Лекция 3. Система потенциалов национальной экономики 13 страница
· остается важным наращивание собственного производства. Происходящий рост экономики в Китае, других странах, начавшийся рост в России означают именно такое наращивание. Это особо значимо для современной России;
· пока в мире остаются значительные диспропорции между богатыми и бедными странами, глобализация непременно будет соседствовать с ликвидацией бедности внутри национальных экономик. Этот процесс в России постепенно осуществляется, причем не только на общенациональном уровне, но и в регионах. Например, минимальная заработная плата в стране в конце 2007 года поднялась до 2300 рублей. А в некоторых регионах этот минимум установлен намного выше: в Самарской области, в Москве и т.д. Только ликвидация физической бедности внутри национальных экономик позволяет странам входить в мирохозяйственные процессы наравне с богатыми странами. Сама по себе глобализация не ведет к сглаживанию диспропорций между богатыми и бедными странами мира, не обеспечивает рост достатка населению бедных стран;
· каждая страна детализирует и развивает набор средств, позволяющих успешно участвовать в международной конкуренции. Национальные экономики в системе глобализации активизируют собственные конкурентные преимущества как единого государства. Поэтому глобализация является фактором роста самосознания населения стран, фактором, подстрекающим к развитию собственного хозяйствования. Усиливается государственное воздействие на развитие экспортно-импортных операция, особенно экспорта.
Интеграция национальных экономик в мирохозяйственный процесс определяется не только желанием или нежеланием участвовать в этом процессе. Часть объективных факторов интеграции, интернационализации и глобализации отношений в мировой экономике названа выше. Но это далеко не полностью охватывает воздействие на национальную экономику. Особое значение имеют международные организации, воздействующие на хозяйствование стран внутри экономики и вне нее, на мировой арене. Наличие в мире МВФ, МБРР, ВТО и других организаций воздействуют на хозяйствование национальных экономик, на их взаимоотношения на мировой арене. Это оказывает влияние на активность иностранных инвесторов по отношению к той или другой национальной экономике. С одной стороны, есть опасность, связанная с открытостью экономики при ее сотрудничестве с мирохозяйственными организациями. С другой стороны, сотрудничество с такими организациями позволяет проще решать многие проблемы международных экономических отношений, дает национальной экономике определенные выгоды.
Глобализация влечет за собой коренную трансформацию сложившихся мирохозяйственных отношений. Они становятся менее управляемыми и слабо предсказуемыми. Мир находится только в начале глобализации, но пока тенденция к усилению хаоса в мире усиливается. Широкое использование новых информационных технологий позволило Западу мобилизовать свои финансовые возможности, добиться резкого повышения производительности труда. В настоящее время в мире сформировалось три группы стран:
1) США, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Япония значительно превышают уровень экономического развития других стран. Только доля США в мировом ВВП составляет примерно 30%. Такое лидерство США некоторым странам выгодно, поскольку позволяет экономить собственные ресурсы;
2) новые индустриальные страны, которые в 70-80-х годах ХХ века совершили экономический рывок, но сейчас уже развиваются недостаточно быстро. Но к этой же группе относятся и страны, развивающиеся быстро (например, Китай, доля которого в мировом ВВП составляет около 4%);
3) страны, которые пока не могут быть даже на периферии развитого мира.
Россия, по мнению ряда ученых, располагается по своему экономическому развитию где-то в конце второй группы стран. Но по своим культурно-образовательным параметрам, в связи с тем, что обладает ядерным оружием, с учетом своих экономических связей Россия относится к первой группе стран. США, став лидером глобализации, не усиливаются, а постепенно слабеют, хотя их потенциал способен обеспечить им положение мирового лидера ближайшие 15-20 лет.
Глобализация уменьшает власть национальных правительств внутри стран. Экономическая и политическая власть в странах оказываются в разных руках и различной силы. ТНК все активнее навязывают странам свое направление развитию национальных экономик.
9.2 Возможности открытой экономики в мирохозяйственной системе
Открытой экономикой считается такая национальная экономика, которая активно осуществляет экспорт и импорт товаров и услуг. При этом происходит не просто товарообмен на мировом уровне, а реальная включенность национальной экономики в мирохозяйственный процесс. Открытая экономика обладает различными характеристиками с позиций микроэкономики, макроэкономики. На микроуровне открытая экономика характеризуется тем, что предприятия имеют свободный выход на внешние рынки товаров, услуг, капитала, могут превращать внешнеэкономическую деятельность в обычный элемент своего хозяйствования. Предприятие может свободно выбирать себе партнеров за границей, создавать совместные предприятия. Совместные предприятия в открытой национальной экономике означают взаимодополнение ресурсов, совместное распределение прибылей и убытков. Совместные предприятия способствуют развитию открытости экономики страны, поскольку движение товаров и капитала осуществляется постоянно, развивается диверсификация капитала и производства, что возникают вертикально-интегрированные международные структуры (зависимость предприятий от поставок сырья, комплектующих деталей внутри собственной национальной экономики или экономики другой страны). Этим усиливается степень открытости национальной экономики, независимо от политики государства на макроуровне.
На макроуровне открытость экономики проявляется в том, что осуществляется постоянный обмен товарами, услугами на мировом рынке, происходит постоянный перелив капитала в национальную экономику и из этой экономики в другие страны. Открытость проявляется и в том, что возникает определенная сопоставимость внутренних и внешних цен на основные товары. Кроме того, должна существовать стабильность валютно-финансовых потоков, когда международные кредиты становятся частью функционирования этих потоков, происходит нормальное обслуживание внешнего долга и привлечение новых кредитов, если это нужно для развития. Одновременно развивается международная обратимость национальной валюты. Государству сложно осуществлять экономическую политику при такой открытости. С одной стороны, необходимо открывать внутренний рынок для иностранцев, обеспечивать им правовые гарантии. С другой стороны, нужно гибко защищать отечественное производство, обеспечивать национальную экономическую безопасность. Ясно, что абсолютно открытой национальной экономики в мире не существует. Каждая страна обеспечивает и защищает национальные интересы.
Глубина интеграции национальной экономики в мирохозяйственные процессы одновременно может служить индикатором развитости открытой экономики. Показатели открытости экономики различны. Конкурентные показатели степени открытости национальной экономики – это:
· внешнеторговая квота в ВНП;
· доля экспорта в производстве страны;
· доля импорта в потреблении населения страны и производительного потребления предпринимателей;
· удельный вес прямых иностранных инвестиций в совокупности всех инвестиций страны, или соотношение прямых иностранных инвестиций и внутренних инвестиций в реальное производство.
Небольшие страны по внешнеторговой квоте в ВНП имеют высокую степень открытости (до 50-70%). Крупные страны имеют более низкий уровень этой квоты. Например, США, Китай – до 20% ВНП. Это связано не только с большими размерами внутреннего рынка, но и с определенной обеспеченностью национального производства сырьем. Кейнсианская теория предлагает общее уравнение открытой экономики:
Y=C + I + G + (экспорт – импорт), где
Y – эффективный спрос;
С – потребление;
G – государственные закупки.
Экспорт позволяет расширить эффективный спрос, поскольку к внутренним продажам товаров присоединяется их внешняя реализация. Импорт же ведет к тому, что товары отечественного производства замещаются зарубежными товарами. Открытость экономики постоянно усложняет государственное регулирование экономики, но российская экономика из-за своих потенциальных преимуществ, высоких природного, интеллектуального потенциалов может успешно формироваться как большая открытая экономика, когда ставка процента формируется под определяющим воздействием внутренних факторов[30]. Открытость национальной экономики отражается в платежном балансе страны. Если экспорт товаров, капиталов больше импорта, то платежный баланс имеет активное сальдо, обеспечивает приток иностранной валюты в страну. При превышении импорта над экспортом возникает пассивное сальдо платежного баланса, идет отток иностранной валюты из страны.
В России идет формирование открытой экономики. Это обеспечивает новые возможности развитию национальной экономики. Такие возможности проявляются в том, что Россия начинает активнее участвовать в международных процессах диверсификации, интеграции. Кроме того, развитая открытость экономики позволит стране использовать интенсивные факторы обеспечения экономического роста, привлекая современные информационные технологии, обеспечивая прогрессивные структурные преобразования национальной экономики. Одновременно с формированием открытой экономики в России меняется структура издержек. Она приближается к их международной структуре, становится сопоставимой с другими странами. Это может стать отправной точкой к наращиванию конкурентоспособности страны в мирохозяйственных отношениях. В настоящее время в России происходит изменение модели взаимоотношения с другими странами. Если в период существования СССР на внешние рынки выходили несколько специализированных государственных организаций (например, министерство внешней торговли и некоторые другие), то в современных условиях такой выход имеют, практически, все фирмы. Кроме торгового обмена в настоящее время Россия осуществляет научно-техническую кооперацию, переплетение отечественных и иностранных капиталов. Идет производственная интеграция с учетом внешнеэкономической специализации национальной экономики. Открытость экономики позволяет формировать рыночную инфраструктуру, институты которой пока в отечественной экономике слабо развиты, неустойчивы. Развитие открытости экономики позволило России ликвидировать товарный дефицит, господствовавший в стране в начале 90-х годов ХХ века. Импорт позволил насытить внутренний рынок и влияет на структурные изменения, ассортимент производства потребительских товаров. Экспорт позволял привлекать в страну иностранную валюту, участвует в формировании доходов государственного бюджета. Одномоментно выгоды открытости национальной экономики не реализуются, они раскрываются постепенно.
Одновременно открытость экономики несет в себе большие опасности для национальной экономики. Именно поэтому ни одна страна мира не является полностью открытой. Именно поэтому государства ставят определенные преграды тому, чтобы экономика усиливала степень собственной открытости. Такими опасностями для национальной экономики являются:
· возникает опасность разрушения многих отраслей отечественного производства, поскольку их продукция замещается импортными товарами. Исчезать могут целые отрасли, ранее активно работавшие в системе национальной экономики;
· стимулируется развитие добывающей промышленности, поскольку мировое сообщество заинтересовано в дешевых источниках сырья, что и может обеспечивать эта промышленность определенной национальной экономики. Страна может постепенно превращаться в сырьевой придаток развитых стран, попадать в экономико-колониальную зависимость от этих государств; экспорт может стать ориентированным только на сырье. Другие товары отечественного производства почти не будут входить в структуру экспорта;
· по мере возрастания степени открытости национальной экономики может обедняться ассортимент импорта, так как рынок этой страны оказывается завоеван. В страну начинают поступать залежалые товары, экологически не безопасные товары. Страна попадает в особую форму экологической кабалы: становится импортозависимой. Отечественное производство противопоставить импортным товарам ничего не может, поскольку при большой степени открытости национальной экономики собственное производство постепенно разрушается;
· если страна была прежде развитой (например, Россия), то постепенно она значительно уступает те позиции в мировой торговле, какие были у нее прежде. Став поставщиком сырья, Россия долгие годы не сможет изменить свое положение в международном разделении труда, на мировых рынках. Сбыт машин, оборудования, военной техники стал в период рыночной перестройки экономики проблематичным, и сейчас трудно отвоевываются торговые позиции у господствующих в мировой торговле стран;
· открытость экономики означает возрастание степени зависимости национальной экономики от финансовых потрясений, происходящих в мире, усиливается финансовая зависимость от развитых стран и от финансовых международных организаций;
· отрицательно сказывается большая открытость национальной экономики на обеспечении внутренними рынками отечественных производителей: они теряют часть внутренних рынков. Чем агрессивнее оказывается импорт, тем труднее сохранить отечественным производителям собственные рынки (подобная ситуация была в 2002 – начале 2003 года на российском рынке мяса птицы);
· национальная экономика становится очень чувствительна к внешним ценовым потрясениям (российский бюджет оказался напрямую связан с динамикой мировых цен на нефть), к изменениям в потоках капитала на мировой арене.
Открытость национальной экономики связана с глобализацией мира. И хотя глобализация не стала всеобъемлющей, все-таки она активно влияет на современные экономические характеристики стран. Резко обостряются противоречия между странами, которые проявляются в виде экономического противостояния по поводу реализации тех или иных товаров в зарубежных странах (например, в 2001-2001 годах США резко сократили квоту покупки российского металла; в 2003 году было восстановлено право российских металлургов продавать свою продукцию в США; это свидетельствует о том, что открытость экономики, глобализация мирохозяйственных процессов протекают очень сложно).
В настоящее время страны активнее, чем прежде, стали проводить протекционистскую политику. Так, Китай активизировал развитие отечественного автомобилестроения, защищает отечественное производство, прежде всего, таможенными пошлинами. В России же таможенные протекционистские пошлины вызывали острую критику. И только в последние годы динамика таможенных пошлин превратилась в обычную практику государственного управления хозяйствованием. Мировая практика показывает, что при размере таможенных пошлин ниже 35% производителям выгоднее импортировать автомобили. Многие страны просто закрывают внутренние рынки для этого товара (пошлины на новые автомобили в Индонезии составляют 98%, в Таиланде – 80%, в Индии – 60%, в Китае – 43%, в Финляндии – 200%). Китай установил для подержанных иномарок пошлину в 70%. Это привело к тому, что в стране мировые производители автомобилей построили собственные заводы. В России одновременно с ростом пошлин на подержанные иномарки растет предложение мировых производителей автомобилей на строительство в стране своих филиалов, самостоятельных автомобильных предприятий. Именно гибкое сочетание открытости экономики и экономического протекционизма собственного производства дает больший эффект для развития национальных экономик.
9.3 Свободные зоны как форма введения национальных экономик в мирохозяйственные процессы
Свободные экономические зоны представляют собой гибкие рыночные структуры национальной экономики. Они создаются как современная форма мирохозяйственных отношений. Свободной экономической зоной (СЭЗ) является часть территории страны, где действует льготный режим экономической деятельности, предприятия имеют ряд особых льгот. Внешнеэкономические отношения на такой территории осуществляются также в особом льготном варианте. Созданием СЭЗ решаются такие экономические задачи, как увеличиваются экспортно-импортные возможности определенного региона и национальной экономики в целом; привлекаются новые прогрессивные технологии, используется передовой опыт зарубежных стран в развитии производства, управлении; развивается инфраструктура, и рациональнее используются ресурсы на территории СЭЗ. На территории СЭЗ возможно активное обучение предпринимателей, управленцев, специалистов современным знаниям в сфере бизнеса, функционирования предприятий. Может активнее развиваться туризм в СЭЗ. Иначе говоря, СЭЗ способствовать модернизации экономики на основе использования новых технологий, активизации инвестиционной деятельности отечественных и иностранных инвесторов, насыщению внутреннего рынка высококачественными
товарами, развитию отсталых регионов страны, стимулированию предпринимательской активности и прочее.
Свободные экономические зоны бывают разного типа. Для СЭЗ устанавливаются облегченные, упрощенные таможенные и торговые режимы, предоставляется большая свобода движению капитала, товаров, работающих. Одновременно используется льготный режим налогообложения. В зависимости от целей, с какими создаются СЭЗ, они могут быть: свободной таможенной зоной, экспортной промышленной зоной, зоной свободной торговли, зоной совместного предпринимательства, свободной «открытой» зоной, технологической зоной, комплексной зоной. Каждый из этих типов имеет свои привилегии и преимущества. В мировой практике используются все типы ОЭЗ в зависимости от того, какие задачи решает национальная экономика созданием СЭЗ[31]. Особых успехов в использовании механизмов СЭЗ для стимулирования национальной экономики добился Китай. В таких странах как Германия, Франция, Греция, Болгария и др. насчитываются десятки СЭЗ различных типов. В Японии широко распространены технополисы как один из типов СЭЗ. Нередко эти зоны являются территориями экономических экспериментов, ускорителями структурных преобразований национальных экономик. В России создание СЭЗ рассматривается как средство обеспечения подъема экономики. Не все СЭЗ России эффективны, управление в них не всегда соответствует прогрессивной мировой практике.
СЭЗ являются составными частями национальной экономики и одновременно расширяют выход этой экономики в мирохозяйственные процессы. Во всех СЭЗ устанавливается беспошлинный или льготный режим ввоза-вывоза товаров. Существует определенная обособленность от остальной территории страны в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях. Но все последствия хозяйствования в СЭЗ отражаются на национальной экономике, поскольку частью экономического организма страны эти зоны остаются. Очень важно, что в СЭЗ осуществляется либерализация инвестиционного климата, для чего используются конкурентные преимущества локальной территории. Это позволяет комплексно развивать в СЭЗ инфраструктуру, что облегчает привлечение зарубежных и отечественных (из других регионов страны) инвестиций. Государство должно обеспечивать правовой режим создания и функционирования свободных экономических зон. На уровне региона разрабатываются целевые программы развития СЭЗ. На микроуровне разрабатываются инвестиционные проекты, которые будут реализоваться в режиме свободной экономической зоны при развитии предпринимательской активности на данной территории. В СЭЗ осуществляется импорт финансового, управленческого и производственного «ноу-хау». Это позволяет инвесторам быстро окупать проекты инвестиционного сотрудничества.
Свободные экономические зоны могут отрицательно влиять на национальную экономику, на участие ее в мирохозяйственных процессах.
Во-первых, инвестиции в СЭЗ обычно ориентированы не на высокие технологии, а на развитие экспортных низкотехнологичных трудоемких производств. Инвесторам важно достичь быстрой окупаемости при использовании дешевой рабочей силы.
Во-вторых, может возрастать зависимость СЭЗ от импорта высокотехнологичной продукции государств-кредиторов этой зоны.
В-третьих, могут усиливаться теневые экономические процессы, криминальное воздействие на хозяйствование СЭЗ.
В России в начале 90-х годов ХХ века создание СЭЗ нередко связывалось не с экономическими, а с политическими целями, поскольку ограничивало доминирование центра. Эти зоны в тот период не стали инструментом модернизации экономики, привлечения новых инвестиций. Происходило скрытое бюджетное финансирование региональных лидеров, лоббистских группировок, перекачивание сырья и капиталов за рубеж. Это подрывало сам смысл создания СЭЗ, их позитивное влияние на экономику. Поэтому эксперимент по созданию СЭЗ в 1990-1991 годах провалился, хотя к тому времени режимом СЭЗ было охвачено 7% территории страны и 13% ее населения. Совокупные размеры этих СЭЗ России перекрыли общие размеры всех 200 СЭЗ, созданных во всех остальных странах мира. Только после изменения политики создания и функционирования СЭЗ страна вернулась к этому процессу в конце 1993 – начале 1994 года. Но еще и в 1996 году СЭЗ не оправдывали свое создание в национальной экономике России, хотя имели довольно четкие цели, нормативы создания, управления, активизации внешнеэкономических связей, привлечения иностранных и отечественных инвестиций.
Медленное развитие СЭЗ в России обусловлено такими факторами:
· пока еще нестабильной политической, экономической и правовой средой национальной экономики;
· слабым развитием структур, которые могут принять и использовать крупные кредиты, гарантировать их возврат;
· нерешенными проблемами взаимоотношений федерального и регионального хозяйствования;
· низким экономическим и управленческим уровнем региональных властей, которые не могут обеспечить функционирование СЭЗ на их территориях в интересах развития национальной экономики в целом и региона, в частности;
· слабым развитием инфраструктуры и коммуникационных систем, хотя последняя проблема в стране решается в настоящее время сравнительно быстро;
· недостаточно развитой практикой применения результатов научно-технического прогресса, который мог бы применяться на малых и средних высокотехнологичных предприятиях СЭЗ.
В настоящее время в мировой практике развитые страны используют такую форму СЭЗ как зоны свободного предпринимательства в форме технопарков (Япония, США). В США такие СЭЗ развиваются на основе частной инициативы, широкого использования венчурного капитала. Для Японии характерно участие государства в формировании и развитии зон совместного предпринимательства, особенно зон научно-технического типа. Такие зоны создаются и в других странах мира. Они могут быть своеобразными «полюсами роста» национальных экономик, привлекают иностранный капитал. Нередко для управления такими СЭЗ в странах создаются общественные органы как Ассоциации совместного предпринимательства, которые занимаются обменом опытом СЭЗ, подготовкой рекламы и т.д.
СЭЗ влияют, прежде всего, на развитие того региона, где они созданы. Это проявляется в увеличении внешнеэкономической деятельности региона, а, следовательно, в вовлечении новых капиталов в экономику вне СЭЗ. Активизируется предпринимательская деятельность региона. Одновременно повышается занятость населения, поскольку сама СЭЗ привлекает людей, ищущих работу. Кроме того, предприниматели других территорий региона, стремясь удержать необходимые им кадры, создают новые рабочие места, улучшают условия найма на уже имеющихся рабочих местах. Глубинно СЭЗ воздействуют на прогрессивную перестройку структуры экономики, особенно тех отраслей производства, какие активно развиваются в СЭЗ. В России СЭЗ слабо влияли на развитие региона. Так, СЭЗ «Находка» ухудшила структуру экономики Приморского края. За 9 лет удельный вес основных фондов этой СЭЗ сократился с 11,4% до 8,6%. Доля объема промышленной продукции уменьшилась с 10,5% до 6,7%, доля инвестиций в основной капитал сократилась с 11,6% до 6,3%. Не способствовала эта СЭЗ усилению экспортного потенциала Приморского края, хотя аккумулировала в себе государственные капиталовложения.
В настоящее время в России развиваются специальные экономические зоны (например, туристические, национальные парки и др.), особые технологические зоны и научно-инновационные зоны. Пока идет их создание и развитие тех территорий, где такие институты были (например, особые научно-инновационные зоны под Новосибирском, в Подмосковье, в Ленинградской области).
9.4 Место национальной экономики России в современной
мирохозяйственной системе
Положение России в мирохозяйственной системе напрямую определяется уровнем развития национальной экономики, той социально-экономической политикой, которую осуществляет страна. Основным способом вхождения любой экономики в мирохозяйственную систему в настоящее время является интеграция. Индикаторами готовности национальной экономики к такой интеграции являются те условия, на которых страна вступает во Всемирную торговую организацию (ВТО) и другие международные организации. Россия, обладая большими запасами ресурсов, является крупным потенциальным конкурентом другим странам. Поэтому все мирохозяйственные отношения с Россией осуществляются сложно. Каждая национальная экономика стремится обезопасить себя от потенциального конкурента.
В современных условиях внешнеэкономические действия России очень часто подвержены самым различным запретам. Любой более-менее конкурентоспособный производитель России испытывает затруднения при выходе на мировой рынок. При этом выдвигаются не только экономические, но и политические преграды, усложняющие внешнеэкономические контакты предприятий России, страны в целом. Количество санкций против России, начиная с 1992 года, постоянно растет. В 1992 году было всего 13 различных санкций, которым подвергалась внешнеэкономическая деятельность страны. В 2001 году их было уже 150. В 2007 году количество различных санкций во внешнеэкономической деятельности России со стороны других стран не уменьшилось. Признание России рыночной страной не намного улучшило экономические взаимоотношения с Россией в мирохозяйственных процессах. От России закрывают некоторые рынки Южная Корея, Индия, Египет, Колумбия, Польша, Украина, Перу и другие страны хотя бы раз в год стремятся ввести против нашей национальной экономики какие-либо санкции. Эти санкции, с одной стороны, защищают экономику этих стран от мощного потенциального конкурента. С другой стороны, наносят нашей экономике серьезный ущерб. На внешнем рынке санкции против нашей страны формируют ущерб в 2 млрд. долл. в год.
Мирохозяйственное положение российской национальной экономики определяется несколькими обстоятельствами:
· Россия является страной, расположенной в Европе и в Азии. Ей важно отстаивать собственные интересы в этих двух частях света. Поэтому в отношениях Восток – Запад Россия занимает особое место;
· традиционно исторически логику внешнеэкономического поведения страны в России определяло государство. Поэтому от позиций современного государства, от его участия в этих отношениях зависит место национальной экономики в мирохозяйственных отношениях. Государство определяет формы и степень открытости экономики. Значит, именно государство может регулировать то, как к нашей стране будут относиться другие национальные экономики на мировой арене;
· формирование информационного общества в настоящее время является генеральным направлением стран, стремящихся по всем параметрам стать развитыми. Следовательно, успехи структурной перестройки экономики, развитость информационных отношений обусловливают возможности России занимать одно из ведущих мест в мирохозяйственных отношениях.
Сейчас это сотрудничество осуществляется как рыночное, основывается на рыночной выгоде, рыночных преимуществах экономического поведения страны.
На мировом рынке положение России пока неустойчиво. Если в 1994 году объем внешней торговли составлял 67,8 млрд. долл., то в 2000 году он равнялся 44,9 млрд. долл., или сократился более чем на одну треть. Предполагается, что к 2008 году экспорт вырастет примерно на 40%, а импорт увеличится более чем в 2 раза. При этом в экспорте будут продолжать преобладать сырье. В 2000 году сырье и материала составляли 91,4% российского экспорта. К 2008 году удельный вес этих товаров в отечественном экспорте должен сократиться до 89%. Соответственно в экспорте увеличится доля машинотехнической продукции до 11%.
Россия с 1990 по 1998 год почти в 2 раза сократила свой экономический потенциал. Природный, другие виды потенциала сохранились, а экономический уменьшился. При этом Россия бездумно применяла «шоковую терапию», активно откликалась на самые безумные рекомендации зарубежных экспертов, разоривших до того уже не одну страну мира. Естественно, что такое поведение государства и правительства не могло вызывать на мировой арене уважение к стране. Отголоски такого отношения наша страна испытывает на себе и в начале XXI века. Россия стремится создать единое экономическое пространство с рядом стран СНГ. Эти процессы оказывают воздействие на то, как относятся зарубежные страны к российской национальной экономике в настоящее время.
Очень важен для России выбор модели развития. Таковой в начале XXI века считается: инновационное развитие производства на основе научных разработок и конструкторских решений. Эту модель реализовать трудно, так как с распадом СССР рухнули кооперативные связи, единые научно-производственные цепочки. Взамен Россия ищет новые кооперативные связи, новые формы установления связей со странами мира. Одной из таких форм является стремление России стать членом ВТО. Переговоры по этой проблеме идут более 10 лет. Но вступление в ВТО не защитит национальную экономику России от экспансии мирового рынка. Поэтому обсуждение проблем вступления в ВТО должно согласовывать многие вопросы, чтобы их решение не ухудшило положение страны в мирохозяйственных отношениях.