Государственное регулирование рыночной экономики: сущность, цели, функции, формы, методы, инструменты и средства, сбои
Экономическая политика: понятие, субъекты и объекты.
Общественные блага
24.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики |
Рынок представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать основные экономические задачи. Однако у рынка есть «провалы», минусы, отрицательные стороны. Поэтому необходимо государственное регулирование рынка: · компенсация, ликвидация или недопущение отрицательных внешних эффектов рынка (введение налога на выбросы вредных веществ в окружающую среду); · производство и предоставление общественных благ населению (оборона страны, охрана общественного порядка); · решение социальных проблем, влияющих на развитие экономики (МРОТ, продолжительность рабочего времени); · пресечение асимметричной информации; · сглаживание макроэкономических колебаний; · не способность рынка противостоять монополистическим тенденциям. Порождает монополию, способствует ослаблению конкуренции; · не способность рынка устранить внешние (побочные) эффекты, обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды; · не способность рынка ориентироваться на удовлетворение индивидуальных потребностей людей. Общественные потребности учитывает плохо или не учитывает вообще. Не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»); · нестабильность, неравновесие экономического развития, с производственными и социальными потерями, снижение эффективности производства – «созидательное разрушение»; безработица, инфляция; · расточительное, нерациональное и неэффективное производство и использование ресурсов; · не способность рынка обеспечить социальные гарантии, социальную справедливость в обществе; · неравномерное распределение доходов в соответствии с вложенными факторами производства; · рынок ведет к социальному расслоению, социальной дифференциации нации, усилению социальной напряженности; · рынок порождает не полную и недостаточно своевременную информацию · мощное информационное и психологическое воздействие на потребителя, его самостоятельности в принятии потребительских решений; · рынок игнорирует соблюдение правил и норм поведения в обществе, социальные и этические критерии |
25.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) |
— система мер государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества |
26.
Цели государственного регулирования экономики | ||
Главная цель ГРЭ: экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может быть достигнута главная цель: | ||
1. | ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.Обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг – более высокий уровень жизни | |
2. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. Мы хотим максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсах | |
3. | ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем кто желает и способен работать, исходя из потребностей общества | |
4. | СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, т.е. инфляции и дефляции | |
5. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы | |
6. | СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши | |
7. | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЁННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронических больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых и других иждивенцев | |
8. | ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Стремимся участвовать во всемирном хозяйстве, поддерживать баланс международных экономических отношений | |
9. | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |
27.
Экономические функции государства – Основные направления государственного регулирования экономики |
● обеспечение правовой, законодательной базы функционирования экономических субъектов; |
● проведение антимонопольной политики и поддержание, защита конкуренции; |
● обеспечение стабильности финансово-кредитной системы и организации денежного обращения |
● регулирование, перераспределение доходов; |
● финансирование фундаментальной науки, наукоемких отраслей; |
● охрана окружающей среды, регулирование внешних эффектов рынка, обеспечение экологической безопасности; |
● финансирование национальной обороны, поддержания общественного порядка; |
● поддержание общественно нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания, социального обеспечения и т.п.; |
● изменение структуры производства с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов; |
● контроль и регулирование уровня занятости, цен, темпов экономического роста; |
● финансирование производства или непосредственное производство общественных благ, товаров и услуг; |
● регулирование внешнеэкономической деятельности и др. |
28.
Методы и инструменты государственного регулирования экономики |
1. Административные методы государственного регулирования —эти методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения, принуждения и убеждения, они ограничивают свободу экономического выбора (лицензирование, регламентация, антимонопольные запреты, квотирование, стандарты, нормативы). Административные методы основаны на соответствующем законодательстве – о собственности, сделках, договорах и обязательствах, защите потребителей, труде, социальном обеспечении и социальной защите, охране природы, налогах, ограничении монополистической деятельности и т.п. |
2. Экономические методы государственного регулирования —эти методы предусматривают сохранение свободы выбора. Они предполагают воздействие государства на экономические интересы хозяйствующих субъектов, создание у них материальной заинтересованности в выборе такой линии поведения, которая способствует проводимой государственной политике. Экономические методы делятся на: · Прямые · Косвенные К прямым относятся: — деятельность государственного сектора – совокупность предприятий, учреждений и других организаций, принадлежащих полностью или частично государству; — государственное предпринимательство (производство, закупки, продажи товаров, инвестиции), оказывает большое влияние на развитие частного сектора и экономики в целом. Инструменты государственного регулированияпри прямых методах: государственные заказы, займы, дотации и субсидии; прогнозы, планы, программы и др. К косвеннымотносятся: — бюджетно-налоговая (фискальная) политика – маневрирование доходами и расходами бюджета; — денежно-кредитная (монетарная) политика – регулирование количества денег в обращении в целях воздействия на экономику. Инструменты государственного регулированияпри косвенных методах: налоги, налоговые льготы, таможенные пошлины, учетная ставка, норматив обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютные интервенции и др. |
29.
Формы государственного регулирования экономики |
— бюджетно-налоговое регулирование(разработка, утверждение, исполнение государственного бюджета); — денежно-кредитное регулирование(система государственных мер по поддержанию стабильности цен и валюты, объема денежной массы); — административное регулирование(лицензирование, квотирование, принудительное разукрупнение монополий или картелирование) |
30.