Цены на взаимосвязанные товары

МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

Экономика –хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.

Экономикс— общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.

Микроэкономика –раздел экономической теории, которая исследует экономическое поведение обособленных единичных субъектов рынка

Объект микроэкономики:

· экономическое поведение отдельных фирм и домохозяйств;

· принципы рационального хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов.

Макроэкономика –раздел экономической теории, которая исследует национальную экономику в целом

Объект макроэкономики –

· функционирование национальной экономики в целом;

· крупные экономические проблемы (экономический рост, инфляция, безработица и т.д.);

· возможности людей влиять на экономическое развитие (экономическая политика государства).

Экономические институты – формы и границы деятельности людей.

Типы экономических систем:

· Экономика рыночная — экономическая система, в которой экономические решения наци­онального уровня являются регулятором решений, принимаемых отдельными продавца­ми и покупателями на рынке.

· Экономика смешанная — экономическая система, которая объединяет элементы обще­ственной собственности на средства производства с частной собственностью, а также соче­тающая рыночную экономику с централизованно-плановым правлением.

· Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресур­сов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысокие; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится.

Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ

Спрос на рынке одного товара и его факторы

Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.

Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:

QD = f (x1, x2, … , xn)

· где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded);

· x1, … , xn – факторы, влияющие на величину спроса.

Факторы спроса:

· цена данного товара;

· цены взаимосвязанных товаров;

· доходы потребителей;

· ожидания потребителей;

· вкусы и предпочтения потребителей;

· численность населения и др.

Цена данного товара.

Функция спроса от цены:

QD = f (P),

· где P – цена данного товара.

Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет.

Это происходит в связи с действием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.

Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается.

Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.

Цены на взаимосвязанные товары - student2.ru

Рис. 1.1. Кривая спроса

Исключения из закона спроса:

Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов с увеличением цены демонстрируют увеличение спроса. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии.

Эффект Веблена. Рост цен на ряд престижных товаров стимулирует рост спроса со стороны ограниченного круга потребителей (жилье в престижных районах, автомобили, драгоценности).

Цена данного товараявляетсяэндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса.

Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса.

Цены на взаимосвязанные товары.

Взаимосвязанные товары с точки зрения спроса:

· взаимозаменяемые товары (субституты);

· взаимодополняемые товары (комплементы).

Субституты – такие пары товаров, которые удовлетворяют одинаковые (или однотипные) потребности.

Комплементы – такие пары товаров, которые могут использоваться потребителем только вместе.

Влияние цен на взаимосвязанные товары:

· рост цены товара-субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево;

· рост цены товара-комплемента сдвигает кривую спроса данного товара влево, снижение – вправо.

Доходы потребителей.

В зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают:

· нормальные товары;

· низшие товары.

Нормальные товары – такие товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях (не будучи стеснены в расходах).

Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны.

Влияние доходов потребителей:

· увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальный товар вправо, уменьшение дохода – влево;

· увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшение дохода – вправо.

4. Ожидания потребителей классифицируются на:

· ожидания, связанные с изменением цены на товар;

· ожидания, связанные с влиянием неценовых факторов.

Влияние ожиданий потребителей:

· ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо.

5. Вкусы и предпочтения классифицируются на:

· изменчивые вкусы и предпочтения (зависят от времени года, моды и т.п.); при этом может наблюдаться эффект присоединения к большинству ( эффект вагона - bandwagon)и эффект сноба;

· относительно стабильные вкусы и предпочтения (зависят от возраста, образа жизни и т.п.).

Влияние вкусов и предпочтений:

· рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево.

Наши рекомендации