Глава 2. ускоряющий толчок

Знание - топливо прогресса.

Темпы, в каких человечество поглощало знания о себе и вселенной, увеличивались по спирали на протяжении десяти тысяч лет. Большой скачок был сделан с изобретением пись­ма, но и он проходил веками. Следующий большой скачок по направлению к приобретению знаний - изобретение в пятнад­цатом веке Гуттенбергом и другими печатания. До 1500 года, по наиболее оптимистичным подсчетам, в Европе издавалось около 1000 книг за год. Что означало, что потребуется целый век для создания библиотеки в 100000 томов. Через четыре с половиной века, к 1950 г., этот уровень так возрос, что Ев­ропа выпустила 120000 книг в год. Количество времени со­кратилось со столетия до десяти месяцев. К 1960 году, деся­тью годами позже, был сделан еще один рывок, и вековая работа требовала уже только семи с половиной месяцев. К се­редине 60-х годов мировое производство книг, включая Евро­пу, достигло уровня 1000 книг в день.

Вряд ли можно поспорить с тем, что каждая книга пред­ставляет собой еще один плюс для развития знаний. Более того, виток ускорения в книгопечатании - это слишком гру­бая параллель с темпами открытия новых знаний. Например, до Гуттенберга было известно лишь одиннадцать химичес­ких элементов. Сурьма, двенадцатый, был обнаружен самим печатником во время его работы над своим изобретением. А ведь прошло двести лет с тех пор, как открыли одиннадца­тый элемент - мышьяк. Сохранись такие темпы, мы получили бы не более двух или трех дополнительных элементов в пе­риодической системе со времен Гуттенберга. Вместо этого, за четыреста пятьдесят лет открыто семьдесят элементов. А за период с 1900 года выделили оставшиеся элементы со скоростью одно открытие каждые три года.

По ряду причин можно утверждать, что темп научных от­крытий резко повышается. К примеру, количество научных журналов и статей, как и промышленная продукция в разви­тых странах, увеличивается вдвое каждые пятьдесят лет; согласно биохимику Филипу Сикевицу, то, что узнали за последние три десятилетия о природе человека, снижает значение любого сопоставимого с этим в плане научных открытий периода за всю историю человечества. Сегодня в Соединенных Штатах только правительство выпускает 100000 докладов каждый год плюс 450000 статей, книг и постановлений. По всему миру выпуск научной и техничес­кой литературы возрос до уровня 60000000 страниц в год. Компьютеры ворвались в нашу жизнь около 1950 года. Благодаря их беспрецедентной способности к анализу, рас­пространению бесконечно разнообразной информации в не­мыслимых количествах и с головокружительной скоростью, компьютеры стали главной силой ускорения процесса при­обретения знаний за последнее время. Совместно с другими могущественными аналитическими инструментами для изу­чения невидимой вселенной вокруг нас, они подняли ско­рость приобретения знаний до ошеломляющих вершин.

Френсис Бэкон сказал: «Знание - сила». Сейчас мы можем придать этому выражению современный смысл. Наша соци­альная обстановка вносит коррективы: «Знание - это переме­ны»; ускорение приобретения знаний, наполнение топливом великого двигателя технологии означают ускорение перемен.

Поток ситуаций.

Открытие, разработка, влияние, опять открытие. В этом заключается цепная реакция, длинный, резко поднявшийся виток ускорения общественного развития. Толчок ускоре­ния достиг того уровня, который, несмотря на весь полет фантазии, не может считаться нормальным. Промышленное общество больше не состоит из своих обычных институтов. Ускорение, одна из самых значимых и наиболее непонятных социальных сил, пошатнуло все социальные структуры.

Но это лишь одна сторона медали, потому что ускорение перемен является и психологической силой. Повышение темпов перемен в окружающем нас мире нарушает наше внутреннее равновесие, переделывает наш образ жизни, хотя этот факт почти полностью игнорируется психологами. Внешнее ускорение превратилось во внутреннее...

Глава 3. Темп жизни.

Люди будущего.

Все жители Земли не только разделены на расы, нации, религии или идеологии, но также, в каком-то смысле, разнят­ся по своему положению во времени. Изучая население пла­неты, мы находим крошечные группы людей, которые до сих пор живут охотой и собирательством, как тысячелетия на­зад. Другие, составляющие большую часть человечества, зависят не от охоты на медведя или сбора ягод, а от сельско­го хозяйства. Их жизнь во многом похожа на жизнь их пред­ков столетия назад. Эти две группы, взятые вместе, состав­ляют порядка 70% всех живущих. Они - люди прошлого.

В противоположность им, немногим более 25% населения Земли существуют в промышленных центрах. Они ведут со­временный образ жизни. Это продукт первой половины двад­цатого века, смоделированный механизацией и всеобщим образованием и воспитанный доброй памяти сельскохозяй­ственным прошлым их собственных стран. В результате, они - люди настоящего.

Оставшиеся 2-3% мировой популяции не принадлежат ни прошлому, ни настоящему. Так, в крупнейших центрах тех­нологических и культурных перемен - в Санта-Монике, штат Калифорния, Кембридже, Массачусетсе, Нью-Йорке, Лондоне и Токио живут миллионы людей, о которых уже сей­час можно сказать, что они живут в будущем. Они создали эту тенденцию, даже не подозревая, что многие миллионы будут так жить лишь завтра. И, несмотря на столь малый процент среди общего населения, они уже создали среди нас интернациональное государство будущего. Они - авангард человечества, пионеры мирового постиндустриального об­щества, которое только нарождается.

Что же отличает, их от остального человечества? Есте­ственно, они богаче, лучше образованны и мобильнее боль­шинства людей. И живут они дольше. Но специфическим от­личием людей будущего является тот факт, что они уже вошли в новый, ускоренный темп жизни. Они живут быстрее, чем окружающие их люди.

Некоторых людей привлекает такой чрезвычайно уско­ренный темп - они делают все возможное, чтобы достичь его, и чувствуют беспокойство, раздражение и дискомфорт при его замедлении. Они отчаянно стремятся быть в гуще собы­тий. (На самом деле, немногих заботит само действие, так как оно происходит достаточно стремительно). Например, Джеймс А. Уилсон обнаружил, что желание ускорить темп жизни явилось одной из скрытых причин так называемой «утечки мозгов», широко обсуждаемой в прессе: массовой эмиграции европейских ученых в США и Канаду. Опросив 517 английских ученых и инженеров, Уилсон пришел к выво­ду, что их привлекли не только более высокие оклады и ис­следовательские возможности, но и более быстрый темп жиз­ни. У эмигрантов не вызывает отвращения так называемый «более быстрый темп» Северной Америки; в любом случае оказывается, что они предпочитают его всем остальным. Сходным образом высказался в интервью один из белых ве­теранов движения за гражданские права: «Люди, которые привыкли к быстрой городской жизни, не могут осесть на сель­ском Юге. Вот почему они постоянно переезжают без какой-либо определенной причины. Путешествие является един­ственным лекарством». Бесцельное на первый взгляд, это метание представляет собой сбалансированный механизм. Осознание того, насколько сильное влияние может оказывать тот или иной темп жизни на человека, помогает объяснить за­частую непонятное или бессмысленное поведение.

Но если одни живут и процветают, благодаря быстрому темпу, то у других он вызывает отвращение, и в своем жела­нии «избавиться от этой свистопляски» они идут на крайние меры. Связать себя с новым постиндустриальным обществом - значит попасть в мир, движущийся быстрее, чем раньше. Они предпочитают не связываться, а лениво ползти на своей скорости. Недаром мюзикл «Остановите Землю - я сойду!» имел грандиозный успех пару сезонов назад.

Квиетизм и поиск новых путей, чтобы уклониться и избе­жать ответственности, что характерно для хиппи (хотя и не для всех), возможно, в меньшей степени объясняется их силь­но выраженным презрением к ценностям технологической цивилизации, нежели подсознательной попыткой избежать ненавистной для многих суеты. И не случайно они описыва­ют общество как «расу крыс» - название, которое имеет не­посредственное отношение к спешке и суете.

Чаще всего люди старшего поколения сильнее сопротив­ляются ускорению перемен. Существует прочная математи­ческая база, позволяющая прийти к выводу, что людям в воз­расте часто свойствен консерватизм: для пожилых время летит быстрее.

Когда 50-летний отец говорит своему пятнадцатилетнему сыну, что тому придется подождать пару лет до того, как он сможет иметь свою машину, этот интервал в 730 дней состав­ляет около 4% от прожитой жизни отца и около 13% от жизни мальчика. И вряд ли покажется странным, что для мальчи­ка ожидание будет в 3 или 4 раза дольше, чем для отца.

Подобным образом, два часа жизни четырехлетней девочки равноценны двенадцати часам жизни ее двадцатипятилетней матери. И сказать ребенку, чтобы он подождал два часа кон­фету, все равно, что попросить его мать подождать четырнад­цать часов чашечку кофе.

Возможны и биологические объяснения для таких разли­чий субъективного восприятия времени Джон Коэн, психолог Манчестерского университета, пишет: «С взрослением ка­жется, что календарный год постепенно сокращается. Огля­дываясь назад, человек считает, что каждый новый год коро­че предыдущего, что, возможно, является результатом постепенного замедления процесса обмена веществ». По от­ношению к их собственным, все более затухающим биоритмам, пожилым людям кажется, что мир движется быстрее.

Какими бы ни были причины, любое ускорение перемен, имеющее результатом скопление многих ситуаций в эмпиричес­ком канале в данный промежуток времени, сильно преувеличи­вается в восприятии пожилых людей. Выпав из общественной жизни, они погружаются в собственный мир, обрывая все воз­можные контакты с быстро меняющимся миром, и, в конце кон­цов, прозябают до самой смерти. Мы не можем решить психо­логические проблемы пожилых, пока не найдем возможности с помощью биохимии и перевоспитания изменить их осознание времени или предоставить им территории, где темп жизни мож­но контролировать или даже регулировать с помощью кален­даря со скользящей шкалой, который бы отвечал их собствен­ному субъективному восприятию времени.

Более распространенный конфликт - конфликт между по­колениями, мужьями и женами, родителями и детьми - восхо­дит к различному отношению к ускорению темпа жизни. То же относится и к столкновению культур.

У каждой культуры есть свой характерный для нее темп. Ф. М. Эсфандиари, иранский романист, рассказывает о слу­чае столкновения двух таких разных систем, когда немецкие инженеры, еще до начала Второй мировой войны, помогали строить в его стране железную дорогу. У иранцев и жителей Среднего Востока отношение ко времени намного спокой­нее, чем у американцев и западноевропейцев. И естественно, когда бригада иранских рабочих появилась на работе с деся­тиминутным опозданием, немцы, чрезвычайно пунктуаль­ные и вечно спешащие, уволили их скопом. Иранским инже­нерам с трудом удалось убедить их, что, по понятиям Среднего Востока, рабочие превзошли сами себя в пункту­альности, и если увольнения будут продолжаться, то вскоре останется нанимать лишь женщин и детей. Такое безразличие ко времени должно сводить с ума тех, кто живет в быстром ритме, у кого на счету каждая минута. Так, жители Милана и Турина, индустриальных городов Се­вера Италии, с пренебрежением относятся к сравнительно медлительным сицилийцам, ход жизни которых до сих пор зависит от спокойного темпа земледелия. Шведы из Стокгольма и Гётеборга так же относятся к лапландцам. Американцы посмеиваются над мексиканцами, для которых manana (завтра) означает «довольно скоро». Да и в самих Штатах южане кажутся северянам медлительными, а негры среднего класса признают негров-рабочих непригодными для работы в СРТ (Coloured People's Time). А в сравнении почти со всеми остальными жителями Земли, белые американцы и канадцы воспринимаются как энергичные, быстрые и предприимчивые люди.

Иногда население активно сопротивляется изменению рит­ма жизни. Это объясняется патологической антипатией к тому, что многие считают «американизацией» Европы. Новые тех­нологии, составляющие базу постиндустриального общества, большинство которых разрабатывается в американских ис­следовательских центрах, влекут за собой неизбежное ускоре­ние перемен в обществе и, соответственно, в ритме жизни каж­дого человека. Хотя антиамериканские ораторы и выбирают для своих нападок кока-колу и компьютеры, но их протест вызван вторжением в Европу чужого временного сознания. Америка, как передовой отряд постиндустриализма, предла­гает новый, нежелательно быстрый темп.

Эта проблема символически отразилась в том бурном про­тесте, каким было встречено введение американского типа аптек в Париже. Для многих французов их появление стало свидетельством зловещего «культурного империализма» со стороны Соединенных Штатов. Американцам сложно по­нять столь резкую реакцию на совершенно безобидный источ­ник содовой. Это объясняется тем, что в La Drugstore жажду­щий француз делает глоток молочного коктейля, вместо того, чтобы провести несколько часов в бистро на улице. Стоит заметить, что по мере распространения новых технологий за последние годы, около 30000 бистро закрылись до лучших времен. По словам журнала Time, они стали жертвами «куль­туры быстрого обслуживания». (Кстати, вполне возможно, что всеобщая нелюбовь европейцев к самому журналу не столько имеет политические корни, сколько бессознательно связана с его названием. Time своим кратким и сухим слогом передает больше, чем американский образ жизни. Он воплощает и распространяет американский темп жизни).

Цитир.по: Алвин Тоффлер. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С.10-17, 26-27, 31-34.

Хронология мировых экономических событий.

ПРЕДЫСТОРИЯ И ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

30 тыс. До н.э. Первые следы товарообмена (палеолит)
10 тыс. До н.э. Изготовление глиняной посуды. Использование топоров, булав, долот. Строительство землянок и свайных построек. Добыча огня трением.
4 тыс. до н.э. Использование кирпича в Египте. Изобретение повозок с колесами.
Конец 4 тыс. до н.э. Первые государства в Египте и Двуречье.
3 тыс. до н.э. Выплавка первых орудий труда и оружия. Образование первого государства в Египте. Древнейшие города Индии. Строительство глинобитных надземных жилищ. Использование солнечных часов в Египте, Индии, Китае.
2 тыс. до н.э. Первые государства в Китае и Греции. Изобретение колеса со ступицей. Появление водяных часов.
Ок. 2600 г. до н.э. Постройка пирамиды Хеопса в Древнем Египте.
2357 г. до н.э. Выплавка железа в Китае.
XI в. до н.э. Законы Ману в Индии
Ок. 1200 г. до н.э. Троянская война. Привела к упадку экономики и культуры ахейских государств.
1 тыс. до н.э. Начало «железного века» в Европе.
X-VIII вв. До н.э. Первые проявления экономической мысли древних греков. Они обнаруживаются, в частности, в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».
IX-VIII вв. до н.э. В Древней Греции раздел всей земли на 9 или 10 тыс. наделов (клеров) и предоставление каждому спартиату равного участка (25-30 га) в наследственное пользование.
VIII-VI вв. до н.э. Развитие производительных сил в греческих государствах привело к отделению ремесла от земледелия и способствовало расширению торговли, росту городов.
VII в. до н.э. Трактат «Гуан-цзы», приписывается Гуан-чжуну, Китай.
1792-1750 гг. до н.э. Законы Хаммурапи, Вавилония.
Середина-начало 1 тыс. до н.э. Возникновение и развитие рабовладельческих государств в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье.
Ок. 594 г. до н.э. Реформы Солона (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др.).
551-497 гг. до н.э. Конфуций и его работа «Беседы и рассуждения», Китай
IV в до н.э. Образование государства Хорезм.
Конец IV в. до н.э. Трактат Архашастра «Наука о политике», Индия.
50-е гг. IV в. до н.э. В Древней Греции закупки рабов за государственный счет. Поощрялись торговля и ремесло, формируется колонизация.
510-509 гг. до н.э. Установление Римской республики.
451-450 гг. до н.э. Появление «Законов XII таблиц», которые, являясь классическим образцом римского права, закрепили право частной собственности, санкционировали различия свободных и рабов, патрициев и плебеев.
431-404 гг. до н.э. Пелопоннесская война закончилась полным поражением Афин Спартой. Период гегемонии Спарты в Греции.
430-ок.350 гг. до н.э. Ксенофонт. Основное произведение «Домострой».
420-347 гг. до н.э. Платон. «Политика и государство».
384-322 гг. до н.э. Аристотель, выделял ойкономос и хрематистику. Основные произведения «Политика», «Никомахова этика».
300-е гг. до н.э. Первое упоминание о компасе в китайских летописях. Строительство Великой Китайской стены.
300-е гг. до н.э. Объединение Индии в единое государство.
234-149 гг. до н.э. Катон Старший. Основное произведение «О земледелии».
163-132 и 153-121 гг. до н.э. Братья Гракхи (Тиберий, Гай).
116-27 гг. до н.э. Варрон. Работа «О сельском хозяйстве».
74-71 гг. до н.э. Восстание Спартака.
I в. до н.э. Колумела. Основной труд - трактат «О сельском хозяйстве».
27 г. до н.э. Установление Римской империи. Начало правления Октавиана.
II в н.э. В Китае впервые была получена бумага из растительных волокон.
III в. н.э. Кризис потряс основы рабовладельческого строя Древнего Рима. Наблюдался упадок сельского хозяйства, свертывалась торговля, расстроилось денежное обращение.
286 г. н.э. В Риме прекращена чеканка низкопробной монеты.
301 г. н.э. Диоклетиан издал вердикт о твердых ценах и о твердых размерах оплаты труда.
332 г. н.э. Издание императором Константином специального закона «О беглых колонах». Колоны прикреплялись к своим участкам навечно.
395 г н.э. Разделение Римской империи на два государства.
476 г. н.э. Захват Римской империи варварами. Падение Римской империи.

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Наши рекомендации