Раздел 2. Микроэкономика
Рынок, его механизм и условия формирования
Основные понятия: Сущность рыночных отношений. Причины возникновения рынка, его основные элементы. Принцип «невидимой руки», функции рынка, классификация рынков по различным признакам.
Рынок: понятие, функции сущность рыночных отношений
В экономической теории рынок —это сфера экономических отношений между людьми по поводу купли-продажи товаров и услуг, основанная на принципах добровольности и равенства в обмене. Или: рынок – это место, где встречается продавец и покупатель.
Рынок выполняет важные функции:
- функцию саморегулирования экономики, основанную на взаимодействии спроса и предложения, с помощью которой даются ответы на вопросы: что, как и для кого производить?
- стимулирующую функцию, позволяющую победить в конкурентной борьбе сильнейшим;
- учетную функцию, посредством которой устанавливаются пропорции в обмене товаров, определяются цены и подаются информационные сигналы продавцам и покупателям;
- посредническую функцию, позволяющую сводить агентов рынка.
Рынок не является идеальной формой экономических связей в обществе, поэтому неоднократно делались теоретические попытки обосновать возможность нерыночного развития — от Т. Мора и Т. Кампанеллы до К. Маркса и построения социализма в СССР.
Однако на сегодняшний день рынок — наиболее эффективная форма хозяйствования, так как реализует самую понятную людям вещь — материальную заинтересованность в результатах их труда.
Достоинства рынка:
- Обеспечивает свободу выбора деятельности и ответственность за результаты.
- Эффективно распределяет ресурсы на основе рационального ведения хозяйства.
- Гарантирует гибкость и приспособляемость к изменениям условий хозяйствования.
- Обладает высокой чувствительностью к новым технологиям и товарам, позволяющей реализовать достижения НТП.
- Действует на основе принципа саморегулирования.
- Создает систему побудительных мотивов и материальных стимулов к хозяйственной деятельности.
Недостатки рынка:
- Представляет собой нестабильную систему, подверженную спадам и подъемам.
- Не гарантирует людям права на труд и доход, порождает экономическое и социальное неравенство.
- Не обеспечивает защиты окружающей среды.
- Не охватывает фундаментальных исследований в науке.
- Ориентируется только на денежный доход, не способствует решению социальных задач.
Причины возникновения рынка
Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.
Различные страны, их национальные хозяйства к рыночной экономике шли разными путями. Вместе с тем существуют общие закономерности ее становления, присущие любой стране. К важнейшим из них относятся:
· наличие независимых товаропроизводителей, свобода предпринимательской деятельности и гарантии прав собственности различных экономических субъектов;
· свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;
· конкуренция товаропроизводителей;
· свободный перелив капиталов между отраслями и регионами;
· образование финансового рынка, включающего рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и валютный рынок;
· наличие рынка труда, наемной рабочей силы с развитой системой ее подготовки, переподготовки, межотраслевого и межрегионального перелива;
· открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.
Для функционирования рынка необходимо:
- Реализация многообразных форм собственности
- Наличие рыночной инфраструктуры, которая включает:
1) Рынок товаров и услуг. Требует создания и функционирования товарно-сырьевых бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций.
2) рынок факторов производства.
Признаки рынка:
· Современный рынок является рынком - покупателем.
· Конкурентный характер рынка.
Субъекты рынка
Субъекты рыночной экономики: домохозяйство, фирма, государство.
Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которое:
1) Самостоятельно принимает решения;
2) Является собственником, какого-либо фактора производства;
3) Стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей
К домохозяйствам относятся все потребители, наемные работники, владельцы мелких и крупных капиталов, земли, средств производства.
Фирма - это экономическая единица, которая тоже принимает решения
самостоятельно, стремится получить максимальную прибыль, использует факторы производства для изготовления и продажи продукции.
Государство - это все учреждения, имеющие юридическую и политическую власть
для осуществления контроля над рынком и для достижения общественных целей.
Классификация рынков
Рынок— сложное экономическое явление. Он имеет определенную структуру, т.е. внутреннее строение. Чтобы его лучше понять и объяснить, используют различные классификации:
1. по объектам: информационный, финансовый и т.п.
2. по субъектам: покупателей, продавцов, госзаказов , посредников.
3. по географическому положению: региональный, национальный, местный, мировой
4. по уровню насыщенности: избыточный, равновесный , дефицитный
5. по степени зрелости: неразвитый,деформированный, формирующийся развитый
6. по соответствию закону: легальный, нелегальный
В экономической теории существует особая классификация рынка — по степени влияния продавцов и покупателей на формирование рыночной цены. По этому критерию можно выделить рынки:
- совершенной конкуренции (идеальный рынок);
- несовершенной конкуренции (реальный рынок с различной степенью влияния на цену).
Инфраструктура рынка
Современный рынок предполагает также существование разветвленной инфраструктуры, т.е. совокупности учреждений государственного и предпринимательского сектора, обеспечивающих:
- реализацию интересов участников рыночных отношений;
- благоприятные условия для выполнения задач субъектов рынка;
- юридический и экономический контроль хозяйственной деятельности;
- регулирование деловой активности на рынке.
К рыночной инфраструктуреотносятся:
1. Органы государственного управления:
- Центробанк и казначейство
- Налоговая служба и полиция
- Таможня
- Биржа труда
- Статистико-информационные системы
- Информационные сети и коммуникации
- Торговая палата
2. Учреждения коммерческого сектора:
- Коммерческие банки и кредитные организации
- Страховые компании
- Товарная и фондовая биржи
- Агентства по подбору кадров
- Аудиторские компании
- Хозяйственное звено (арбитраж)
- Консалтинговые фирмы
- Ассоциации предпринимателей.
Профсоюзы
Элементы рынка
Элементы рынка - комплекс явлений и процессов, формирующих рыночный механизм и одновременно влияющих на его функционирование.
Составными элементами рынка являются:
- Спрос – это платежеспособная потребность, или представленная на рынке потребность в товарах и услугах;
- Предложение – это те товары, которые на рынке или могут быть на него доставлены;
- Цена – денежное выражение стоимости товаров или услуг.