Тема 1. Общие основы экономической теории

Лекционный комплекс по дисциплине «Экономическая теория»

Тема 1. Общие основы экономической теории.

Цель:

§ Раскрыть предмет и сущность основных методов экономической теории.

§ Рассмотреть основные проблемы экономического развития общества.

§ Дать характеристику и проанализировать новейшие представления о структуре высокоразвитого производства промышленно развитых стран.

План лекции:

1. Основные этапы развития экономической мысли.

2. Экономическая теория как предмет изучения экономики.

3. Сущность экономической организации производства.

4. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей.

Тезисы лекции:

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Исторически сложились следующие школы экономической теории:

Ø Меркантилизм. У. Стаффорд, Мен. А. Монкретьен. Меркантилисты первые сделали попытку дать объяснение капитализму; считали, что доход возникает в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре; были сторонниками географических открытий; поддерживали развитие мануфактур, как средство обмена на внешних рынках на изделия из золота и серебра

Ø Физиократизм. Ф.Кенэ, А. Тюрго. Физиократы перенесли источник богатства из сферы обращения в производство, но в силу неразвитости капитализма производительной сферой считали только сельское хозяйство; первыми поставили проблему трудовой теории стоимости и производительности труда; впервые сделали попытку анализа воспроизводственного процесса.

Ø Классическая политическая экономия. У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Классическая школа заложила основы теории трудовой стоимости, исследовала природу прибыли и земельной ренты, обосновала принципы налоговой системы, источником богатства провозгласила не только сельское хозяйство, но все материальное производство, применила к анализу метод научной абстракции.

Ø Марксизм. К.Маркс, Ф.Энгельс. Марксизм развивался как наука о разрешении экономических и политических противоречий между трудом и капиталом; дал классическое разъяснение воспроизводственного процесса; довел до научного совершенства теорию трудовой стоимости, ренты, прибыли; создал научную теорию прибавочной стоимости.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), ФридрихфонВизер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются:

Ø Неоклассическая теория. А. Маршалл, А. Пигу. Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в., по существу его представители создали науку «микроэкономика», отстаивают принцип свободной конкуренции и невмешательства государства в рыночные отношения, используют математику в экономике.

Ø Неокейнсианство сформировалось в первой половине XX в. после издания Дж. Кейнсом книги «Общая теория занятости, процента и денег», создало научную теорию макроэкономики; его представители – сторонники активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, оправдывает умеренную инфляцию.

Ø Институцианально-социологическое направление сформировалось в конце XIX – первой половине XXв., утверждает, что хозяйственная жизнь развивается как под воздействием экономических, так и неэкономических сил – социальных, этических, политических, правовых. Представителями этого направления являются Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт, Дж. Коммонс.

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену , о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и, которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которую человек помещает между собой и предметом труда и воздействует на предмет труда. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Рабочая сила, предметы и средства труда образуют сложную систему взаимодействия через технологию и организацию производства. Технология - это способ воздействия человека на предметы труда через механические физические или химические их свойства. Организация производства - это функционирование всех факторов производства через определенные формы взаимодействия участвующих в производстве людей.

В каждый данный момент времени существует объективная ограниченность всех ресурсов в силу того, что производственный потенциал общества меньше его потребительского потенциала. Ограниченность ресурсов характеризует такую ситуацию, когда ресурсов не хватает для того, чтобы полностью удовлетворить потребности каждого человека и общества в целом. В связи с чем возникают три фундаментальные проблемы экономики, которые стоят перед всеми странами: что производить, как производить и для кого производить.

В условиях ограниченности ресурсов возникает проблема выбора. Необходимо найти наиболее эффективный способ их использования. Выбирая, мы вынуждены от

чего-то отказаться, т.е. принести некую жертву, чтобы получить желаемое. Такая жертва называется альтернативными (вмененными) издержками или издержками упущенных возможностей.

Иллюстративный материал: презентация слайдов.

Литература:

1. Экономическая теория. Учебник для вузов под ред. д. э. н., А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича – СПб., 2001.

2. Экономическая теория (политэкономия). Учебник под ред. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. – М., 2004, 2007

3. Добрынин А. И., Журавлева Г. П. Общая экономическая теория. СПб. – Питер, 2002.

4. Курс экономической теории. Учебник. Под общей редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров, «АСА», 2004, 2008.

5. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы. Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. - СПб., 2001.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает экономическая теория?

2. Каковы особенности современной экономической теории?

3. Перечислите исторические школы экономической теории.

4. В чем заключается особенности основных методов и принципов экономического анализа?

5. Чем отличаются факторы производства от экономических ресурсов?

Тема 2. Рыночный механизм регулирования экономики

Цель:

§ Дать базовые знания об элементах рыночного хозяйства.

§ Раскрыть сущность спроса и предложения как инструментов рыночного саморегулирования.

§ Показать механизм установления рыночного равновесия как результата взаимодействия спроса и предложения.

§ Раскрыть экономическую роль конкуренции как инструмента экономической динамики.

План лекции:

1. Эволюция товарно-денежных отношений и становление рынка.

2. Рынок: виды, структура, модели.

3. Спрос и предложение как инструменты рыночного механизма.

4. Сущность конкуренции, ее экономическая роль.

Тезисы лекции:

Рынок сформировался в процессе исторического развития товарно-денежных отношений. Истории известны два основных типа хозяйства:натуральное и товарное. Они являются прямо противоположными друг другу и различаются:

§ по замкнутости или открытости хозяйства;

§ по развитости или недоразвитости общественного разделения труда;

§ по формам общественного продукта;

§ по видам экономических связей между производителями и потребителями благ и услуг.

В процессе длительной эволюции во всех странах мира утвердилось господство рыночной экономики как основной и наиболее эффективной формы ведения хозяйства. Ее основу составляет товарное производство. Под ним понимается производство продуктов отдельными, частными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного какого-либо продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их обмен.

Экономическим результатом товарного производства является товар – продукт труда произведенный для обмена, купли-продажи. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали «потребительная стоимость»). Потребительная стоимость – свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Товар имеет стоимость. По вопросу величины стоимости существуют три подхода:

- марксистский: величина стоимости определяется количеством труда, воплощенного в товаре - эта величина находится под воздействием двух факторов:

а) производительности труда;

б) интенсивности труда.

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

Основой механизма рыночной саморегуляции являются спрос и предложение.

Спрос - это форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соответствующими денежными средствами.

Предложение - это совокупность товаров находящихся на рынке или способных быть произведенными и представленными к продаже по соответствующим удовлетворяющим производителя товара ценам.

Спрос и предложение испытывают на себе влияние многочисленных факторов и по разному на них реагируют. Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность.

Эластичность спроса - это степень реакции покупаемого количества товара на колебание его рыночной цены.

Количественно и качественно эластичность спроса может быть представлена тремя моментами:

а) Когда процентное снижение цены вызывает такое процентное увеличение количества продаж товара, что общая выручка возрастает. Эластичность спроса при этом > 1.

б) Процентное снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом количества продаж, так что общая выручка остается абсолютно неизменной. Эластичность спроса равна 1.

в) Снижение цены вызывает настолько незначительный рост количества продаж, что общая выручка снижается. Это неэластичный спрос. Эластичность < 1, но > 0.

Эластичность предложения характеризует изменения между ценой и предлагаемым к реализации товаром, а так же относительное изменение объема производства и предложения товара в связи с движением его цены на рынке.

Взаимодействие между спросом и предложением, т.е. обмен между продавцами и покупателями (производителями и потребителями), происходит на рынке. Очевидно, что решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупки) товара будут существенно различаться для различных типов рыночных структур. Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рыночных структур. Рассмотрим для начала очень простую и наиболее важную в экономической теории классификацию рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену.

Говорят, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Если данное условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной.

Понятие "совершенная конкуренция" играет особую роль в экономической теории.

Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия.

1. Имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.

2. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов. Это простое на первый взгляд условие весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу, например:

а) географического положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);

б) условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку там вежливые продавцы);

в) рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам).

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли. Входные барьеры могут носить весьма различный характер:

а) исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака, монополия внешней торговли); возможны и другие, юридические, барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности);

б) экономические преимущества крупного производства; иными словами, затраты в данной отрасли существенно снижаются с увеличением масштаба производства (или малое производство попросту невозможно); в этом случае требуются большие капитальные затраты; не так-то просто организовать совершенную конкуренцию среди производителей тракторов или самолетов (представьте себе конкуренцию производителей космических кораблей);

в) производство данного товара защищено патентом (возможна фальсификация, и она обязательно будет в той или иной мере, но все же это далеко не совершенная конкуренция);

г) закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке (в этом случае возможны покупки по спекулятивным ценам, но такие сделки ставят производителей в разное положение с точки зрения затрат производства);

д) реклама; мы помним, что реклама является препятствием к однородности товара, однако зачастую затраты на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасли (например, табачная промышленность и шоу-бизнес в США).

Барьеры бывают в основном двух типов: юридические и экономические. Первые часто непреодолимы (связаны с уголовным наказанием), высота вторых существенно различается по конкретным отраслям и в принципе может быть измерена.

4. Полная информация всех участников рынка, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.

5. Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключается (примеры обратного явления можно часто наблюдать на колхозном рынке).

Очевидно, что совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике.

С чем же связано поистине уникальное значение этого понятия в теории?

Дело, прежде всего в том, что совершенная конкуренция (своего рода "физика без трения") позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры; причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка дает вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков.

Такой анализ требует, естественно, классификации рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией.

Приведем здесь простую и наиболее употребительную классификацию рынков.

1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия - такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Всегда есть опасность потенциальной конкуренции или конкуренции иностранных производителей. Наиболее наглядный пример чистой монополии - монополия отраслевого министерства в СССР.

Однако сила и этой монополии ограничена в какой-то мере конкуренцией с импортными товарами и просто конкуренцией всех товаров за ограниченный бюджет потребителя.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

2. Олигополия. В отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:

а) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производителей;

в) вступать в сговор с другими производителями.

Частный случай олигополии - дуополия (два продавца). Рыночная структура с несколькими покупателями называется олигопсонией.

3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.

Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур - совершенной конкуренции и чистой монополии. На примере этих двух моделей можно показать важнейшие отличия совершенной конкуренции от несовершенной.

С появлением монополий государства стали принимать антимонопольные законодательства. Цель этого законодательства поддержать конкуренцию, как основу хозяйственного механизма и четко определить, какие методы допустимы в борьбе за рынок и прибыль, а какие нет. Первое антимонопольное законодательство приняло США в 1890 г.

Иллюстративный материал: презентация слайдов.

Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается товар от натурального продукта?

2. От каких факторов зависит экономическое поведение субъектов рыночной экономики?

3. Какова экономическая роль конкуренции?

4. С какой целью проводится антимонопольная политика?

Тема 3.Национальная экономика как система.

Цель:

§ Рассмотреть структуру национальной экономики.

§ Дать характеристику основных показателей системы национальных счетов.

§ Раскрыть проблему сбалансированности и пропорциональности в развитии экономических процессов.

§ Дать характеристику кейнсианской и классической моделям макроэкономического равновесия.

§ План лекции:

1. Национальная экономика и ее основные цели.

2. Основные макроэкономические показатели.

3. Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов.

4. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской моделях.

Тезисы лекции:

Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

1. Стабильного роста национального объема производства;

2. Высокого и стабильного уровня занятости;

3.Стабильного уровня цен;

4. Поддержание равновесного внешнего баланса.

Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.

Ими являются:

- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);

- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);

- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).

Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.

В качестве обобщающих показателей результатов функционирования национальной экономики за определенный период используются такие агрегаты, как;

1. Валовой внутренний продукт (ВВП)

2. Валовой национальный продукт (ВНП)

3. Чистый национальный продукт (ЧНП)

4. Национальный доход (НД)

5. Личный доход граждан (ЛД).

Эти показатели формируют систему национальных счетов (СНС),

представляющую собой систему экономической информации, используемую во всем мире для описания и анализа хозяйственной деятельности на макроуровне. Данные СНС широко применяются органами государственного управления при формировании макроэкономической политики. Ими также все активнее пользуются предприниматели и менеджеры для анализа общего макроэкономического климата и при построении макроэкономических моделей и т. д.

В результате взаимодействия макроэкономических субъектов между ними формируются взаимосвязи, определяющие устойчивые закономерности развития всей экономики. Анализ этих взаимосвязей проводится на базе общей модели кругооборота продуктов и доходов. Наиболее известной теоретической моделью, которая отображает устойчивые реальные и денежные потоки между экономическими субъектами, является модель круговых потоков.

Ограничивающие условия модели кругооборота доходов и расходов:

ü неизменность цен;

ü неизменность величин потоков и расходов;

ü отсутствие анализа процессов, происходящих внутри секторов;

ü отсутствие экологических проблем в обществе.

В макроэкономической теории различают следующие модели кругооборота:

1) в закрытой экономике (отсутствует сектор «остальной мир»). Данная модель показана на рис. 1; Тема 1. Общие основы экономической теории - student2.ru

Рис. 1

2) в открытой экономике (предусматривается участие сектора «остальной мир»). Этот сектор связан с экономической системой тремя способами: через импорт товаров и услуг, через экспорт товаров и услуг и через международные финансовые операции. Данная модель показана на рис. 2 Тема 1. Общие основы экономической теории - student2.ru

Рис.2

Центральная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы – это обеспечение макроэкономического равновесия. Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным предложением (АD = АS).

В экономической теории существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему.

Представители классического направления экономической теории рассматривали модель макроэкономического равновесия только в краткосрочном периоде в условиях конкуренции. Эта модель отражала экономические реалии периода зарождения капиталистической экономики, когда преобладала свободная конкуренция мелких и средних производителей.

В конце 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического не равновесия. Великая депрессия опровергла представления классиков о саморегулировании рыночной экономики. Возникло убеждение о необходимости государственного регулирования экономики путем проведения финансовой, кредитно-денежной, бюджетной политики, особенно в период спада.

Первым отказался от господствующих классических взглядов саморегулирования рыночной экономики английский экономист Дж. М.Кейнс, отрицавший эластичность, гибкость цен, зарплаты и процентной ставки.

В период спада цены могут и не упасть, хотя спрос сокращается. Этому способствует власть над рынком крупных продавцов – монополистов, стремление профсоюзов закрепить ставки заработной платы и существование долгосрочных контрактов.

Выводы Дж. М. Кейнса: если начинается спад экономики, то реакция на изменившиеся обстоятельства потребителей, инвесторов и производителей вовсе не обязательно вернет ее в состояние полной занятости. Напротив, экономика может долго пребывать в таком положении, когда объем производства намного ниже производственных мощностей, а уровень безработицы высок.

Для сбалансированности экономики, достижения равновесия спрос должен быть «эффективным». Этот спрос состоит из потребительских расходов населения и инвестиций. Люди обычно поддерживают потребительские расходы на сравнительно устойчивом уровне. Кроме того, поскольку снижение доли потребления в совокупном расходе естественно и вечно (чем богаче люди, тем меньшую долю своего дохода они тратят на потребление, а большую долю сберегают), надо поддерживать другой компонент совокупных расходов – инвестиции.

Иллюстративный материал: презентация слайдов.

Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение понятия «национальная экономика».

2. Какие показатели включены в СНС?

3. Какова структура национального богатства?

4. В чем отличие кейнсианской модели макроэкономического равновесия от классической

Наши рекомендации