Задание для самостоятельной работы. Какие главные черты были присущи русской экономической мысли
Какие главные черты были присущи русской экономической мысли, отличавшие ее от Западной?
Какие исторические причины привели к наличию особенностей русской экономической мысли?
Постройте блоки аргументов за и против того, что же преобладало в русской экономической мысли - общее или особенное?
Менделеев Д.И. был по преимуществу химиком. Какие аспекты (стороны) народнохозяйственной жизни и экономической теории он предпочитал изучать и разрабатывать как «нетипичный» экономист?
На какие группы делились русские экономисты и характерна ли эта типологизация для Запада?
В чем состоит вклад В.К.Дмитриева в математическую экономию и почему его идеи были практически невостребованы в основном русле экономической мысли?
У ряда русских экономистов были попытки соединить экономическую доктрину марксизма с теоретическими положениями экономикса. Какие это блоки и как можно оценить плодотворность такого синтеза? Нашел ли этот методологический прием сторонников в дальнейшем?
Какие открытия русских экономистов стали достоянием мировой экономической мысли и вошли в учебники экономической теории?
Литература.
Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. М., 1906.
Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1. М.: 1966.
Кондратьев Н.Д. Проблемы экономической динамики. М.: Экономика, 1989.
Струве П.Б. Хозяйство и цена. СПб-М.: Изд-во Б.Рябушинского. Ч.I., 1913. Ч.II., 1916.
Туган-Барановский М.И. Основы политической экономии. СПб: 1911.
Туган-Барановский М.И. Теоретические основы марксизма. М.: 1918.
Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989.
* * *
История экономической мысли в России. Учебное пособие /Ред. А.Н.Маркова. М.: ЮНИТИ, 1996.
Павлов В.А. История российской политической экономии. М.: АО «Аспект-Пресс», 1995.
-
Раздел III. Становление неоклассической экономической теории: парадигма полезности и маржинализма вместо трудовой стоимости.
Тема 7. Маржинализм и основные альтернативные взгляды на существо экономических процессов (австрийская, лозанская и англо-американская школы).
Возникновение теории, берущей за основу ценности не затраты труда, а полезность трактуется как «маржиналистская революция». Она пришлась на 70-90-е годы XIX века. Процесс смены парадигмы (парадигма - система основополагающих подходов при решении исследовательских задач, сумма принципов построения теории) классической школы, базирующейся на трудовой теории стоимости, требовал новой методологии. Суть ее состояла в следующем.
Во-первых, исходным пунктом маржиналистских построений являлось не столько обобщение фактов хозяйственной жизни, сколько трактовка субъективных оценок атомизированных участников рынка («субъективная полезность», метод Робинзонад).
Во-вторых, провозглашался принцип рационального поведения человека в рыночной стихии и система понятий, определяющая действия индивида типа «хомо экономикус», имеющего целью максимизацию своего благосостояния (степени удовлетворения потребностей). Другими словами, для этого направления была характерна психологизация экономического анализа. Производственной сфере отводилась вторичная, производная, роль, так как отдельный индивид мог непосредственно оценивать полезность предметов потребления и услуг, а затем уже, косвенно, средств производства.
В-третьих, основополагающее место в новой парадигме занимал принцип редкости. Он пронизывал все звенья маржиналистских теорий и учитывал не только средние величины, но прежде всего предельные бесконечно малые приращения (отсюда и ключевое слово - маржинализм). Такой подход давал новую возможность для математической интерпретации (истолкования, представления) экономических ситуаций. Это породило особый тип анализа экономических связей - функциональный. Независимо от того, что было причиной, а что следствием, они менялись местами, или изменялись «при прочих равных условиях». Это открывало путь к широким количественным исследованиям, но, естественно, с потерей причинно-следственного, глубинносущностного анализа. Появилось, например, понятие «цена без стоимости». Интересно и то, что классическая наука называлась «политическая экономия» (у Петти даже статистика - это «политическая арифметика»), а новая теория получила название «экономикс». В чем сказалась не только англо-американская языковая склонность к краткости названий, но и деполитизация, выразившаяся в психологизации и математизации принципов исследования (у Эджуорта одна из работ по экономике озаглавлена как «Математическая психология»).
Субъективное определение собственности, основанное на принципе полезности, должно было стать исходной точкой общей перестройки экономической концепции. Согласно теории предельной полезности, стоимость определялась последней единицей данного запаса определенных благ, которая удовлетворяет наименее важную потребность ее владельца - потребителя. Предельный подход должен был решить давно известный парадокс «алмаза и воды», который экономисты считали главным препятствием для использования понятия полезности при определении стоимости. Попытка объяснить стоимость и цену на основе полезности были предприняты независимо друг от друга К. Менгером в Австрии, У. Джевонсом в Англии и Л. Вальрасом во Франции. Однако действительным открывателем предельной полезности следует считать Г. Госсена, которого признанный триумвират не мог знать. Позднее его именем были названы два основных принципа, на которых основывается теория предельной полезности. В соответствии с первым законом Госсена, с постепенным удовлетворением определенной потребности ее интенсивность уменьшается. Следовательно, данное положение отражает, протекающие при этом психологическо-физиологические процессы. Однако, действие этого закона не распространяется на ряд человеческих потребностей, особенно на так называемые потребности высшего порядка, для которых характерна обратная зависимость.
Второй закон Госсена, или закон равномерного удовлетворения потребностей, в первоначальной формулировке автора звучал так: «Личность максимизирует свою полезность, когда распределяет свои деньги между различными благами таким образом, чтобы достичь определенного количества удовлетворения от каждого последнего денежного атома, израсходованного на каждый товар». Из этого следует вывод о том, что если интенсивность потребности имеет понижающуюся тенденцию, то рациональный потребитель будет в соответствии со своими возможностями удовлетворять разные потребности равномерно, т.е. с одинаковым уровнем интенсивности.
Эти принципы легли в основу развития неоклассики последней четверти XIX - начала XX вв. Неоклассическая теория параллельно развивалась в трех школах: австрийской, лозанской и англоамериканской. В рамках англо-американской школы особо выделяется кембриджская школа.
Австрийская школа.
Эта школа сформировалась в 70-е годы XIX века. Основателями ее являются тройка венских экономистов: Карл Менгер, Фридрих Визер и Евгений Бем-Баверк. Они наиболее последовательно пытались перестроить всю политическую экономию на субъективно-психологической основе. Согласно их взглядам, в основании стоимости лежат субъективные оценки предельной полезности и редкости, которые формируются участниками рынка, поведение которых рационально. «Австрийцы» пытались подсчитать полезность вещи и выдвинули единицу измерения «ютиль» (ютилите - полезность). Для этой школы характерен ярко выраженный антимарксизм (прежде всего, у Бем-Баверка, одного из последовательных и, можно сказать, «образцовых» критиков Маркса).
Предмет и метод политэкономии в трактовке австрийской школы.
Народное хозяйство, по мнению австрийцев, является результатом столкновения множества «хозяйственных атомов» или индивидуальных хозяйств. Поэтому рассмотрение их стало исходным пунктом австрийской школы.
В основу своей теории ее представители положили метод робинзонад, означающий оперирование с изолированным «хозяйствующим субъектом», т.е. с Робинзоном. Черты, присущие хозяйству Робинзона, австрийцы распространяют на капиталистическую экономику, соответственно трактуя предпринимателей как Робинзонов.
Труд, по мнению представителей австрийской школы, не является необходимой предпосылкой хозяйственных явлений. Поэтому от него можно абстрагироваться. Основными элементами хозяйства они называют индивидуальные потребности в определенных благах и наличные запасы последних. Исходя из этого, они определили сущность хозяйственной деятельности как наиболее целесообразное использование имеющихся запасов благ для удовлетворения различных потребностей.
Теория предельной полезности.
Австрийскую школу лучше всего можно проиллюстрировать как теорию предельной полезности. Основная задача ее представителей заключалась в том, чтобы разработать антипод трудовой теории стоимости и вытекающей из нее теории прибавочной стоимости К.Маркса.
Представители австрийской школы, прежде всего, отреклись от утверждения того, что источником стоимости товара является труд. Стоимостное (ценностное) определение любой вещи (блага) они свели к его полезности. При этом они выдвинули положение о том, что нужно говорить не о полезности как объективном свойстве вещей, а о субъективных оценках этих вещей. «Ценность не есть нечто присущее благам, не свойство их, но также и не самостоятельная, не сама по себе существующая вещь. «Ценность - это суждение, которое хозяйствующие люди имеют о значении находящихся в их распоряжении благ для поддержания их жизни и их благосостояния, и поэтому вне их сознания не существует» (К.Маркс).
Полезность одного и того же блага может быть более высокой или более низкой в зависимости от того, насколько насыщена наша потребность в этом благе. По мере того как увеличивается запас благ, находящихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, полезность каждой вновь прибавляемой к этому запасу единицы блага убывает по сравнению с предыдущими (так называемый «закон убывающей полезности»). Решающее значение для хозяйственных оценок имеет предельная полезность, т.е. полезность последней единицы блага.
«Расчленение потребителей» было изображено Менгером при помощи следующей схемы:
1 II III IV V VI VII VIII IX Х
9 9
8 8 8
7 7 7 7
6 6 6 6 6
5 5 5 5 5 5
4 4 4 4 4 4 4
3 3 3 3 3 3 3 3
2 2 2 2 2 2 2 2 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Потребность, обозначенная римской цифрой I - самая важная (например, потребность в пище). Цифрами II, III, IV ... обозначаются потребности по мере их убывания. Наименее важной является Х потребность. Арабские цифры внутри каждого столбца показывают как хозяйствующий субъект расценивает первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющие ту или иную его потребность. Принципы предельной полезности являлись исходным пунктом теории цены австрийской школы. Ее представители определяли цену как равнодействующую субъективных оценок данного товара со стороны покупателей и продавцов. Из столкновения этих оценок, определяющих предельную полезность, и возникает цена. При этом ее максимальную границу определяет субъективная оценка со стороны покупателя, а минимальную - субъективная оценка со стороны продавца.
Австрийская школа, возникшая в 70-х годах прошлого века, весьма популярна и сейчас. Такая «живучесть» объясняется тем, что она достаточно последовательно проводила индивидуалистическую методологию, подчеркивая преобладание личных мотивов над общественными. Кроме того, австрийцы аргументировано доказывали, что рыночное хозяйство - это система, удовлетворяющая в наибольшей степени потребностям членов общества.
Лозанская школа,
Основатель этого направления в маржинализме - Леон Вальрас, профессор Лозанского университета (Швейцария). Его виднейшим продолжателем являлся Вильфредо Парето. Эта школа носит еще название «математическая». Вальрас был первым, кто построил модель общего равновесия, чем и обессмертил свое имя.
Основной проблематикой Лозанской школы стал анализ всеобщего экономического равновесия, основанного на принципе взаимозависимости всех элементов экономической системы. Эта модель включала теорию равновесия потребителя и теорию равновесия производства. Сама же концепция предельной полезности как бы отошла на второй план.
Весьма значительным был вклад Парето, который предложил порядковую функцию предпочтения и, тем самым, математически решил задачу интерпретации полезностей в виде предпочтений того или иного набора благ. В частности, это позволяло обойти необходимость прямого подсчета полезности («кардинализм») и перейти к косвенному учету полезности, выстраивая блага по порядку или рангу («ординализм»). Парето различал полезности индивидов (микрополезность) и не сводящуюся к их сумме -полезность общества (макрополезность). В качестве инструмента анализа предпочтений потребителя он использовал кривые безразличия. Развивая вальрасовскую модель общего равновесия, Парето первым попытался найти условия ее решения, но математически строго ответ был найден лишь к середине 50-х годов. Далее, им был сформулирован критерий наилучшего распределения ресурсов, суть которого состояла в том, что оптимум достигается тогда, когда при данных условиях никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положение других участников распределения. Таким образом, Парето осуществил решающий поворот, определивший дальнейшее развитие теории благосостояния, т.е. теории, трактующей задачу оптимального распределения экономических ресурсов и производимых благ.
Учение лозанской школы довольно поздно, по сравнению с другими школами, оказало влияние на развитие неоклассического экономического анализа. Однако, это влияние имеет тенденцию к росту в современных условиях, особенно в связи с развитием методов и моделей оптимизации экономических процессов и систем.