Глава 2. ускоряющий толчок
Знание - топливо прогресса.
Темпы, в каких человечество поглощало знания о себе и вселенной, увеличивались по спирали на протяжении десяти тысяч лет. Большой скачок был сделан с изобретением письма, но и он проходил веками. Следующий большой скачок по направлению к приобретению знаний - изобретение в пятнадцатом веке Гуттенбергом и другими печатания. До 1500 года, по наиболее оптимистичным подсчетам, в Европе издавалось около 1000 книг за год. Что означало, что потребуется целый век для создания библиотеки в 100000 томов. Через четыре с половиной века, к 1950 г., этот уровень так возрос, что Европа выпустила 120000 книг в год. Количество времени сократилось со столетия до десяти месяцев. К 1960 году, десятью годами позже, был сделан еще один рывок, и вековая работа требовала уже только семи с половиной месяцев. К середине 60-х годов мировое производство книг, включая Европу, достигло уровня 1000 книг в день.
Вряд ли можно поспорить с тем, что каждая книга представляет собой еще один плюс для развития знаний. Более того, виток ускорения в книгопечатании - это слишком грубая параллель с темпами открытия новых знаний. Например, до Гуттенберга было известно лишь одиннадцать химических элементов. Сурьма, двенадцатый, был обнаружен самим печатником во время его работы над своим изобретением. А ведь прошло двести лет с тех пор, как открыли одиннадцатый элемент - мышьяк. Сохранись такие темпы, мы получили бы не более двух или трех дополнительных элементов в периодической системе со времен Гуттенберга. Вместо этого, за четыреста пятьдесят лет открыто семьдесят элементов. А за период с 1900 года выделили оставшиеся элементы со скоростью одно открытие каждые три года.
По ряду причин можно утверждать, что темп научных открытий резко повышается. К примеру, количество научных журналов и статей, как и промышленная продукция в развитых странах, увеличивается вдвое каждые пятьдесят лет; согласно биохимику Филипу Сикевицу, то, что узнали за последние три десятилетия о природе человека, снижает значение любого сопоставимого с этим в плане научных открытий периода за всю историю человечества. Сегодня в Соединенных Штатах только правительство выпускает 100000 докладов каждый год плюс 450000 статей, книг и постановлений. По всему миру выпуск научной и технической литературы возрос до уровня 60000000 страниц в год. Компьютеры ворвались в нашу жизнь около 1950 года. Благодаря их беспрецедентной способности к анализу, распространению бесконечно разнообразной информации в немыслимых количествах и с головокружительной скоростью, компьютеры стали главной силой ускорения процесса приобретения знаний за последнее время. Совместно с другими могущественными аналитическими инструментами для изучения невидимой вселенной вокруг нас, они подняли скорость приобретения знаний до ошеломляющих вершин.
Френсис Бэкон сказал: «Знание - сила». Сейчас мы можем придать этому выражению современный смысл. Наша социальная обстановка вносит коррективы: «Знание - это перемены»; ускорение приобретения знаний, наполнение топливом великого двигателя технологии означают ускорение перемен.
Поток ситуаций.
Открытие, разработка, влияние, опять открытие. В этом заключается цепная реакция, длинный, резко поднявшийся виток ускорения общественного развития. Толчок ускорения достиг того уровня, который, несмотря на весь полет фантазии, не может считаться нормальным. Промышленное общество больше не состоит из своих обычных институтов. Ускорение, одна из самых значимых и наиболее непонятных социальных сил, пошатнуло все социальные структуры.
Но это лишь одна сторона медали, потому что ускорение перемен является и психологической силой. Повышение темпов перемен в окружающем нас мире нарушает наше внутреннее равновесие, переделывает наш образ жизни, хотя этот факт почти полностью игнорируется психологами. Внешнее ускорение превратилось во внутреннее...
Глава 3. Темп жизни.
Люди будущего.
Все жители Земли не только разделены на расы, нации, религии или идеологии, но также, в каком-то смысле, разнятся по своему положению во времени. Изучая население планеты, мы находим крошечные группы людей, которые до сих пор живут охотой и собирательством, как тысячелетия назад. Другие, составляющие большую часть человечества, зависят не от охоты на медведя или сбора ягод, а от сельского хозяйства. Их жизнь во многом похожа на жизнь их предков столетия назад. Эти две группы, взятые вместе, составляют порядка 70% всех живущих. Они - люди прошлого.
В противоположность им, немногим более 25% населения Земли существуют в промышленных центрах. Они ведут современный образ жизни. Это продукт первой половины двадцатого века, смоделированный механизацией и всеобщим образованием и воспитанный доброй памяти сельскохозяйственным прошлым их собственных стран. В результате, они - люди настоящего.
Оставшиеся 2-3% мировой популяции не принадлежат ни прошлому, ни настоящему. Так, в крупнейших центрах технологических и культурных перемен - в Санта-Монике, штат Калифорния, Кембридже, Массачусетсе, Нью-Йорке, Лондоне и Токио живут миллионы людей, о которых уже сейчас можно сказать, что они живут в будущем. Они создали эту тенденцию, даже не подозревая, что многие миллионы будут так жить лишь завтра. И, несмотря на столь малый процент среди общего населения, они уже создали среди нас интернациональное государство будущего. Они - авангард человечества, пионеры мирового постиндустриального общества, которое только нарождается.
Что же отличает, их от остального человечества? Естественно, они богаче, лучше образованны и мобильнее большинства людей. И живут они дольше. Но специфическим отличием людей будущего является тот факт, что они уже вошли в новый, ускоренный темп жизни. Они живут быстрее, чем окружающие их люди.
Некоторых людей привлекает такой чрезвычайно ускоренный темп - они делают все возможное, чтобы достичь его, и чувствуют беспокойство, раздражение и дискомфорт при его замедлении. Они отчаянно стремятся быть в гуще событий. (На самом деле, немногих заботит само действие, так как оно происходит достаточно стремительно). Например, Джеймс А. Уилсон обнаружил, что желание ускорить темп жизни явилось одной из скрытых причин так называемой «утечки мозгов», широко обсуждаемой в прессе: массовой эмиграции европейских ученых в США и Канаду. Опросив 517 английских ученых и инженеров, Уилсон пришел к выводу, что их привлекли не только более высокие оклады и исследовательские возможности, но и более быстрый темп жизни. У эмигрантов не вызывает отвращения так называемый «более быстрый темп» Северной Америки; в любом случае оказывается, что они предпочитают его всем остальным. Сходным образом высказался в интервью один из белых ветеранов движения за гражданские права: «Люди, которые привыкли к быстрой городской жизни, не могут осесть на сельском Юге. Вот почему они постоянно переезжают без какой-либо определенной причины. Путешествие является единственным лекарством». Бесцельное на первый взгляд, это метание представляет собой сбалансированный механизм. Осознание того, насколько сильное влияние может оказывать тот или иной темп жизни на человека, помогает объяснить зачастую непонятное или бессмысленное поведение.
Но если одни живут и процветают, благодаря быстрому темпу, то у других он вызывает отвращение, и в своем желании «избавиться от этой свистопляски» они идут на крайние меры. Связать себя с новым постиндустриальным обществом - значит попасть в мир, движущийся быстрее, чем раньше. Они предпочитают не связываться, а лениво ползти на своей скорости. Недаром мюзикл «Остановите Землю - я сойду!» имел грандиозный успех пару сезонов назад.
Квиетизм и поиск новых путей, чтобы уклониться и избежать ответственности, что характерно для хиппи (хотя и не для всех), возможно, в меньшей степени объясняется их сильно выраженным презрением к ценностям технологической цивилизации, нежели подсознательной попыткой избежать ненавистной для многих суеты. И не случайно они описывают общество как «расу крыс» - название, которое имеет непосредственное отношение к спешке и суете.
Чаще всего люди старшего поколения сильнее сопротивляются ускорению перемен. Существует прочная математическая база, позволяющая прийти к выводу, что людям в возрасте часто свойствен консерватизм: для пожилых время летит быстрее.
Когда 50-летний отец говорит своему пятнадцатилетнему сыну, что тому придется подождать пару лет до того, как он сможет иметь свою машину, этот интервал в 730 дней составляет около 4% от прожитой жизни отца и около 13% от жизни мальчика. И вряд ли покажется странным, что для мальчика ожидание будет в 3 или 4 раза дольше, чем для отца.
Подобным образом, два часа жизни четырехлетней девочки равноценны двенадцати часам жизни ее двадцатипятилетней матери. И сказать ребенку, чтобы он подождал два часа конфету, все равно, что попросить его мать подождать четырнадцать часов чашечку кофе.
Возможны и биологические объяснения для таких различий субъективного восприятия времени Джон Коэн, психолог Манчестерского университета, пишет: «С взрослением кажется, что календарный год постепенно сокращается. Оглядываясь назад, человек считает, что каждый новый год короче предыдущего, что, возможно, является результатом постепенного замедления процесса обмена веществ». По отношению к их собственным, все более затухающим биоритмам, пожилым людям кажется, что мир движется быстрее.
Какими бы ни были причины, любое ускорение перемен, имеющее результатом скопление многих ситуаций в эмпирическом канале в данный промежуток времени, сильно преувеличивается в восприятии пожилых людей. Выпав из общественной жизни, они погружаются в собственный мир, обрывая все возможные контакты с быстро меняющимся миром, и, в конце концов, прозябают до самой смерти. Мы не можем решить психологические проблемы пожилых, пока не найдем возможности с помощью биохимии и перевоспитания изменить их осознание времени или предоставить им территории, где темп жизни можно контролировать или даже регулировать с помощью календаря со скользящей шкалой, который бы отвечал их собственному субъективному восприятию времени.
Более распространенный конфликт - конфликт между поколениями, мужьями и женами, родителями и детьми - восходит к различному отношению к ускорению темпа жизни. То же относится и к столкновению культур.
У каждой культуры есть свой характерный для нее темп. Ф. М. Эсфандиари, иранский романист, рассказывает о случае столкновения двух таких разных систем, когда немецкие инженеры, еще до начала Второй мировой войны, помогали строить в его стране железную дорогу. У иранцев и жителей Среднего Востока отношение ко времени намного спокойнее, чем у американцев и западноевропейцев. И естественно, когда бригада иранских рабочих появилась на работе с десятиминутным опозданием, немцы, чрезвычайно пунктуальные и вечно спешащие, уволили их скопом. Иранским инженерам с трудом удалось убедить их, что, по понятиям Среднего Востока, рабочие превзошли сами себя в пунктуальности, и если увольнения будут продолжаться, то вскоре останется нанимать лишь женщин и детей. Такое безразличие ко времени должно сводить с ума тех, кто живет в быстром ритме, у кого на счету каждая минута. Так, жители Милана и Турина, индустриальных городов Севера Италии, с пренебрежением относятся к сравнительно медлительным сицилийцам, ход жизни которых до сих пор зависит от спокойного темпа земледелия. Шведы из Стокгольма и Гётеборга так же относятся к лапландцам. Американцы посмеиваются над мексиканцами, для которых manana (завтра) означает «довольно скоро». Да и в самих Штатах южане кажутся северянам медлительными, а негры среднего класса признают негров-рабочих непригодными для работы в СРТ (Coloured People's Time). А в сравнении почти со всеми остальными жителями Земли, белые американцы и канадцы воспринимаются как энергичные, быстрые и предприимчивые люди.
Иногда население активно сопротивляется изменению ритма жизни. Это объясняется патологической антипатией к тому, что многие считают «американизацией» Европы. Новые технологии, составляющие базу постиндустриального общества, большинство которых разрабатывается в американских исследовательских центрах, влекут за собой неизбежное ускорение перемен в обществе и, соответственно, в ритме жизни каждого человека. Хотя антиамериканские ораторы и выбирают для своих нападок кока-колу и компьютеры, но их протест вызван вторжением в Европу чужого временного сознания. Америка, как передовой отряд постиндустриализма, предлагает новый, нежелательно быстрый темп.
Эта проблема символически отразилась в том бурном протесте, каким было встречено введение американского типа аптек в Париже. Для многих французов их появление стало свидетельством зловещего «культурного империализма» со стороны Соединенных Штатов. Американцам сложно понять столь резкую реакцию на совершенно безобидный источник содовой. Это объясняется тем, что в La Drugstore жаждущий француз делает глоток молочного коктейля, вместо того, чтобы провести несколько часов в бистро на улице. Стоит заметить, что по мере распространения новых технологий за последние годы, около 30000 бистро закрылись до лучших времен. По словам журнала Time, они стали жертвами «культуры быстрого обслуживания». (Кстати, вполне возможно, что всеобщая нелюбовь европейцев к самому журналу не столько имеет политические корни, сколько бессознательно связана с его названием. Time своим кратким и сухим слогом передает больше, чем американский образ жизни. Он воплощает и распространяет американский темп жизни).
Цитир.по: Алвин Тоффлер. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. С.10-17, 26-27, 31-34.
Хронология мировых экономических событий.
ПРЕДЫСТОРИЯ И ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
30 тыс. До н.э. | Первые следы товарообмена (палеолит) |
10 тыс. До н.э. | Изготовление глиняной посуды. Использование топоров, булав, долот. Строительство землянок и свайных построек. Добыча огня трением. |
4 тыс. до н.э. | Использование кирпича в Египте. Изобретение повозок с колесами. |
Конец 4 тыс. до н.э. | Первые государства в Египте и Двуречье. |
3 тыс. до н.э. | Выплавка первых орудий труда и оружия. Образование первого государства в Египте. Древнейшие города Индии. Строительство глинобитных надземных жилищ. Использование солнечных часов в Египте, Индии, Китае. |
2 тыс. до н.э. | Первые государства в Китае и Греции. Изобретение колеса со ступицей. Появление водяных часов. |
Ок. 2600 г. до н.э. | Постройка пирамиды Хеопса в Древнем Египте. |
2357 г. до н.э. | Выплавка железа в Китае. |
XI в. до н.э. | Законы Ману в Индии |
Ок. 1200 г. до н.э. | Троянская война. Привела к упадку экономики и культуры ахейских государств. |
1 тыс. до н.э. | Начало «железного века» в Европе. |
X-VIII вв. До н.э. | Первые проявления экономической мысли древних греков. Они обнаруживаются, в частности, в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
IX-VIII вв. до н.э. | В Древней Греции раздел всей земли на 9 или 10 тыс. наделов (клеров) и предоставление каждому спартиату равного участка (25-30 га) в наследственное пользование. |
VIII-VI вв. до н.э. | Развитие производительных сил в греческих государствах привело к отделению ремесла от земледелия и способствовало расширению торговли, росту городов. |
VII в. до н.э. | Трактат «Гуан-цзы», приписывается Гуан-чжуну, Китай. |
1792-1750 гг. до н.э. | Законы Хаммурапи, Вавилония. |
Середина-начало 1 тыс. до н.э. | Возникновение и развитие рабовладельческих государств в Закавказье, Средней Азии, Северном Причерноморье. |
Ок. 594 г. до н.э. | Реформы Солона (отмена поземельной задолженности, запрещение долгового рабства, введение земельного максимума и др.). |
551-497 гг. до н.э. | Конфуций и его работа «Беседы и рассуждения», Китай |
IV в до н.э. | Образование государства Хорезм. |
Конец IV в. до н.э. | Трактат Архашастра «Наука о политике», Индия. |
50-е гг. IV в. до н.э. | В Древней Греции закупки рабов за государственный счет. Поощрялись торговля и ремесло, формируется колонизация. |
510-509 гг. до н.э. | Установление Римской республики. |
451-450 гг. до н.э. | Появление «Законов XII таблиц», которые, являясь классическим образцом римского права, закрепили право частной собственности, санкционировали различия свободных и рабов, патрициев и плебеев. |
431-404 гг. до н.э. | Пелопоннесская война закончилась полным поражением Афин Спартой. Период гегемонии Спарты в Греции. |
430-ок.350 гг. до н.э. | Ксенофонт. Основное произведение «Домострой». |
420-347 гг. до н.э. | Платон. «Политика и государство». |
384-322 гг. до н.э. | Аристотель, выделял ойкономос и хрематистику. Основные произведения «Политика», «Никомахова этика». |
300-е гг. до н.э. | Первое упоминание о компасе в китайских летописях. Строительство Великой Китайской стены. |
300-е гг. до н.э. | Объединение Индии в единое государство. |
234-149 гг. до н.э. | Катон Старший. Основное произведение «О земледелии». |
163-132 и 153-121 гг. до н.э. | Братья Гракхи (Тиберий, Гай). |
116-27 гг. до н.э. | Варрон. Работа «О сельском хозяйстве». |
74-71 гг. до н.э. | Восстание Спартака. |
I в. до н.э. | Колумела. Основной труд - трактат «О сельском хозяйстве». |
27 г. до н.э. | Установление Римской империи. Начало правления Октавиана. |
II в н.э. | В Китае впервые была получена бумага из растительных волокон. |
III в. н.э. | Кризис потряс основы рабовладельческого строя Древнего Рима. Наблюдался упадок сельского хозяйства, свертывалась торговля, расстроилось денежное обращение. |
286 г. н.э. | В Риме прекращена чеканка низкопробной монеты. |
301 г. н.э. | Диоклетиан издал вердикт о твердых ценах и о твердых размерах оплаты труда. |
332 г. н.э. | Издание императором Константином специального закона «О беглых колонах». Колоны прикреплялись к своим участкам навечно. |
395 г н.э. | Разделение Римской империи на два государства. |
476 г. н.э. | Захват Римской империи варварами. Падение Римской империи. |
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ