Последствия промышленного переворота (индустриализация)
см. Последствия промышленного переворота в Англии (индустриализация)
Благодаря промышленному перевороту в Англии раньше, чем в других странах, утвердились капиталистические отношения, были разрушены основные черты аграрного общества и сформировалось новое — индустриальное общество.
1830-1840-е гг. стали временем завершенияпромышленного переворота в Англии (Великобритании). К середине XIX в. ремесленный труд был полностью вытесненфабричным производством. Рабочие были оторваны от земли и поставлены в полную зависимость от заработка на промышленных предприятиях. В Великобритании образовался многочисленный класс наёмных работников, лишённых всякой собственности и способных только продавать свой труд. Благодаря этомуВеликобритания стремительно развивалась: быстро росло городское население, которое в середине века составляло почти половину всего населения страны. В обезлюдевшей деревне на место традиционного крестьянского хозяйства пришло крупное фермерское производство, в котором широко использовались передовая агротехника и машины. Весь образ жизни сельской Англии полностью изменился.
Успеху промышленного переворота во многом способствовало бурное строительство железных дорог. Первая пассажирская железнодорожная линия Манчестер — Ливерпуль была построена в 1829 г., а в последующие годы строительство железных дорог приняло широкий размах. В одном 1836 г. в строй вошло сразу 29 новых линий. Железнодорожное строительство стимулировало ускоренное развитие машиностроения, что, в свою очередь, способствовало быстрому развитию металлургии. Таким образом, в дополнение к текстильному производству, с которого начинался промышленный переворот, в Великобритании была создана мощная тяжёлая индустрия. А её постоянно растущие потребности в металлических рудах и каменном угле привели к созданию развитой горнорудной промышленности.
Первая железная дорога в Англии |
Мост Айрон-Бридж — первый в мире металлический мост, известен как символ промышленного переворота |
Промышленное развитие сопровождалось дальнейшим ухудшением положения рабочего класса. Рабочий день длился 12-14 часов, на фабриках и шахтах широко использовался труд женщин и детей, которым можно было платить гораздо меньше взрослых рабочих. Однако и заработок мужчин упал ниже прожиточного минимума. При этом над рабочими постоянно висела угроза остаться без работы, а следовательно без всяких средств к существованию. Их уделом были голод, болезни, жизнь в ужасающих трущобах и в итоге — ранняя смерть. Даже парламентарии признавали, что в стране фактически сложились «две нации, между которыми не было связей и симпатии, которые в своих чувствах и мыслях не понимали друг друга, как жители разных поясов и планет, различно воспитанные, кормящиеся различной пищей и подчинённые разным законам».
Закон о бедных
Церковные приходы, на которые закон возлагал попечение о бедняках, уже не справлялись с их наплывом. В этих условиях первый либеральный парламент, избранный после реформы, принял в 1834 г. новый закон о бедных, в основу которого был положен главный принцип тогдашней политической экономии — индивидуализм, предусматривавший, что каждый должен сам решать свои проблемы. Законодатели оставляли рабочих со всеми их бедствиями на произвол капиталистов. Право на помощь со стороны приходов сохранялось только за теми бедняками, которые были полностью лишены способности к труду, все остальные направлялись в «работные дома», условия содержания в которых были хуже тюремных
Возмущение законом о бедных, «попирающем все божественные законы», и результатами парламентской реформы, которая не принесла рабочим избирательных прав, а также давнее недовольство «хлебными законами» привело к тому, что среди рабочих начала зреть мысль о самостоятельных действиях для улучшения своей участи. Основные надежды возлагались на достижение всеобщего избирательного права, которое позволило бы рабочим получить доступ к политической власти. Эта мысль была воплощена в 1836 году в виде Народной хартии— чартистского движения.