Очерк развития мировой экономической науки
Экономическая мысль возникла в глубокой древности, является ровесником человеческого общества и прошла длительный и сложный путь становления и развития. Донаучное фиксирование хозяйственно-экономических проблем встречается в мифах, легендах, религиозных верованиях.
Первые научные проблемы были сформированы еще в письменных источниках Древнего Востока, где ставятся вопросы, связанные с организацией государственного хозяйства и управления им; отсюда берут начало статистика, учет, аграрно-экономическая наука.
Многие важные экономические процессы рассматривались учеными античности: Платоном, Аристотелем, Ксенофонтом и др. Великий греческий мыслитель Аристотель (III в. до н.э.) ввел в оборот название «Экономия». В ней он рассматривал, как организовано хозяйство в поместье рабовладельца. Натуральное хозяйство, основанное на эксплуатации рабов, защищали Ксенофонт и Платон. Они также изучали товарно-денежные отношения, впервые уделили внимание производству товара, деньгам, торговому и ростовщическому капиталу.
Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии. Остановимся на основных из них.
Меркантелизмявляется первой экономической школой (итал. мерканте - купец). В XVI в. господствует политика активного денежного баланса - это ранний меркантелизм. Основное требование государства - деньги должны оставаться в стране. Местные купцы обязаны возвратить выручку в свою страну, а иностранные купцы - тратить деньги внутри страны.
Второй этап - поздний меркантелизм(XVII в. - начало XVIII в.). На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е. установка на превышение вывоза товаров над ввозом.
Школа классической политической экономии зародилась в конце XVII начале XVIII в. в трудах У. Петти и П. Буагильбера.
Они впервые в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.
Наиболее яркие представители классической политэкономии - Адам Смит и Давид Рикардо.
С середины XIX в. формируется школа марксизма. Ее основоположниками являются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. При исследовании экономических явлений используют классовый подход. Данной школой завершена трудовая теория стоимости и разработана теория прибавочной стоимости; открыт закон стоимости как закон развития товарного производства; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов; открыты экономические законы капиталистического способа производства.
Во второй половине XIX в. возникла школа маржинализма (англ. marginal - предельный). Классиками теории маржинализма являются экономисты австрийской школы Карл Менгер, Фридрих фон Визер. Ими разработаны теории предельной полезности, предельной доходности и предельной производительности труда.
Неоклассическое направление экономической теории было сформировано в конце XIX в. в сочинениях английского экономиста Альфреда Маршалла, в которых рассмотрены элементы механизма рыночных отношений, а также функциональная зависимость таких факторов, как цена, спрос и предложение.
Институционализм (от лат. institutum - установление, учреждение) - это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Представители данного направления разработали проблемы государственной власти и контроля над ними. Они поддерживали идею государственного регулирования экономики, не признавая способности капиталистической системы к саморегулированию. Самыми яркими представителями институционализма считаются Торстейн Веблен и Джон Гэлбрейт.
Кейнсианская школа возникла в 30-е годы XX в. в связи с необходимостью вывода буржуазной экономики из мирового кризиса. Основоположником данной школы считается английский ученый-экономист Джон Кейнс.
Школа монетаризма возникла в 70-е годы XX в. (англ. monetary - денежный), в противовес кейнсианской школе. Ее лидером стал американский экономист Милтон Фридмен. По мнению представителей этой школы, все крупнейшие экономические потрясения являются результатом неправильной денежной политики. Они предлагают как можно меньше и осторожнее государству вмешиваться в рыночные отношения, ограничив его только денежной областью.
Изучив общественные характеристики основных направлений развития экономической теории, можно сделать вывод, что ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность. Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, т.к. выступает с позиции определенной социальной группы и определенного периода.
Литература
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория. - Минск, 2004. 608 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. — М., 2006. - 391 с.
3. Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. - М., 2005. - 672 с.
4. Носова С.С. Экономическая теория. - М., 2005. - 519 с.
5. Руденко В.И. Экономика (краткий курс). - М., 2007. - 160 с.
6. Самсина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. - М., 2005. - 672
7. Сенокосова Л.Г. Основы экономической теории. - Тирасполь, 1997. 120 с.
8. Янова В.В. Экономика. - М., 2005. - 384 с.