Роль природного газа в мировой торговле

Международная торговля, появившаяся в глубокой древности и получившая дополнительный импульс в связи с образованием мирового рынка, продолжает оставаться ведущей формой МЭО.

Торговлю классифицируют по таким признакам:

· по территориальному направлению – внешнюю и внутреннюю;

· по направлению товарных потоков – экспорту и импорту;

· по содержанию товарных потоков – торговлю готовой продукцией, комплектующими, сырьевыми товарами и т.п.;

· по специфике расчетов – прямая и встречная торговля.

Теоретики и практики международной торговли выделяют четыре основных ее метода:

· прямая торговля;

· транзитная торговля;

· торговля через посредников;

· торговля через организованные товарные рынки (международные товарные биржи, тендеры, аукционы выставки, ярмарки).

Рынки других стран позволяют получать дополнительные прибыли. В то же время отсутствие производства некоторых видов сырья, продовольствия (и особенно промышленной продукции), использование выгод МРТ ведут к повышению роли импорта в удовлетворении потребностей национальных экономик.

Рынок товара (товарный рынок) – сфера оборота товара (взаимозаменяемых товаров), на который на протяжении некоторого времени и в пределах определенной территории есть спрос и предложение.

Товарный рынок формируется и классифицируется по потребительским и товароведческим признакам.

Мировой товарный рынок – это категория товарного производства, которая не ограничивается рамками национальной экономики, а в поисках сбыта собственной продукции выходит за национальные пределы. Он характеризуется оптимизацией использования важных факторов производства, направленных на создание конкурентных основ в его развития. Вообще же товарный рынок служит регулирующей основой конкурентоспособности товаров, достижения уровня международных стандартов. Исходя из этих особенностей, его можно трактовать как одну из важнейших систем рыночной экономики, которая обеспечивает контакты продавцов и покупателей.

Здесь заключается огромное количество контрактов, осуществляется великое множество соглашений, объектом которых становятся разные товары.

В отличие от бывшей стихийности рынка, в современных условиях конкурентной среды товары реализуются после зондажа ситуации и прогноза параметров конкретного рынка, организации и осуществления маркетингового управления товаропродвижением, складированием, дистрибьюторской сетью и конечной продажей.

Инфраструктуру товарного рынка образовывают товарные биржи, системы оптовой и розничной торговли, фирмы, которые обеспечивают участников конкуренции рыночной информацией и услугами маркетингу, многочисленные компании, которые занимаются посреднической деятельностью, службы сервиса, средства передвижения товаров и т.п.

На сегодняшний день природный газ является одним из наиболее перспективных видов энергоресурсов, что связано с его экологическими свойствами. Использование природного газа позволяет сократить выброс в атмосферу углекислого газа, который является причиной возникновения «парникового эффекта». Уголь в сравнении с природным газом имеет выбросы СО2 в атмосферу на 50% больше. Также использование природного газа является более предпочтительным в рамках Европейской программы по борьбе с изменением климата и Конвенции ООН об изменении климата.

Мировой рынок природного газа является динамично развивающейся подсистемой мирового хозяйства. Однако, среди основных препятствий в процессе создания глобальной газовой системы выделяются большие расстояния поставок газа и высокий удельный вес транспортных затрат в цене природного газа. Транспортная составляющая стоимости газа оказывается почти в два раза выше, чем нефти, что обусловлено меньшей плотностью потока при транспортировке газа[1].

В данный момент основным способом транспортировки природного газа является трубопроводный, при котором газ прокачивается по трубам под высоким давлением (75 и более атмосфер). Такой способ не требует высоких затрат и является относительно дешевым для поставки газа на небольшие расстояния. Однако сооружение и обслуживание газопровода на большие расстояния является дорогостоящим. Альтернативой трубопроводным поставкам выступает способ поставки газа с помощью специальных судов – танкеров, в которых газ транспортируется в сжиженном состоянии. При поставках на большие расстояния такой способ является более экономичным, чем трубопроводный, но требует более высоких начальных вложений в инфраструктуру[2]. Существуют и другие технологии транспортировки газа, однако они не получили широкого применения.

Важной особенностью рынка газа является предпочтение экологической безопасности перед производственной необходимостью, что проявляется в сокращении темпов прироста потребления нефти и природного газа, и стимулировании потребления природного газа и развития использования возобновляемых источников энергии.

Зависимость современной экономики от состояния газового рынка вызывает необходимость мониторинга его основных параметров и представляет интерес для всех стран, вовлеченных в торговлю энергоресурсами. Всесторонний анализ тенденций развития мирового энергетического рынка позволяет в большей степени контролировать это развитие.

Таким образом, Россия должна учитывать сложившиеся тенденции и своевременно корректировать энергетическую стратегию, чтобы добиться максимальной эффективности деятельности на внешнем рынке.

Наши рекомендации