Лекция 3. Система потенциалов национальной экономики 5 страница

Оценка инвестиционной привлекательности национальной экономики зависит от:

· уровня рисков в стране и ее регионах;

· устойчивости развития производственной деятельности;

· доходов населения и предпринимателей;

· стабильности деловой активности;

· степени развитости производственной, строительной, рыночной, социальной и иных видов инфраструктур.

Инвестиционный потенциал является интегральным показателем национальной экономики. От него зависит конкурентоспособность страны в мирохозяйственных отношениях. Управляется инвестиционный потенциал особой инвестиционной политикой, осуществляемой государством, регионами, фирмами. При этом используются самые разные инструменты: программно-целевой метод, бюджетное финансирование, изменение денежно-кредитной и банковской политики, ориентация их на выдачу кредитов для развития реальной экономики. Могут использоваться разные организационные методы, например, создание свободных экономических зон для оживления в них инвестиционных процессов.

3.6 Информационный потенциал национальной экономики

В современных условиях состояние национальной экономики в значительной мере зависит от того, как развита информатизация страны, ее регионов, предприятий. Информационный потенциал отличается от всех других видов потенциала тем, что только используемая информация обеспечивает прирост национального богатства. Неиспользуемая информация теряет свою значимость для современного развития, хотя с познавательной точки зрения используется. Информация быстро устаревает, накапливаться долго не может, поскольку оказывается очень часто бесполезной по истечении определенного времени.

Информационный потенциал национальной экономики формируется как совокупность технико-технологических возможностей получения, хранения, преобразования, пополнения, передачи, использования информации, с одной стороны. С другой стороны, этот потенциал формируется возможностью людей, предпринимателей, государства, других структур пользоваться информацией, заказывать необходимую информацию, информационной грамотностью всех субъектов хозяйствования страны. Поэтому обеспечить должный информационный потенциал только компьютеризацией экономики, развитием самых современных информационных технологий невозможно. Необходимо обеспечивать информационную грамотность субъектов хозяйствования. Информация всегда является результатом интеллектуальной деятельности, и потребляться информация может при определенном уровне развития интеллекта.

Информация представляет собой совокупность знаний, сведений, связей между знаниями и сведениями. Классическую характеристику содержания информации дал Н.Винер, который считал, что информация получается из внешнего мира в процессе приспособления людей к этому внешнему миру. Информационный потенциал, кроме того, определяется технико-технологическими возможностями, современной компьютеризацией национальной экономики, средствами доступа к информационным продуктам (бумажные, технические и иные средства). Информация используется для нужд управления, развития экономики, рыночных действий и т.д. Информация существует в виде первичной и вторичной. Первичная информация – это та информация, которая получается непосредственно изучением окружающей среды, не деформирована при формировании, хранении, передаче этой информации. Это – «сырая» информация. В реальной жизни такая информация встречается очень редко. Поэтому чаще используется вторичная информация. Она не только получена из окружающей среды, собрана, но и переработана, классифицирована, обобщена, сформированы некие системы знаний. Информация сохраняется в экономической памяти субъектов хозяйствования и в дальнейшем корректирует их экономическое поведение.

Информация предоставляется в самых различных формах: все виды рекламы (буклеты, объявления и т.д.), специальные информационные разработки с рекомендациями возможного экономического поведения, зависящего от использования известной информации. Информация бывает экономической, политической, экологической, технической и прочими видами.

Информационный потенциал национальной экономики в значительной степени зависит от развитости информационной инфраструктуры. Эта инфраструктура позволяет бесперебойно получать информацию, передавать, корректировать ее, пополнять информацию при необходимости и обеспечивать использование субъектами хозяйствования. Информация существует официальная, распространяемая легальным путем, и теневая (слухи, домыслы, экономический шпионаж, экономические и политические мифы). Причем теневая информация очень часто активнее влияет на экономическое поведение субъектов хозяйствования.

Информационный потенциал воплощает в себе результаты научно-технической революции, особенно по степени развитости информационных технологий, зависит от научно-технического потенциала. Но есть и обратная связь: зависимость научно-технического потенциала от информационного потенциала национальной экономики. Умножение информационных потоков, их усложнение, обогащение на основе отбора специфической для определенных целей информации означает развитие информационного потенциала страны. Если экономика не может адекватно воспринимать информационные сигналы, менять собственное поведение, то в стране возникает информационный кризис. Тогда нужно менять средства получения, передачи, обработки информации, способность воспринимать и использовать информацию участниками экономических процессов. Старение информационной системы проявляется в уменьшении коэффициента восприятия информационных сигналов, в искажении этих сигналов передающими системами, в невозможности соответствующего реагирования на эти сигналы. То есть происходят сбои по всей информационной системе. Это означает, что нужна новая информационная система. Возникают новые информационные элементы, средства получения, передачи, хранения, обработки информации. Иначе говоря, меняется содержание информационного потенциала национальной экономики[11]. Для информационного потенциала национальной экономики особо значим первый вид циклов информационных изменений, поскольку именно он затрагивает интересы субъектов национальной экономики на протяжении одного поколения людей.

Информационный потенциал национальной экономики имеет стратегическое значение, но одновременно используется в тактических целях текущего развития этой экономики. Стратегическое значение информационного потенциала заключается в том, что позволяет на перспективу стране сформировать цели ее развития, построить взаимоотношения с другими странами, очертить ориентиры существования национальной экономики и всех ее потенциалов. В определенной степени это позволяет осуществлять долговременное управление хозяйственной системой, влиянием этой системы на политическую, социальную и другие системы страны. Информационный потенциал характеризуется в настоящее время наличием дорогостоящих систем связи, цена которых непрерывно возрастает. Поэтому возникает опасность консервации таких технических средств, отставании от научно-технического прогресса, что может сказаться на уменьшении информационного потенциала национальной экономики.

Для повышения эффективности использования информационного потенциала национальной экономики необходимо:

· увеличить поток достоверной информации по всем видам экономической деятельности в стране;

· активизировать работу государственных информационных структур, которые бы не только обеспечивали получение информации, но и ее разъяснение, комментирование, чтобы информация стала понятной и доступной всем субъектам хозяйствования, могла бы использоваться при разрешении сложных экономических ситуаций;

· интегрировать информационные ресурсы государства, регионов, отраслей и предприятий, чтобы участники экономических процессов могли свободно использовать необходимую информацию. Это можно сделать при выполнении государственной программы «Электронная Россия»;

· обязательно широко использовать сеть Интернет. В 2003 году государство приняло решение создавать Интернет-центры в любом населенном пункте. Конечно, это выполнить очень трудно, учитывая то, что много населенных пунктов в России небольшие по численности населения, но развивать эту информационную технологию крайне необходимо в России, чтобы наращивать информационный потенциал по всей территории страны;

· развивать информационную инфраструктуру по всей территории страны.

Компьютеризация России осуществляется довольно быстрыми темпами. Только за пять лет количество компьютеров в стране выросло в 8 раз. По состоянию на конец 2006 года Россия по доле пользователей Интернета занимала 8 место в мире. Отрыв от других стран большой. Но скорость развития информационных технологий в России высока. Так, на первом месте в мире по доле пользователей Интернета населением находится Швеция (77%), второе место занимает Австралия, где 73% населения используют Интернет. В России пользуется Интернетом 23% населения (восьмое место в мире). Но с учетом компьютеризации на душу населения страна пока отстает от развитых стран. Наибольшее значение имеет электронная почта. Пользование коммуникационными средствами еще в стране развито слабо. По опросу Всероссийского центра общественного мнения в городах и сельской местности использование мобильных телефонов как средств коммуникации, как средств получения, передачи информации очень невелико. Это сокращает разрыв использования информационного потенциала национальной экономикой России от других стран мира. Эффективно использоваться информационный потенциал может только при соблюдении информационной безопасности. В 2000 году в России была принята «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации». В ней содержится ряд ограничений использования информации. Здесь же обращается внимание на то, что одной из самых уязвимых сфер информационных процессов являются сбор, обработка, хранение и передача финансовой, налоговой, таможенной, биржевой информации. Но именно эта информации наиболее востребована хозяйствованием. Нередко происходит несанкционированный доступ множества коммерческих посредников к информации. Информация искажается, усиливается ее асимметрия. Это ведет к тому, что ухудшается использование информационного потенциала национальной экономики. Поэтому охрану информационной безопасности также можно включать в состав информационного потенциала.

Современное развитие информационного потенциала тесно связано с его рыночной востребованностью. Если растет интерес рыночной применимости информации, то и быстрее будут развиваться все составные части информационного потенциала национальной экономики.

Лекция 4. Хозяйственные системы национальной экономики

4.1 Типы хозяйственных систем национальной экономики: история, современные характеристики

Важнейшей проблемой национальной экономики является познание тех хозяйственных порядков, какие существуют в стране в данный период. Повседневный хозяйственный процесс зависит от того, как осуществляется организация хозяйствования, какие субъекты в нем участвуют, какие ставят перед собой цели, используют какие средства для достижения этих целей, какие интересы достигаются в этом хозяйствовании. Конкретное хозяйствование, хозяйственная действительность в стране складывается из множества взаимодействующих хозяйственных систем. Каждая хозяйственная система национальной экономики реализуется при помощи хозяйственных механизмов. Если хозяйственная система – явление достаточно устойчивое, то хозяйственные механизмы могут относительно быстро меняться в зависимости от того, какие задачи решает в данные момент та или иная хозяйственная система страны. Можно хозяйственную систему рассматривать как единую национальную систему хозяйствования страны с множеством подсистем хозяйствования. Но можно каждую из этих подсистем обозначать как особую хозяйственную систему (например, система организации производства, система организации денежных потоков, система инвестирования и прочее).

Под национальной системой хозяйствования понимается исторически сложившиеся на территории страны взаимодействующие способы хозяйствования, ограниченные данным историческим периодом. Такая национальная система хозяйствования представляет собой взаимодействующих субъектов хозяйствования, различных форм собственности, правовые, этические нормы хозяйственного поведения. В национальной хозяйственной системе воплощаются все хозяйственные, отраслевые связи, взаимосвязи фирм, домашних хозяйств, влияние государства на установление, осуществление всех этих связей. Материальной основой национальной хозяйственной системы являются производительные силы общества, национальное богатство страны, материальное и духовное производство, система экономических потенциалов этой страны. Социальная основа хозяйственной системы национальной экономики – это тот тип экономических, правовых, общественных отношений, который господствует в стране. Базовыми для национальной системы хозяйствования являются:

· соотношение различных форм собственности, их многообразие и степень равноправия;

· разделение труда в обществе (общественное разделение труда, предметное, технологическое и другие виды разделения труда реальной экономики);

· степень развитости потребностей как производительных, так и личных и степень удовлетворения этих потребностей;

· технологические уклады, существующие в данной стране, в том числе господствующий технологический уклад;

· организация хозяйствования, институциональная структура хозяйствования и ее соответствие технологической структуре экономики;

· интеллектуальные особенности населения страны, его расселение по территории страны, плотность населения.

Хозяйственные системы разных стран различаются, прежде всего, по названным выше признакам. Каково их развитие, такова будет и национальная хозяйственная система. Бедная и богатая страны будут иметь разные хозяйственные системы. Страна, где господствует информационный технологический уклад, всегда будет иной по национальной хозяйственной системе, чем страна, где господствует индустриальный технологический уклад. Поэтому механически, автоматически переносить в одну страну из другой страны какие-то черты национальной хозяйственной системы просто невозможно. Национальная хозяйственная система – историческая категория, которая меняется в зависимости от исторических периодов развития страны.

Национальная хозяйственная система представляет собой совокупность взаимодействующих частных, акционерных и других видов фирм, предприятий. Эти фирмы внешне экономически независимы, но разделение труда в обществе делают их деятельность зависимой друг от друга. Постоянно осуществляется кооперирование их деятельности.

Современные национальные хозяйственные системы разных стран имеют общие признаки:

· все они существуют как товарно-денежные отношения;

· в большинстве стран мира хозяйственные системы сформированы в условиях господства индустриального технологического уклада и одновременно развивается в таких странах постиндустриальный, информационный технологический уклад. Хозяйственные системы некоторых стран основываются преимущественно на постиндустриальном, информационном технологическом укладе, хотя и индустриальный уклад в этих странах имеет немалый удельный вес;

· возрастающую роль в национальных хозяйственных системах приобретает финансовый сектор, занимающий в общем экономическом обороте стран до 80%;

· все национальные хозяйственные системы стран связаны процессами мирохозяйственных отношений, международной экономической интеграцией, развертывающимися процессами глобализации.

Различия национальных хозяйственных систем стран определяются:

· степенью развитости рыночных отношений в каждой стране;

· освоением экономикой достижений научно-технического прогресса и использованием этих достижений реальной экономикой;

· мерой зависимости экономики от политической власти, уровень демократизации которой значительно влияет на хозяйственную систему национальной экономики;

· соответствием структуры, уровня потребления населения прогрессивным нормам, обеспечивающим развитие людей, а не их деградацию;

· развитостью управляемости экономикой по вертикали и по горизонтали власти, степенью обеспечения властью взаимодействия экономических структур всех видов и форм;

· ориентацией национальной хозяйственной системы на усиление конкурентоспособности в мирохозяйственных отношениях; развитием концентрации и централизации капитала как базы освоения НТП и одновременно поддержки конкуренции между участниками реальной экономики, борьбы с монополизацией экономики;

· состоянием рабочей силы, человеческого капитала, соответствием качества рабочей силы в стране тем требованиям, какие предъявляет современный научно-технический прогресс.

Все эти и другие характеристики конкретной экономики делают непохожими друг на друга национальные хозяйственные системы. Эти системы получают различные результаты даже при сравнительно одинаковых условиях экономического развития. Большое значение для определения специфики национальной хозяйственной системы имеют характеристики экономических связей, господствующих в стране: рыночные или нерыночные связи. В связи с этим выделяются такие формы хозяйственных систем как централизованно планируемая, административно-хозяйственная, рыночная, переходная, смешанная и другие. Выше мы обращали внимание, что в чистом виде такие характеристики национальных экономик не существуют. Постоянно происходит заимствование реальным хозяйствованием каких-то черт одной, другой системы.

Национальная хозяйственная система строится как возникновение, осуществление самых различных хозяйственных связей. К ним относятся товарно-денежные связи, рыночные связи, связи оборота капитала, связи использования, обучения работников, производственные связи во всех их видах, управленческие связи.

Любая национальная хозяйственная система представляет собой живой организм: она зарождается, меняется, развивается, какие-то части, элементы этой системы отмирают. Система гибнет в целом, заменяясь другой хозяйственной системой национальной экономики. Но остается экономическая память, остаются экономические институты, отношения, которые довольно долго преобразуются, получают новое содержание в новой хозяйственной системе.

Каков же процесс функционирования хозяйственной системы национальной экономики?

Во-первых, функционирование хозяйственной системы всегда представляет собой воспроизводство как единство фаз производства, распределения, обмена и потребления. Во-вторых, функционирование хозяйственной системы всегда представляет собой процесс кругооборота капитала (материального, финансового, человеческого), кругооборота благ, интеллекта. В-третьих, функционирование хозяйственной системы осуществляется в единстве с властью. Если власть и хозяйственная система адекватны друг другу, то экономика поступательно развивается. Если же нет этого, то происходят так называемые «сбои» в экономике, когда власть, решая собственные задачи, не обращает внимания на закономерности развития хозяйственной системы, стремится менять хозяйственную систему, чтобы она соответствовала целям и задачам власти. В-четвертых, национальные хозяйственные системы функционируют специфически в зависимости от того, преобладает ли промышленное производство, сельскохозяйственное производство, существует ли страна в основном на доходы от туризма и т.д. Есть внутри национальных хозяйственных систем и отличия организации хозяйствования в городах, сельской местности. В-пятых, реальное соотношение монополизации экономики и развитости конкуренции также придает своеобразие функционированию национальным хозяйственным системам.

Национальная хозяйственная система России за последние десятилетия претерпела существенные изменения. И дело не только в том, что экономика страны становится рыночной. Дело в том, что и в период централизованно планируемой экономики в стране постоянно шли реформы, задачами которых было изменение хозяйственной системы, обеспечив эффективное ее существование. Из множества реформ, которые осуществлялись в нашей стране с целью изменить хозяйственную систему, обратим внимание только на некоторые.

Особое значение имела реформа 1964-1965 гг. В этой реформе были сделаны существенные изменения в хозяйственной системе СССР. Прежде всего, был введен показатель работы предприятий, – объем реализованной продукции, что изменило подход к оценке экономического состояния предприятий. Стали обращать внимание на такой показатель как прибыль. Но реформа не удалась, поскольку административная верхушка хозяйственной системы в виде министерств и ведомств побоялась потерять рычаги административного управления предприятиями. Да и сами предприятия не были готовы к столь глубоким изменениям, какие предполагала эта реформа. Затем было много попыток демократизировать хозяйствование, ослабить административное воздействие на работу предприятий. В 1973 году была осуществлена перестройка хозяйственного управления, когда были убраны из системы такого управления главки, тресты как промежуточные звенья между министерствами и предприятиями. Проводились интересные экономические эксперименты, которые предполагали совершенствование плановой работы, хозяйственного расчета, развитие экономической самостоятельности предприятий.

Нельзя не упомянуть намеченную на 1985 год серьезную реформу хозяйствования страны, которая предполагала резко расширить самостоятельность предприятий в сфере экономики, принципиально изменить взаимоотношения предприятий с вышестоящими управленческими организациями, изменение способа распределения ресурсов предприятиям, отмена централизованно-командного типа такого распределения. Но в полной мере и эта реформа не удалась, как и все предыдущие. Причиной такого положения явилось торможение экономического развития со стороны административно-командного управления.

Прежняя система хозяйствования в России, которая в настоящее время нередко называется централизованно плановой, имела не только недостатки, но и ряд преимуществ. Предприятиям не нужно было искать покупателей своей продукции, поскольку заранее были они известны, известны были и цены реализации; не существовала практика невыплаты заработной платы, накапливания долгов администрации предприятия перед собственными работниками. Можно было корректировать структуру производств по номенклатуре продукции, по ее объему, не затрагивая при этом глубинные хозяйственные основы предприятий. Хозяйственный риск на предприятиях был минимальный.

В настоящее время национальная хозяйственная система России ориентируется на развитие рыночной системы, на введение инновационного хозяйствования, на глубинные структурные перестройки экономики. Главными характеристиками такой системы хозяйствования являются следующие:

· все субъекты экономики хозяйствуют самостоятельно. Нет никакой опеки со стороны государства;

· экономическая власть не использует директивные методы управления. Устанавливаются рамочные условия хозяйствования для экономических субъектов. Основной способ воздействия власти на хозяйствующие субъекты – это регулирующий;

· формируется «власть» денег, когда роль денег в экономики гипертрофирована;

· цена товара, услуги приобретает значение индикатора, регулятора и координатора экономической деятельности;

· конкуренция превращается в важнейший регулятор, стимул эффективности хозяйствования, получения экономических преимуществ всеми субъектами хозяйствования. Государство должно постоянно бороться с засильем монополий, поддерживать развитие конкуренции между хозяйствующими субъектами;

· резко возрастают различные виды хозяйственных рисков. Развивается система управления рисками;

· используется индикативное планирование. Рыночная экономика не противостоит плановым методам воздействия, но формирует новые способы применения плановых начал, по сравнению с централизованно плановой экономикой;

· государственное регулирование применяется для смягчения шоков рынка, для того, чтобы достигались социальные цели хозяйствования, поскольку рынок многие социальные задачи не решает.

В современной российской экономике меняется национальная хозяйственная система, возникают новые институты хозяйствования, создается рыночная инфраструктура, а другие виды инфраструктур ориентируются на рыночные механизмы. Постепенно развивается экономическая свобода хозяйствования, что не равнозначно вседозволенности, не соблюдению юридических норм, законов. Пока наше хозяйствование существует как переходная форма. Именно поэтому происходят множественные изменения структуры управления, экономических отношений. Изменяется соотношение рыночных и нерыночных элементов в системе хозяйствования.

4.2 Экономические механизмы национальной хозяйственной системы

Хозяйственная система любой страны формируется как взаимодействие ряда экономических, или хозяйственных, механизмов. Эти экономические механизмы существуют как особые способы ведения экономики. Экономические механизмы стали сравнительно недавно предметом исследования ученых, как за рубежом, так и в отечественной науке. Только к середине ХХ века возник интерес к такому исследованию. В 60-70 годы ХХ века начали возникать научные школы, объясняющие экономические механизмы национальной экономики, выявлять их характеристики, тенденции развития.

Экономический механизм представляет собой определенную последовательность смены экономических явлений в стране, обеспечивающую достижение какой-либо хозяйственной цели. Экономический механизм познается, прежде всего, с помощью наблюдений за хозяйственными действиями субъектов экономики. Этот механизм важно знать не только для того, чтобы понять, что же происходит в экономике, но для того, чтобы прогнозировать ее развитие. Можно специально создавать те или иные экономические механизмы в национальной экономике, но их жизнеспособность подтверждается только практикой хозяйствования. Никакие искусственно построенные экономические механизмы не приживутся в хозяйствовании, если они не основываются на объективной необходимости развития того или иного сектора, явления экономики. При помощи экономических механизмов происходит упорядочивание экономического хаоса, субъекты хозяйствования начинают действовать по определенным правилам, в определенном направлении, реализуются цели данной национальной экономики.

Хозяйственные системы каждой национальной экономики уникальны, но поддержание их осуществляется в некоторой степени унифицированными экономическими механизмами. Конечно, каждая страна созидает свой собственный механизм со специфическими чертами, но главные характеристики экономических механизмов известны экономической истории как существующие в различных странах, хотя наборы элементов экономических механизмов известны, но взаимосвязи их варьируются в зависимости от целей каждой страны.

Все вместе взятые экономические механизмы данной национальной экономики образуют такое явление как хозяйственный порядок. Хозяйственный порядок определяется формообразующими элементами. Такие формообразующие элементы в новейшей истории экономического развития стран известны: директивный план и рыночные отношения. В зависимости оттого, что является главным в экономике страны, создается определенный вид хозяйственного порядка. В России сейчас формируется хозяйственный порядок рыночного типа. Поэтому все экономические механизмы национальной экономики несут в себе черты рыночного порядка. Ойкен назвал хозяйственный порядок хозяйственной конституцией[12].

Хозяйственный порядок сопровождается правовым порядком. То есть, обязательны правовые законы, запреты, разрешения для того, чтобы экономические процессы не выходили бы за рамки дозволенного в данной стране. Хозяйственный порядок всегда конкретен, присущ только данной национальной экономике, имеет специфические черты, специфические границы и способы осуществления. Иначе говоря, хозяйственный порядок – это совокупность формальных и неформальных общественных институтов. Он может, во-первых, быть установлен государством, во-вторых, возникнуть в результате исторического развития. Экономические механизмы, присущие в данное время определенной национальной экономике, формируют конкретный хозяйственный порядок.

Экономические механизмы существуют во времени. Им характерна различная продолжительность существования. Одни такие механизмы устанавливаются государством на сравнительно небольшое время, чтобы решить специфические экономические задачи (например, различные механизмы валютного регулирования, или механизмы налогового обложения по конкретным условиям, ставкам и т.д.). Другие экономические механизмы зависят от продолжительности экономических процессов и определяются этими процессами (например, экономические условия подготовки производства, технологии реализации товара, движения денежных потоков и проч.). Эти экономические механизмы обусловливаются спецификой процессов, какие они обслуживают (это относится к финансовым процессам и экономическим механизмам, формированию издержек в экономике и многие другие). Временная характеристика экономических механизмов проявляется в продолжительности существования таких механизмов, последовательности смены одной формы экономического механизма другой формой этого механизма. Экономические механизмы очень часть имеют временные показатели существования (темп, ритм, время оборота, время трудового процесса, основное время производства, подготовительно-заключительное время производства и другие). Можно говорить о том, что экономические механизмы обслуживают каждый экономический процесс. Сколько экономических процессов, столько и экономических механизмов будет. Но хозяйственный порядок реализует хозяйственную систему национальной экономики. И хозяйственный порядок формируется взаимодействием множества экономических механизмов в стране.

Наши рекомендации