Регулирование внешнеэкономической деятельности
2. Цель:
§ Сформировать фундаментальные знания по основам экономической теории, а также развитие мотивации у студентов в изучении предмета экономической теории.
§ Закрепить знания студентов по международным аспектам экономического развития.
§ Раскрыть значения международной экономики и всемирного хозяйства.
§ Знакомство с мировой интеграцией, определение места Казахстана в мировой экономике.
3. Задачи обучения:
§ Ввести новые понятия, согласно тематике занятия.
§ Освоение важнейших понятий экономической теории для описания и анализа структуры и динамики современного этапа развития экономических систем.
§ Формирование гуманных, патриотических и демократических ориентаций.
§ Формирование навыков постановки вопроса выступающему сокурснику, построения ответов на вопросы преподавателя и студентов.
§ Формирование навыков работы с тестовыми заданиями, дискуссионными вопросами.
§ Анализ ситуационных заданий в разделе кейс-стади.
§ Привитие навыков передачи собственных мыслей через проведение дебатов и дискуссий.
4. Основные вопросы темы
1. Понятие и сущность мирового хозяйства, этапы и тенденции его развития.
2. Теория международной торговли и торговая политика.
3. Международной движение капиталов: сущность, формы, динамика.
4.Международное денежное обращение: причины существования, этапы становления.
5. Казахстан в системе международного разделения труда. Государственное регулирование внешнеэкономических связей.
5. Методы обучения и преподавания:Обсуждение вопросов семинарского занятия, проведение дебатов в формате круглого стола, контрольные тестовые задания.
Семинар организуется в формате круглого стола. Тема круглого стола: «Каким должно быть инновационное развитие Казахстана и его место в мире».
Цель круглого стола: Создание модели будущей национальной экономики Казахстана.
У круглого стола обязательно должен быть модератор, подготавливаются как минимум два доклада, приглашаются преподаватели с кафедры в качестве гостей.
Темы, предлагаемые для доклада:
Независимый Казахстан - 2020
Конкурентоспособность - главная позиция независимой страны
Независимость страны – основа инновационной экономики
Экономика Казахстана в годы независимости и его место в мире
Качественное образование – гарантия независимости страны
После выступления докладчиков, слово предоставляется участникам круглого стола. Они высказывают свои мнения и предложения касательно основной темы.
6. Литература:
1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006
2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007
3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.
4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.
5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.
7. Контроль (тестовые вопросы)
1. В основе функционирования мирового хозяйства лежит:
а) международное разделение труда
б) совместный труд
в) валютная «корзина»
г) политическое регулирование
д) дипломатические связи.
2. Вывоз капитала – это:
а) организация эффективности производства
б) экспорт капитала в другие страны с целью эффективного размещения и использования
в) помощь экономикам других стран
г) расширение международного кредитования
д) сокрытие денежных средств в банках других стран.
3. Валютный курс – это:
а) совокупность отношений, возникающих между субъектами валютных сделок
б) национальный режим регулирования валютных сделок
в) платежный документ, используемый в международных расчетах
г) теория паритета покупательной способности
д) цена одной денежной единицы, выраженная в денежной единице другой страны.
4. Политику протекционизма впервые рекомендовали:
а) физиократы
б) ранние меркантилисты
в) максималисты
г) поздние меркантилисты
д) неоклассики.
д) ослаблению конкуренции на мировом рынке.
5. Принцип абсолютных преимуществ был впервые сформулирован:
а) К. Марксом
б) Дж. М. Кейнсом
в) Д. Рикардо
г) А. Смитом
д) А. Маршалом.
6. Международная торговля является взаимовыгодной, если:
а) одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве одного товара, а вторая страна – другого товара
б) страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве ни одного товара
в) страны обладают сравнительными преимуществами в производстве каких-либо товаров
г) страна обладает и абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве одного товара
д) все страны обладают абсолютными и сравнительными преимуществами в производстве товаров.
7. Соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, которые страна осуществляет за границей за определенный промежуток времени – это:
а) торговый баланс
б) платежный баланс
в) государственный бюджет
г) баланс услуг
д) баланс переводов.
8. Если валюта данной страны без ограничений обмениваются на любые иностранные валюты, т.е. не существует валютных ограничений ни по текущим, ни по капитальным операциям платежного баланса, то это означает:
а) внешнюю конвертируемость
б) внутреннюю конвертируемость
в) свободную конвертируемость
г) частичную конвертируемость
д) не конвертируемость (замкнутость) валюты.
9. Полный контроль над объектами капиталовложений вследствие полной собственности на зарубежный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций обеспечивает:
а) вывоз ссудного капитала
б) ввоз предпринимательского капитала
в) вывоз капитала в форме портфельных инвестиций
г) вывоз предпринимательского капитала в форме прямых инвестиций
д) ввоз ссудного капитала.
10. Активное сальдо торгового баланса увеличится, если в стране:
а) снизятся реальные процентные ставки
б) вырастут темпы инфляции
в) вырастут темпы экономического роста
г) снизятся темпы экономического роста
д) повысятся реальные процентные ставки.