Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества

Тема 1. Экономика: научное представление о хозяйственной деятельности

1. Аудиторная письменная работа (1-2 страницы) на тему: «С какими предприятиями, организациями и учреждениями Ваша семья поддерживает регулярные экономические связи и в чьих интересах?».

2. Заполните вторую графу таблицы: «Общий предмет изучения экономики и юридических дисциплин»

Общий предмет изучения
в экономике в отраслях права
1. Собственность, купля-продажа товаров и услуг  
2. Преступления в сфере экономики  
3. Административные нарушения законных экономических интересов  
4. Коммерческое предпринимательство  
5. Денежные доходы и расходы государства  
6. Международная торговля и валютные операции  
7. Семейные экономические отношения  
8. Экономические отношения землепользования  
9. Экономическая безопасность природопользования  
10. Трудовые отношения, оплата труда и т.п.  

3. Мозговой штурм вопроса «Экономика как хозяйственная система».

4. Вопросы на сообразительность:

.1. Можно ли признать аналогичными функции научных исследований экономических и правовых отношений?

.2. Почему при изучении реальной экономики важно знать экономическую психологию людей?

.3. Можно ли при изучении реальных хозяйственных процессов обойтись без экономической статистики и экономико-математических методов?

 
  Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества - student2.ru

5. Обсуждение графических средств, используемых в различных целях для визуализации экономических показателей (пять основных типов диаграмм) и основных типов сравнения исследуемых экономических показателей (покомпонентное, позиционное, временное, частотное, корреляционное):

6. Конкурс (объявленный на лекции) на лучшую модель самостоятельной работы студентов по курсу «Экономика», нацеленную на достижение наилучшего результата (БаРС).

Тема 2. Закономерности развития экономики

1. Аудиторная письменная работа (1 -2 стр.) по вопросам:

1.1. Какие природные блага преобразуются в производстве в экономические блага?

1.2. Что есть кругооборот экономических благ, и как технический прогресс влияет на его изменение?

2. Тесты

2.1. Какие три экономических ресурса невосполнимы:

а) лес;

б) природный газ;

в) вода;

г) уголь;

д) высококвалифицированные кадры работников?

2.2. Какие блага являются предметами личного потребления, а какие – средствами производства:

а) соль;

б) персональный компьютер;

в) сахарный песок;

г) гвозди;

д) трактор?

3. Ответьте: верно, или неверно:

а) эффективность производства имеет место, когда нельзя увеличить производство

одного, продукта, не сократив производство другого;

б) все материальные потребности растут безгранично;

в) редкость благ существует потому, что люди хотят иметь больше благ, чем

экономика может их произвести;

г) во всех странах возвышение потребностей обгоняет рост производства.

4. Вопрос на сообразительность:

а) через сколько мест хозяйственной деятельности пройдет продукт, прежде чем он окажется в Вашем доме: а) молоко; б) бананы; в) телевизор; г) лыжи; д) книга.

5. Сравнительный экономический анализ.

5.1. В какой степени выросла мощность средств труда за период от первой до третьей стадии

производства?

1.2.В какой мере изменился уровень образования и компетенций работников

производства в ХХ1 столетии по сравнению с начальной стадией производства?

1.3.Определите, что главных видом богатством на трех стадиях производства.

2.Обсуждение эссе по актуальным вопросам темы практического занятия, подготовленных студентами. Для написания эссе можно детализировать вопрос 4. «Основные показатели эффективности хозяйственной деятельности».

Тема 3. Система экономических отношений

1.Аудиторная письменная работа по вопросу(1 -2 стр.):

. «Что такое система экономических отношений?»

2. Сопоставьте основные элементы понятия «собственность» в экономическом и в юридическом смысле в следующей таблице:

Собственность в экономическом смысле Собственность в юридическом смысле
1.   1.
2.   2.
3.   3.

3. Вопросы на сообразительность

3.1. Какие виды продуктов и услуг являются семейными, а какие – государственными:

а) велосипед;

б) дороги и каналы;

в) школы;

г) жилые дома;

д) пособия для инвалидов.

3.2. Почему хозяйственная деятельность не может осуществляться без экономических отношений собственности.

4. Найдите верный ответ

Какие типы экономических отношений позволяют ответить на следующие вопросы:

а) кто и как ведет хозяйственную деятельность, связанную с эффективным использованием производственных факторов?;

б) кому, и в какой форме достаются результаты хозяйствования?;

в) в каких формах собственности, и каким образом ведется хозяйственная деятельность?;

г) кто, и как управляет хозяйствами разных форм собственности?.

5. Тенденции в развитии форм собственности в России.

Выявите и объясните эти тенденции на основании статистических данных, приведенных в таблице.

Таблица

Распределение предприятий и организаций по формам собственности

(в процентах к итогу)

  1996 г. 2009 г.
Всего
В том числе по формам собственности:    
- государственная 14,3 2,8
- муниципальная 8.8 2.8
- частная 63,4 83,3
- собственность общественных и религиозных организаций 4,2 4,1
- прочие формы собственности 9.3 4.4

6. Задание для малых студенческих групп:сформулировать и аргументировано пояснить особенности экономических целей владельцев разных форм собственности и предложить экономические, организационные и правовые решения для их согласования.

Наши рекомендации