Общие проблемы экономики
1 . Что такое потребности и что такое блага , какова диалектическая взаимосвязь между ними ? Как можно классифицировать потребности и блага ?
2 . Материальные и людские экономические ресурсы , что они в себя включают ? Как соотносятся с потребностями и благами ? Что означает ограниченность экономических ресурсов ?
3 . Три основных задачи , решение которых предполагает любое производство . Как измеряется эффективность производства ?
4 . В чем состоит экономический смысл кривой производственных возможностей ? Что такое альтернативные издержки ?
5 . Содержание закона убывающей доходности . Почему он действует в любой экономической системе и как проявляется относительно каждого из экономических ресурсов ?
6 . Почему существует и что дает обществу разделение труда ? Что такое кооперация труда ?
7 . Что включает в себя понятие « богатство » ? Как исторически менялись взгляды на содержание этой категории ? Каковы современные трактовки богатства ?
8 . Каково содержание собственности как экономической категории ? В чем отличия между юридическими и экономическими подходами к определению собственности ?
9 . В чем суть теории прав собственности ,используемой современной экономической наукой ? Из каких элементов состоит набор прав ( «пучок правомочий » ) собственности ?
10 . Какие типы и формы собственности известны ? Какие формы собственности существуют сегодня в Российской Федерации ?
11 . Понятие «экономическая система » Каковы критерии классификации экономических систем ?
12 . Что такое « трансакционные издержки » , какова их структура ?
13 . Каковы основные параметры рыночной, командной , традиционной экономических систем ? Что такое «смешанная экономика »?
14 . Что понимается под « современной рыночной экономикой » . Какие ее модели известны ?
15 . Каковы характерные черты переходной ( постсоциалистической ) экономики ? Какие задачи необходимо решить в ее рамках для утверждения цивилизованных рыночных отношений ?
Тема 3. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК
Вопросы для обсуждения .
1 . Какие функции выполняет государство в современной экономике ? Как эволюционировали эти функции ?
2 . Каковы наиболее типичные меры антимонопольной политики различных государств ? Что делается для борьбы с монополизмом в Российской Федерации ?
3 . Понятие естественной монополии . Приведите примеры естественных монополий . Как государство регулирует деятельность естественных монополий ? Ваша оценка реформирования Газпрома , ЕЭС , МПС в России .
4 . Каковы основные способы воздействия государства на тот или иной рынок ? В каких случаях они используются ? Каковы последствия ?
5 . Каким образом государство регулирует внешнюю торговлю ? Основные аргументы в пользу свободной торговли и в пользу ее ограничений .
6 . Что понимается под «провалами» ( « изъянами») рынка ? Какова природа внешних эффектов ?
7 . Как решается проблема итернализации отрицательных внешних эффектов ? Что доказывает теорема Коуза ? Какие меры обычно принимает государство для разрешения проблем внешних эффектов ( Например , в случае загрязнения окружающей природной среды ) ?
8 . Какие критерии используются в классификации благ ? Приведите примеры благ , характеризующихся высокой исключаемостью и низкой конкурентностью , и наоборот .
9 . Что изучает теория общественного выбора ? Как решается проблема производства общественных и квазиобщественных благ в моделях прямой и представительной демократии ?
10 . Какими специфическими свойствами обладает мед . услуга в качестве товара ?
11 . Чем обусловлена специфика использования рыночных отношений в здравоохранении ? Почему их использование в этой сфере изначально ограничено ?
12 . Какова экономические последствия развития медицинского страхования ?
Тема 4. ФИРМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Вопросы для обсуждения .
1). Что такое предпринимательство и по каким признакам его можно классифицировать?
2). Каковы достоинства и недостатки трех основных форм предпринимательства? В каких сферах современной экономики доминирует единоличная форма хозяйства?
3). В чем разница между коммерческими и некоммерческими организациями?
4). В чем состоит главное отличие хозяйственного общества от хозяйственного товарищества? Какими бывают хозяйственные общества и хозяйственные товарищества?
5). Охарактеризуйте основные формы некоммерческих организаций?
6). В чем разница между бухгалтерскими и экономическими издержками фирмы?
7). Из каких элементов складываются постоянные и переменные издержки фирмы?
8). Что такое предельные и средние издержки?
9). Чем вызывается положительный ( отрицательный ) эффект масштаба производства?
10). Как определяются прибыль и норма прибыли (уровень рентабельности ) фирмы?
11). В чем суть правила закрытия и правила предельного выпуска?
12). Как определить для фирмы минимальный объем производства?
13). По каким основным документам оцениваются результаты хозяйственной деятельности фирмы и ее финансовое положение на определенный момент времени?
Тема 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения.
1 ) В чем разница между общественными и частными затратами на оказание медицинской помощи?
2 ) Каковы причины роста издержек производства медицинских услуг в современном мире?
3 ) Из каких элементов складывается себестоимость медицинских услуг? Какой отраслью, по структуре затрат ( капиталоемкой, материальной, трудоемкой ) является отечественное здравоохранение?
4 ) Какие методики расчета цен на медицинские услуги применяются сегодня?
5 ) Какие виды цен используются в здравоохранении? В каких случаях используется тот или иной вид?
6 ) Что такое медико-экономические стандарты? В чем преимущества расчета стоимости диагностики и лечения на их основе?
7 ) В чем экономическое предназначение страхования? Из каких элементов складывается система страхования?
8 ) Какие виды и отрасли страхования развиваются в современном мире?
9 ) Что такое актуарные расчеты и как они осуществляются?
10 ) Каковы достоинства и негативные побочные эффекты медицинского страхования?
11 ) Каковы возможные виды спроса и задачи маркетинга в здравоохранении?
12) Что включает в себя технология маркетинга?
13 ) Каковы общие черты и различия между коммерческими и социальными маркетингами?