Цены на взаимосвязанные товары
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
Экономика –хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.
Экономическая теория – общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах.
Экономикс— общественная наука, которая описывает и анализирует, каким образом общество при ограниченности ресурсов распределяет их с тем, чтобы удовлетворить свои потребности.
Микроэкономика –раздел экономической теории, которая исследует экономическое поведение обособленных единичных субъектов рынка
Объект микроэкономики:
· экономическое поведение отдельных фирм и домохозяйств;
· принципы рационального хозяйствования в условиях ограниченных ресурсов.
Макроэкономика –раздел экономической теории, которая исследует национальную экономику в целом
Объект макроэкономики –
· функционирование национальной экономики в целом;
· крупные экономические проблемы (экономический рост, инфляция, безработица и т.д.);
· возможности людей влиять на экономическое развитие (экономическая политика государства).
Экономические институты – формы и границы деятельности людей.
Типы экономических систем:
· Экономика рыночная — экономическая система, в которой экономические решения национального уровня являются регулятором решений, принимаемых отдельными продавцами и покупателями на рынке.
· Экономика смешанная — экономическая система, которая объединяет элементы общественной собственности на средства производства с частной собственностью, а также сочетающая рыночную экономику с централизованно-плановым правлением.
· Экономика традиционная — экономическая система, распределение ограниченных ресурсов в которой происходит в соответствии с обычаями; темпы изменений и развития в ней крайне невысокие; люди занимаются тем же, чем прежде занимались их родители; большая часть товаров потребляется там же, где производится.
Тема 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ
Спрос на рынке одного товара и его факторы
Спрос – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях.
Функция спроса – зависимость спроса от определяющих его факторов:
QD = f (x1, x2, … , xn)
· где QD – объем спроса на данный товар в единицу времени (от англ. quantity demanded);
· x1, … , xn – факторы, влияющие на величину спроса.
Факторы спроса:
· цена данного товара;
· цены взаимосвязанных товаров;
· доходы потребителей;
· ожидания потребителей;
· вкусы и предпочтения потребителей;
· численность населения и др.
Цена данного товара.
Функция спроса от цены:
QD = f (P),
· где P – цена данного товара.
Закон спроса: при увеличении цены данного товара объем спроса на него падает, при уменьшении – растет.
Это происходит в связи с действием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект замещения – изменение цен приводит к изменению относительной привлекательности различных товаров для потребителя – если цена товара падает, его привлекательность и объем спроса увеличиваются; если цена товара растет, он замещается другими товарами, объем спроса уменьшается.
Эффект дохода – изменение цен приводит к изменению покупательной способности потребителей (их реальных доходов) – при повышении цен реальные доходы уменьшаются, и объем спроса для каждого данного потребителя снижается; при снижении цен, наоборот, реальные доходы увеличиваются, и объем спроса возрастает.
Рис. 1.1. Кривая спроса
Исключения из закона спроса:
Товары Гиффена – товары первой необходимости, занимающие значительное место в бюджете потребителя с низким уровнем доходов с увеличением цены демонстрируют увеличение спроса. Пример: картофель во времена массового голода, вызванного его неурожаем в XIX в. в Ирландии.
Эффект Веблена. Рост цен на ряд престижных товаров стимулирует рост спроса со стороны ограниченного круга потребителей (жилье в престижных районах, автомобили, драгоценности).
Цена данного товараявляетсяэндогенным (внутренним) фактором спроса, ее изменение влияет на объем спроса, что находит выражение в скольжении по кривой спроса.
Все остальные неценовые факторы являются экзогенными (внешними), их влияние ведет к изменению спроса, что находит выражение в сдвиге кривой спроса.
Цены на взаимосвязанные товары.
Взаимосвязанные товары с точки зрения спроса:
· взаимозаменяемые товары (субституты);
· взаимодополняемые товары (комплементы).
Субституты – такие пары товаров, которые удовлетворяют одинаковые (или однотипные) потребности.
Комплементы – такие пары товаров, которые могут использоваться потребителем только вместе.
Влияние цен на взаимосвязанные товары:
· рост цены товара-субститута сдвигает кривую спроса данного товара вправо, снижение – влево;
· рост цены товара-комплемента сдвигает кривую спроса данного товара влево, снижение – вправо.
Доходы потребителей.
В зависимости от влияния доходов потребителей на спрос различают:
· нормальные товары;
· низшие товары.
Нормальные товары – такие товары, которые люди покупают охотно в нормальных условиях (не будучи стеснены в расходах).
Низшие товары – товары, которые люди покупают, если нормальные товары оказываются им недоступны.
Влияние доходов потребителей:
· увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на нормальный товар вправо, уменьшение дохода – влево;
· увеличение доходов потребителей сдвигает кривую спроса на низший товар влево, уменьшение дохода – вправо.
4. Ожидания потребителей классифицируются на:
· ожидания, связанные с изменением цены на товар;
· ожидания, связанные с влиянием неценовых факторов.
Влияние ожиданий потребителей:
· ожидания потребителей в зависимости от конкретных обстоятельств могут приводить к сдвигу кривой спроса как влево, так и вправо.
5. Вкусы и предпочтения классифицируются на:
· изменчивые вкусы и предпочтения (зависят от времени года, моды и т.п.); при этом может наблюдаться эффект присоединения к большинству ( эффект вагона - bandwagon)и эффект сноба;
· относительно стабильные вкусы и предпочтения (зависят от возраста, образа жизни и т.п.).
Влияние вкусов и предпочтений:
· рост предпочтения товара покупателями сдвигает кривую спроса вправо, падение – влево.