольку имеет небольшой срок. В краткосрочном периоде может достигаться экономический рост увеличением цен. Долгосрочный период хозяйствования по-иному выявляет и формирует экономический рост. Здесь имеет значение структурная перестройка экономики, развитие интеллекта, накопление человеческого капитала, качественное позитивное изменение потребления и форм жизнедеятельности населения, рост его социальной и экономической безопасности и т.д. В долгосрочном периоде увеличение цен не может характеризовать экономический рост. Здесь должно происходить массовое обновление основного капитала, прирост качества жизни. Долгосрочный период экономического роста непременно базируется на научно-техническом прогрессе, на создании институтов, обеспечивающих устойчивость этого роста. Именно поэтому при характеристике роста национальной экономики целесообразно ориентироваться на долгосрочный период этого процесса. Краткосрочный же период может выявлять оживление, происходящее в экономике, вовлечение каких-то факторов в экономическую жизнь, но не может быть основой утверждения о начале экономического роста в стране.
Экономический рост выступает критерием прогрессивности развития страны. Для России экономический рост особо важен, поскольку он является характеристикой завершения переходного периода развития национальной экономики. Современный рост экономики означает, прежде всего, ее стабилизацию, прекращение сокращения производства и падения жизненного уровня населения. Поэтому сейчас рост хозяйственной системы национальной экономики позволит обеспечить достижение объемов производства, характерных до начала реформ в стране. Известно, что в конце 80-х годов ХХ века, до начала реформ ВВП нашей страны по отношению к ВВП США составлял 30%, а в 2002 году – менее 4%[15]. Это произошло потому, что в стране не осуществлялось расширенное воспроизводство, существовал высокий уровень инфляции (с инфляцией страна не сумела в полной мере справиться и к концу 2007 года), возникла деформация структуры экономики, чрезмерно ориентированной на достижение рыночных выгод при падении уровня жизни значительной части населения (это повлекло сокращение платежеспособного спроса и, как результат, сокращение потребности в наращивании предложения товаров и услуг).
Источниками экономического роста является живой и прошлый труд, воплощенный в средствах производства, информации, интеллекте человека. Но одновременно источниками экономического роста является адекватность институтов, обеспечивающих экономическое развитие страны, целям этой национальной экономики и возможностям развития, которыми она обладает. Россия не может обеспечить устойчивый рост результатов функционирования хозяйственной системы, поскольку существует глубокий разрыв доходов между 10% самых высоко обеспеченных граждан страны и 10% самых слабо обеспеченных людей. Этот разрыв достигает в настоящее время по официальным данным более 15 раз (для сведения необходимо отметить, что в развитых странах такой разрыв не превышает 5-6 раз). Теневой хозяйственный механизм душит хозяйственную инициативу предпринимателей и не может обеспечить экономический рост. Превалирование краткосрочных интересов текущей выгоды над долгосрочными целями возрождения и развития страны тоже сокращают возможности обеспечения экономического роста. Экономический рост может быть обеспечен при изменении ориентиров развития. Таким ориентиром должен стать в реальности процесс обеспечения высокого качества жизни населения в целом. Только в этом случае смогут реализоваться рыночные выгоды хозяйствования, развиваться в целом экономика и осуществляться рост хозяйственной системы. Для обеспечения этого роста необходимо стимулировать не столько инвестиции, сколько текущие потребительские расходы, которые создают прочную основу устойчивого предложения товаров и услуг, устойчивого развития производства.
Современное состояние экономического развития приводит к осмыслению парадокса: Россия - богатая страна с точки зрения запасов природных ресурсов и Россия – бедная страна с точки зрения производства ВВП на душу населения, уровня жизни этого населения и возможностей умножения экономического потенциала страны[16]. Не всегда рост производства ВВП сопряжен с ростом уровня жизни населения. Это происходит потому, что уровень жизни не сводится только к потреблению, к использованию этого продукта. Большое значение имеют возможности обладать свободным временем как временем, когда происходит развитие человека, когда наращивается его интеллект. Низкий же уровень доходов значительной части населения обусловливает вторичную его занятость, теневую занятость людей, что резко сокращает возможности развития самого человека и снижает уровень его жизни. Значит, при рассмотрении роста хозяйственной системы необходимо в совокупности рассматривать все его составляющие, а не ориентироваться только на рост производства товаров и услуг.
Начиная с середины 1999 года, в России наметилось увеличение объемов производства. Этот рост происходит и в 2007 году. Однако до уровня 1990 года объемы производства в стране еще не выросли. Пока происходит восстановительный рост хозяйственной системы. Но при одновременной небольшой структурной перестройке производственного аппарата происходит и структурная перестройка самого производства, результатов этого производства – производимой продукции и услуг. Перед хозяйствующими субъектами поставлена задача: удвоить к 2008 году объемы производства. Пока практика не решает эту задачу. Модели развития, предлагаемые учеными, также определяют, что удвоение производства может осуществиться примерно в 2010 году. К этому году (или к 2015 году) должно произойти и восстановление объемов производства, равных тем, какие были характерны национальной экономике в 1990 году. При всей важности темпов экономического роста они одни не могут определить этот рост. Одновременное качественное совершенствование уровня жизни населения, наращивание экономического потенциала – реальные вехи роста.
5.2 Факторы экономического роста хозяйственной системы
Экономический рост обеспечивается целым рядом факторов. Их можно рассматривать как стимулирующие этот рост и как тормозящие его. К числу стимулирующих факторов экономического роста относятся: научно-технический прогресс, рост производительности труда, материальное стимулирование работников, обеспечение условий активизации предпринимательской активности, адекватное институциональное обеспечение экономического роста и другие. Тормозят экономический рост такие факторы: криминальная ситуация в стране и развитие теневого хозяйственного механизма, чрезмерная ориентация на сиюминутную выгоду от хозяйственной деятельности, а не на перспективные цели и задачи, банкротство, не ориентированное на оздоровление ситуации в стране, а на захват и передел собственности, высочайший разрыв в уровнях доходов населения различных социальных групп и большое количество населения, живущего за чертой бедности, что не позволяет наращивать платежеспособный спрос и рыночное предложение товаров и услуг.
Есть различные классификации факторов экономического роста хозяйственной системы. Все факторы, влияющие на обеспечение экономического роста, прежде всего, можно классифицировать как факторы производства. К таковым относятся:
· труд как осуществленный в процессе производства, а не трудовые ресурсы только. Трудовые ресурсы являются базой использования труда в осуществлении экономического роста. Поэтому значительную роль в характеристике этого фактора обеспечения экономического роста играют производительность и интенсивность труда;
· земля как основное средство производства, используемое в аграрном производстве, как условие производства в промышленности и других отраслях;
· капитал, формирующий реальные средства производства, позволяющий привлекать в трудовую сферу жизнедеятельности наемных работников и предпринимателей, стремящихся получить прибыль. Именно капитал идет в виде инвестиций, обеспечивающих не только рост уже существующего производства, но и его совершенствование, прогрессивное изменение структуры, соответствие производства меняющимся потребностям общества;
· информация, обеспечивающая коммуникативную организацию экономических процессов, рыночных отношений, обновление технологии, развитие человека как главной производительной силы национальной экономики.
Наукой и практикой принято классифицировать факторы экономического роста по двум большим группам: экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам относятся те, которые позволяют наращивать производство за счет дополнительного вовлечения труда, земли, капитала, информации. Это означает, что прирост производства на единицу вовлеченных факторов нулевой, но общий прирост производства происходит именно потому, что больше используется труда, земли, капитала, информации. Экстенсивный рост хозяйственной системы происходит при строительстве новых предприятий, вовлечении сельскохозяйственных земель (например, распашка залежных, целинных земель), привлечения новых работников. Экстенсивный рост экономики происходит в любой стране, но современное развитие показывает его неэффективность, поскольку не сокращается удельный вес используемых факторов производства на единицу созданной продукции, не происходит сокращения издержек производства. В России экстенсивный рост хозяйственной системы происходит за счет привлечения дополнительных природных ресурсов, наращивания объемов ресурсодобывающих производств, в основном продукции топливно-энергетического комплекса. Низкая эффективность такого использования факторов экономического роста не может позволить долго использовать экстенсивный путь роста.
Интенсивные факторы обеспечения экономического роста представляют собой, прежде всего, ориентацию на научно-технический прогресс, поскольку его использование позволяет с меньшими издержками на единицу продукции наращивать объемы производства. Именно технический, технологический прогресс создают условия роста производительности капитала, производительности труда. Должен увеличиваться наукоемкий сектор экономики. Тогда и прогрессивная структура экономики будет, и переход страны из преимущественно четвертого технологического уклада в пятый технологический уклад будет обеспечены. Однако за последние десять лет доля наукоемкого сектора в экономике России сократилась примерно в 2 раза. Очень опасна для экономики технологическая многоукладность, когда наряду с самыми передовыми технологиями применяются технологии второго и третьего технологических укладов. Это означает не только их консервацию в хозяйствовании, но и распространение, особенно с учетом того, что в стране очень мало капитала на приобретение современных средств производства, современных технологий. Большинство же предпринимателей не располагают собственными средствами для инвестирования их в освоение достижений научно-технического прогресса в собственные производства. И получается, что в стране существует множество фирм, основанных на ручной и примитивной технологии.
Интенсивные факторы обеспечения роста хозяйственной системы национальной экономики дают больший эффект, если действуют в единстве, во взаимодополнении друг друга. В противном же случае происходит торможение экономического развития и возможно сокращение объемов производства в реальной экономике. Например, интенсивным фактором обеспечения экономического роста является увеличение производительности труда. Но этот фактор только тогда действенен, когда основывается на нормальной интенсивности труда. Если же эта интенсивность ниже, чем необходима обществу при данном уровне развития техники и технологии, то не может обеспечиваться рост производительности труда. Примерно такое же соотношение роста производительности труда и материального стимулирования труда. По расчетам академика РАН Д.С. Львова, наша страна отстает по уровню производительности труда от США примерно в 5-6 раз. Но уровень заработной платы в нашей стране ниже, чем в США, в 10 раз. Доля заработной платы в обеспечении роста производительности труда в России чрезвычайно мала. Но если анализировать производительность труда и почасовую заработную плату, то получается такое соотношение: в среднем на 1 доллар часовой заработной платы работник в России в среднем производит в 3 раза больше ВВП, чем работник в США. Это означает, что материальное стимулирование в отечественной национальной экономике не является в настоящее время фактором, обеспечивающим экономический рост. Поэтому материальное стимулирование, теоретически являясь интенсивным фактором обеспечения экономического роста, фактически не выполняет такую функцию в целом по стране. Конечно, в отдельных фирмах, предприятиях стимулирование труда позволяет обеспечивать рост производства этой конкретной компании, но для национальной экономики не имеет такого значения. Поэтому лишь значительный рост уровня оплаты труда в стране позволит этому фактору вновь стать интенсивным фактором обеспечения роста хозяйственной системы. При этом минимальная заработная плата обязательно должна быть не меньше прожиточного минимума. И труд существует как самый угнетенный фактор экономического роста.
Строгого деления факторов обеспечения экономического роста на экстенсивные и интенсивные не может быть в реальности. Все они переплетаются, взаимодействуют. Выше мы уже говорили, что интенсивный фактор – производительность труда – основывается на уровне экстенсивного фактора (интенсивности труда, его напряженности).
Классификация факторов обеспечения экономического роста может быть осуществлена и по такому основанию: политические, экономические, демографические, культурные факторы. Политические факторы обеспечивают экономический рост только тогда, когда политическая ситуация в стране стабильна, а политическая власть ориентируется на создание правовых условий обеспечения развития национальной экономики. Демографические факторы воздействия на экономический рост проявляются в том, что должна быть высока доля молодежи, населения в трудоспособном возрасте. Одновременно эти люди должны быть высококвалифицированны, чтобы обеспечивать своей работой нормальное существование в целом всего населения страны, в том числе и нетрудоспособного. К демографическим же факторам относится упорядоченная миграционная политика направления потоков рабочей силы. Правительство России стремится такую политику проводить. В 2007 году принято Постановление, формирующее особое отношение к привлечению рабочей силы из-за рубежа. Служба занятости выдает разрешение предпринимателям на привлечение иностранной рабочей силы по определенной квоте. Это постановление несколько смягчит ситуацию с поиском работы в стране, не позволит откровенно криминально использовать рабочую силу из-за рубежа в виде экономических рабов. То есть несколько снизится значение теневого хозяйственного механизма национальной экономики.
Культурные факторы обеспечения роста хозяйственной системы влияют позитивно тогда, когда учитываются особенности культуры народов, наций, взаимодействия этих культур при организации и развитии производства и обеспечения его рабочей силой.
Классификация факторов экономического роста может проводиться по признаку, какими они являются: внутренними или внешними. Внутренние факторы обеспечения экономического роста представляют собой использование собственных ресурсов страны (сырье, энергия, труд, капитал и проч.). При этом к внутренним факторам относятся знания, опыт, интеллект населения страны, достижение отечественной науки, активность предпринимателей, собственные информационные возможности, возможности рынка и реальное развитие рынка. Как организованно хозяйствование, каким образом взаимодействуют хозяйствующие субъекты, каково развитие конкурентных отношений между ними – все это является тоже внутренними факторами экономического роста. К внешним факторам относятся различные заимствования средств за границей, в частности заимствование финансов, материалов, энергии, привлечение иностранных специалистов, применение научных достижений иностранных ученых. Привлечение внешних факторов, с одной стороны, расширяет возможности обеспечения экономического роста, но с другой стороны, ставит хозяйственную систему национальной экономики в зависимость от других стран. Так, привлечение кредитов Международного валютного фонда поставило в зависимость от МВФ нашу экономику, реформы и реальные экономические действия. Отказавшись от привлечения кредитов МВФ, Россия смогла в начале XXI века начать относительно самостоятельное развитие, относительно самостоятельное обеспечение экономического роста. Внешнеторговые факторы оказывают на рост экономики России существенное влияние, поскольку доход, получаемый от этой торговли, в 1999-2007 годах занимал значительную долю в общем приросте объема валового продукта страны. Это означает, что экстенсивный фактор обеспечения экономического роста подкрепляется и усиливается внешним фактором – внешней торговлей.
5.3 Показатели роста национальной экономики
Рост хозяйственной системы национальной экономики выражается рядом показателей. Эти показатели всегда являются агрегированными величинами, характеристиками, т.е. показывают объединяющие результаты экономической деятельности. Эти показатели отражают два процесса: 1)как ведется хозяйствование, с каким результатом в настоящее время и 2) каких результатов нужно добиваться в будущем хозяйствовании, в будущей хозяйственной системе.
Показатели существуют количественные и качественные. К количественным показателям относится рост ВВП (валового внутреннего продукта). Известно, что по стоимости ВВП представляет собой сумму потребления, инвестиций, государственных закупок, чистого экспорта товаров и услуг (потребление домашних хозяйств + инвестиции + государственные закупки + чистый экспорт товаров и услуг). При этом отражается как рост ВВП в целом, так и рост ВВП на душу населения. Последний показатель уже содержит возможности некоторого качественного отражения экономического развития. Анализ роста ВВП позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, за 1999-2005 годы ВВП увеличился на 47,6%. Но страна не достигла уровня производства ВВП 1990 года, учитывая, что с 1991 года по 1998 годы произошло сокращение ВВП примерно на 50%. Поэтому рост экономики не смог перекрыть прежнее уменьшение ВВП. Во-вторых, за эти годы стало ясно, что рост обеспечивался в основном увеличением добычи сырья и его экспорта при наличии достаточно высоких цен на мировых рынках. Поэтому говорить о том, что реальная экономика страны выросла более чем на 47%, нельзя. Рост производства оказался намного меньше, хотя его определенная реанимация после дефолта 1998 года произошла. В-третьих, наращивания темпов прироста экономики не произошло за рассматриваемые годы. Если в 2000 году ВВП увеличился на 9%, то в 2006 году – только на 6,8%. То есть темпы прироста оказались почти в 1,5 раза меньше. В-четвертых, за эти годы постепенно возникает сравнительно устойчивая база наращивания производства в виде систематического увеличения или стабилизации инвестиций. В 2000 году темп прироста инвестиций в основной капитал страны был 17,4%, в 2002 году этот темп составил только 2,5%, но в 2005 году этот показатель равнялся 10,7%, а в 2006 году – 13,7%. Конечно, высокий темп прироста инвестиций, какой был в 2000 году, вряд ли смог бы быть обеспечен национальной экономикой надолго. Но резкое снижение темпа прироста инвестиций в основной капитал 2002 году показывает неустойчивость, нестабильность обеспечения экономического роста. Дальнейшее же наращивание значений этого показателя позволят делать осторожный вывод о том, что пик падения важнейших показателей развития экономики пройден.