Крупнейшие теоретики меркантилизма

Целый ряд крупных теоретиков-меркантилистов выдвинула, прежде всего Англия. И среди них фигурой номер один по праву считается Т. Мэн, названный впоследствии «стратегом торговли».

Крупнейший представитель развитого меркантилизма Мэн - автор двух работ, вошедших в золотой фонд экономической литературы. Первое сочинение называлось «Рассуждения о торговле Англии с Ост Индией, содержащее ответ на различные возражения, которые обычно делаются против нее» и вышло в свет в 1621 г. под инициалами «Т.М.». Значение этого небольшого памфлета для исторической мысли состоит в том, что в нем впервые в систематизированном виде, были изложены идеи зрелого меркантилизма. В 1664 году, через 23 года после смерти Мэна, его сын издал вторую работу отца, которая называлась «Сокровища Англии во внешней торговле, или Баланс внешней торговли как регулятор нашего богатства». В этом сочинении Мэн ясно и четко изложил самую суть меркантилизма. Он выступил против монетарной системы, требуя отмены запрещения вывоза денег. Мэн – сторонник активного внешнеторгового баланса. «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и наших сокровищ, - указывал Мэн, - это иностранная торговля, в которой мы всегда должны соблюдать правило: ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы приобретаем у них».

К деньгам Мэн подходил уже «по-капиталистически», понимая, что их надо пускать «оплодотворяющий» оборот. Доказывая необходимость пускать деньги в оборот, Мэн сравнивает торговлю с сельским хозяйством. Он пишет: « Если мы посмотрим на поступки землевладельца только во время посева, когда он бросает в землю так много хороших зерен, то мы его скорее примем за умалишенного, чем за хорошего хозяина. Но когда мы посмотрим на плоды его трудов осенью, то найдем, что его усилия богато вознаграждены».

Мэн – ярый противник любых мер, стесняющих экспортную торговлю. Он требует уменьшения пошлин на ввозимые товары. В противоположность ранним меркантилистам он выступает за низкие цены, облегчающие конкуренцию на внешнем рынке. Мэн протестует также против «порчи» монет, т.к. «не название наших фунтов, шиллингов и пенсов уважается, а внутренняя ценность наших монет». Мэн ратует за развитие английской промышленности, требуя замены экспорта сырья экспортом готовых изделий.

В целом автор «Сокровище Англии во внешней торговле» делает значительный шаг вперед по сравнению с взглядами предшественников (например, Стаффорда). Основная цель его работы – доказать бесполезность и даже вред искусственных мер по удержанию денег в стране. «Это сочинение уже в первом своем издании имело особенное значение в том отношении, что было направлено против так называемой монетарной системы, которая тогда еще защищалась в Англии как действующая правительственная практика; оно представляло, следовательно, сознательное самоотмежевание меркантилизма от системы – родоначальщины»(К.Маркс).

К крупнейшим теоретикам меркантилизма историческая наука относит также англичанина Стаффорда, итальянца Скаруффи и др. Однако из этой блестящей плеяды имен одно имя особенно дорого сердцу каждого экономиста. Это имя - Антуан Монкретьен. Именно он, сам того не подозревая, дал название новой науке, введя в социально-экономический оборот термин «политическая экономия».

Полное название основного и единственного произведения Монкретьена – Трактат политической экономии, посвященный королю и королеве». В этой работе автор выступает горячим защитником третьего сословия, и заявляет, что «торговля есть некоторым образом главная цель различных ремесел». Он отстаивает необходимость прибыльности торговли, понимает богатство, прежде всего, как денежные накопления страны (т.е. золота). «…Крупное великое государство искало и находило способ его добыть». И это была, прежде всего, торговля.

Все меркантилисты – националисты, но у Монкретьена он был особенно заметен. К тому времени Англия уже значительно опережала Францию по экономическому развитию. Монкретьен завидовал Англии, также как Мэн завидовал Нидерландам. Четырехлетнее пребывание Монкретьена в Англии сыграло в его жизни важную роль. Он увидел страну с более развитыми буржуазными отношениями и вернулся во Францию убежденным сторонником развития национальной промышленности и торговли, защитником третьего сословия. Монкретьен выступал против вывоза продуктов, которые были нужны Франции, так как иностранцы наживались на них. Он осуждает роскошь, подчеркивая: «Роскошь для государства - чума и роковое разорение; благодаря шелку в Турцию и Италию уплывает наше золото». Тем самым он ставил себя в оппозицию к тем, к кому обращал свой трактат. Из общей массы меркантилистов Монкретьен выделяется тем, что ценит труд и находит слова сочувствия к простым людям. Он пишет: «Влага всегда оседает на низины, так и тяготы несет главным образом народ. Хлебопашцы, что ноги у государства: они поднимают и несут всю тяжесть его тела. О них государь надлежит вам особо позаботиться».

С позиций современника учение меркантилистов кажется примитивным, но это не так. Первый «блин» в экономической науке не был комом, а ряд положений этого учения, и особенно те, которые подвергались неистовой критике со стороны Адама Смита, намного пережили своего критика и процветают поныне в противовес многим его «экономическим фантазиям».

Русский меркантилизм.

Русский меркантилизм представляет собой своеобразное явление в истории экономической мысли. Так называемая «русская специфика» характерна и для меркантилизма.

Меркантилистская политика впервые начала проводиться в России в царствование Алексея Михайловича, т. е. к тому моменту, когда в Европе идеи меркантилизма уже потеряли свою актуальность. Особенно активно политика меркантилизма проводилась в эпоху царствования Петра I. Действуя с большой энергией и размахом, Петр придал ей характер «мануфактурной системы». Он направлял значительную часть торгового капитала на развитие промышленности. Началось сравнительно большое для того времени строительство фабрик и заводов. Их субсидировало правительство, в них вкладывали большие капиталы купцы. Вновь образованные мануфактуры получали ряд привилегий, особенно в отношении рабочей силы.

Интересным и своеобразным выразителем меркантилистских идей был современник Петра И. П. Посошков.

Особенность экономического творчества русского меркантилиста Посошкова - составление проектов, докладных записок правительству и видным государственным деятелям, которые содержали указания на способы усовершенствования «денежного дела» (правительству) и «ратного поведения»(Боярину Головину). «Доношение» Петру I сопровождало подготовленную им «Книгу о скудости и богатстве».

«Книга» состоит из девяти глав и представляет собой своего рода энциклопедию недостатков в стране и рецептов по их устранению. Накопив огромный жизненный опыт, обладая «предельной горячностью», Иван Тихонович дает систему обоснованных практических мероприятий по усовершенствованию ведения государственных дел в различных областях общественной жизни. Отражая особенности русского меркантилизма, Посошков признавал получение прибыли не только от внешней торговли, но и внутри страны от производства. Он полагал, что «дела будут отправляться поспешнее», если станет возможным найм работников по сдельной оплате («по заделию»), а причину отсталости России видел в жесткой эксплуатации крестьянства. «Скудость» автор находил и в медленном росте промышленности, и в неразвитости торговли и финансов, и в слишком уж высоких налогах.

Посошков был решительным сторонником строгой регламентации хозяйственной жизни. Из его многочисленных мер, необходимых для улучшения экономического положения в стране, назовем две:

- заставлять всех людей работать, причем работать производительно, уничтожать праздность во всех ее видах;

- решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем, бороться с роскошью, излишествами в жизни людей.

Приведенные рекомендации значительно отличаются от рекомендаций классических меркантилистов Западной Европы, которые источником богатства считали торговлю. Посошков, опережая на целый век классиков буржуазной политэкономии, связывает источник богатства с трудом. Причем каждый должен не просто трудиться , но и производить «прибыток», т.е. прибыль.

Выступая за абсолютную монархию, Посошков весьма своеобразно высказывался о крепостном праве (идея «мягкого крепостничества»). Согласно его общим представлениям о самодержавной власти, крестьянские повинности по отношению к помещикам должны регулироваться государем. Он полагал, что крепостные находятся во власти своих господ только временно, а власть государя над ними вечна. Поэтому помещики владеют крестьянами в качестве уполномоченных самодержца. Государство может в любой момент лишить их этого полномочия. Такая трактовка крепостного права вряд ли устраивала защитников крепостничества, и видимо это и явилось причиной ареста и гибели Посошкова. Участь идей, опережающих свое время, в России всегда была одинаковой.

Физиократы.

Физиократы - это школа французских экономистов второй половины XVIII в. -кануна первой буржуазной революции во Франции. Физиократия (от греч. «физис» - природа и «кратос» - власть) означает «власть природы». Главной заслугой физиократов является то, что в отличие от меркантелистов источником богатства они считали не торговлю, а производство. В связи с этим они исследовали не сферу обращения, а сферу производства, но ограничивались только сельским хозяйством.

В XVIII в. почти ничего не осталось от успехов, достигнутых Францией в XVII в. В области как торговой, так и завоевательной политики Франция оказалась у разбитого корыта: все завоевания были отняты, созданные колонии захвачены более счастливой соперницей - Англией. Военная мощь - серьезный аргумент во внешней политике - была значительно ослаблена. Все более обострялись противоречия между торгово-промышленной буржуазией и высшим дворянством и духовенством. Французский абсолютизм пытался удовлетворить и буржуазию и знать. Для первой создавались благоприятные условия торговли на внешнем рынке; для второй - пышный, вечно веселящийся Версаль. И то, и другое делалось за счет бесправного народа, и в первую очередь, за счет крестьянства. Налоги, подати, тяжелые феодальные повинности стали совершенно не под силу крестьянству. Почти все повинности переводились на денежное обложение, а цены на сельскохозяйственные продукты искусственно удерживались на низком уровне: вывоз сырья и хлеба запрещался, а ввоз их в страну был свободен. Хотя к этому времени в некоторых районах (Нормандия, Пикардия, Иль-де-Франс и др.) стало развиваться капиталистическое фермерство. В основном французское сельское хозяйство - основная отрасль экономики - находилось в полнейшем упадке и оставалось феодальным.

Попытка вывести Францию из общеэкономического и финансового тупика, в котором она оказалась в XVIII в. была предпринята и обоснована в теории физиократов. Физиократы (маркиз Мирабо, Пьер де Ривьер и др.) выделились как своеобразная группа мыслителей-экономистов, по своей методологии и типу мышления примыкавшая к французским просветителям XVIII в. Подобно последним, физиократы - это, прежде всего, рационалисты и сторонники «естественного порядка». Красной нитью через всю теорию физиократов проходит идея экономической свободы (laisser faire), которую физиократы активно проповедуют.

Лозунг экономической свободы был сформулирован еще до физиократов маркизом д,Аржансоном (1694 - 1757), который принадлежал к французской аристократии и одно время был министром иностранных дел при Людовике XV. Будучи по своим убеждениям республиканцем и федералистом, к государству он предъявлял лишь следующие требования: «Хороший суд, подавление монополии, одинаковая для жителей защита, не изменяющиеся в своей ценности деньги». А все остальное должно быть предоставлено инициативе отдельных индивидумов.

Однако серьезное теоретическое обоснование этих идей с позиции просветительской философии дали физиократы. Именно они противопоставили меркантелистской концепции, как неестественной и неразумной, свою концепцию, отвечающую, по их мнению, требованиям разума и природы человека.

Основоположником физиократической системы по праву считается Франсуа Кенэ.

Методология Кенэ.

Врач Кенэ подходит к обществу, как к живому организму, и различает в нем два состояния: здоровое, нормальное, и болезненное, ненормальное. Отсюда к обществу применимы гигиена и терапия; первая необходима, когда общество находится в состоянии равновесия; вторая - когда это равновесие нарушается. Применяя такой подход, Кенэ перенес исследование из сферы обращения, где все находится в неустойчивом состоянии, где бушует рыночная стихия и не просматривается «естественный порядок», в сферу производства. Причем рассматривалась не просто сфера производства, а такая, которая меньше других находится в зависимости от рынка, т.е. земледелие. Перенесение исследования в сферу производства - «крупнейшая заслуга Кенэ: за ним последовала вся классическая политическая экономия» (К.Маркс)..

Естественный порядок, по Кенэ, не зависит от воли и сознания людей. Но общество может отклоняться от «естественного порядка», т.е. впасть в болезненное состояние. Вот в это время и должны «вступать в игру» сильные мира сего, в первую очередь просвещенные монархи. На них Кенэ возлагает роль учителей и врачей, котре призваны: 1) внедрять в сознание народа правильные понятия о «естественном порядке; 2) лечить общество, когда оно впадает в болезненное состояние, т.е. возвращать его к естественному порядку.

Кенэ возлагал большие надежды на Людовика XV, а затем убедившись, что последний совсем не способен стать «просвещенным монархом», он пытался превратить в приверженца своих идей наследника Людовика XV. Систему разделения власти он отвергал, хотя отвлдил определенное место и воле людей, т.е. их заинтересованности и активности.

Применяя идею «естественного порядка», Кенэ рисует «идеальную», с его точки зрения, структуру общества. Фундаментом этого общества должен быть класс фермеров, которые объявляются единственно производительным классом, а земледелие - единственно производительной отраслью хозяйства. Вторым классом являются собственники, т.е духовенство, дворянство, король с его свитой и чиновники всех рангов. Третий класс - все прочие, занятые в других отраслях хозяйства. Этот класс он назвал «бесплодным» (sterile), т.к. он своим трудом, по его мнению, лишь прибавляет к стоимости земледельческих продуктов стоимость своих средств существования. Кенэ часто изображает доход третьего класса как заработную плату, которую ему выплачивает производительный класс.

Таким образом, физиократической системе Кенэ разделение труда на производительный и бесплодный определяется в зависимости от того, где труд применяется. Это распространяется и на наемный труд. Последний производителен только в земледелии и непроизводителен во всех остальных отраслях хозяйства. Следовательно, объединить всех наемных рабочих в один класс нельзя; сельскохозяйственные рабочие объединяются в один класс с фермерами, а промышленные рабочие - с предпринимателями. Везде, где Кенэ говорит о наемных рабочих, он относится к ним, как к бедноте, т.е. филантропически, и требует от государства заботы о них.

Сохранить в обществе состояние равновесия, по убеждению Кенэ, может только свободная конкуренция, осуществление принципа «laisser faire». При свободной конкуренции, по его мнению, происходит эквивалентный обмен и наиболее правильно распределяются потребительные стоимости между всеми слоями общества. Только свободная конкуренция соответствует в физиократической системе «естественному порядку».

Учение Кенэ о «чистом продукте».

Центральным пунктом экономической системы Кенэ является учение о «чистом продукте». Он различает : 1) умножение или увеличение богатства (multiplication); 2) сложение суммы богатства (addition). Первое происходит в земледелии, второе - в остальных отраслях производства. По мнению Кенэ, в земледелии увеличивается сама материя, в остальных отраслях происходит лишь соединение уже существующих потребительных стоимостей, при этом масса их не только не увеличивается, но зачастую уменьшается (например, при переработке сырья в полуфабрикат). Такое различие между земледелием и другими отраслями, как утверждал лидер физиократизма, объясняется тем, что в земледелии работает сама природа.

Излишек вновь созданной продукции над издержками производства, т.е. над тем, что было израсходовано, является «чистым продуктом». «Чистый продукт», по мнению Кенэ, получается лишь в крупном фермерском хозяйстве, которое он называет «крупной культурой (grande cultur). Но он не создается в мелком крестьянском хозяйстве, называемом им «малой культурой» (petite culture), т.е. он создается там, где есть наемный труд. При этом величина заработной платы, которую Кенэ сводит (как и большинство классиков) к минимуму средств существования работника. Исходя из своего учения о «чистом продукте», лидер физиократизма осуществил анализ капитала, производительного и непроизводительного труда и т.д.

Кенэ о капитале.

Признавая приоритетное значение землевладения по сравнению с другими отраслями производства, Кенэ считал действительным только тот капитал, который вложен в сельское хозяйство. Капитал в промышленности он считал бесплодным, т.к. он не создает «чистого продукта», а лишь возмещает издержки производства, включающие и вознаграждение за труд предпринимателя.

В центре внимания Кенэ - земледельческий капитал, в котором он различает две части: «ежегодные авансы» и «первоначальные авансы», которые авансируются на много лет и образуют фонд организации земледельческого хозяйства. В издержки производства ежегодные авансы входят полностью, а первоначальные - частично.

Для Кенэ капитал - это прежде всего вещество, материя, который он делит с точки зрения его воспроизводства. Оборотный капитал состоит из семян, пищи и других необходимых для работника средств существования, а основной капитал - из вещей, используемых для улучшения почвы.

При таком понимании капитала, деньги, по Кенэ, выступали лишь средством обращения, приобретения капитала, но отнюдь не его формой. Таким образом, физиократическое понимание капитала представляло значительный прогресс по сравнению с меркантелистами: оно связано с определением его роли в производстве, где он доставляет «чистый продукт».

Анализ воспроизводства общественного капитала.

Наиболее оригинальной в физиократической системе является попытка проанализировать воспроизводство всего общественного капитала. Эту гениальную попытку осуществил Кенэ, не имея в этом предшествеников.

Воспроизводство и обращение всего общественного капитала Кенэ изобразил в своей знаменитой «Экономической таблице». В ней «бесчисленные индивидуальные акты обращения с самого начала объединяются в характерно-общественное массовое движение, - в обращение между крупными функционально-определенными экономическими классами общества» (К.Маркс). У Кенэ впервые в истории экономической науки мы встречаем попытку представить кругооборот общественного капитала в целом. Для этого он делает ряд абстрактных предпосылок:

неизменность цен (таблица изображает естественный порядок, в которм происходит эквивалентный обмен);

простое воспроизводство;

абстрагирование от внешнего рынка;

отсутствие обмена внутри каждого класса.

Опираясь на эти вполне оправданные научные предпосылки, Кенэ начало кругооборота считал конец уборки урожая. Он исходил из предположения, что годовой земледельческий продукт по стоимости равнялся 5 млрд.ливров (французская денежная единица времен физиократов), из них на 4 млрд.продовольствия и на 1 млрд.сырья. Эта товарная масса приводится в движение 2 млрд.ливров (наличными деньгами).

Стоимость годового земледельческого продукта складывается из следующих частей:

стоимости в 2 млрд. оборотного капитала («годовых авансов»);

стоимости в 1 млрд., составляющей процент изнашивания основного капитала («первичные авансы»);

стоимости в 3 млрд. «чистого продукта».

Помимо того, у «бесплодного» класса имеется изделий на 2 млрд.ливров.

К началу обращения деньги в количестве 2 млрд. находятся уже у земельных собственников, получивших их от фермеров в виде арендной платы. Само обращение, состоящее из обращения товаров и обращения денег, распадается на пять актов:

земельные собственники (С) покупают у фермеров (Ф) на 1 млрд. продовольствия, и, следовательно, совершается движение денег от С к Ф, а движение товаров от Ф к С;

земельные собственники покупают у промышленников (П) изделия на второй млрд.; деньги двигаются от С к П, а товары от П к С;

промышленники на полученный ими 1 млрд. покупают у фермеров продовольствие; деньги передвигаются далее от П к Ф, а товары - наоборот, от Ф к П;

фермеры покупают у промышленников на 1 млрд. изделий, состоящих из инструментов и других орудий труда; теперь деньги идут обратно от Ф к П, а товары - от П к Ф;

промышленники покупают у фермеров на этот же млрд. сырье; деньги вновь движутся от П к Ф, а товары - от Ф к П.

Крупнейшие теоретики меркантилизма - student2.ru

В результате перечисленных пяти актов обмена земельные собственники получили свой «чистый продукт», хотя часть последнего составляют промышленные изделия, эквивалентные по стоимости продовольственным продуктам, произведенным в земледелии. Промышленники получили взамен своей продукции сырье и продовольствие и могут снова начинать свое производство. Фермеры получили нужные им орудия труда, т.е. они готовы к воспроизводству, кроме того, они получили обратно 2 млрд., которые они должны снова отдать землевладельцам в качестве арендной платы.

Таким образом, Кенэ пришел к выводу, что процесс воспроизводства и реализации может бесперебойно совершаться только при соблюдении определенных пропорций в хозяйстве страны.

Если попытаться охарактеризовать таблицу Кенэ в современных экономических терминах, то ее можно считать первым опытом макроэкономического анализа, в котором центральное место занимает понятие о совокупном общественном продукте. «Экономическая таблица» - это первая в истории политэкономии макроэкономическая сетка товарных и денежных потоков материальных ценностей. Заложенные в ней идеи были воплощены много лет спустя в экономических моделях ХХ века.

Персоналии

Томас Мэн

(1571- 1641)

Томас Мэн происходил из семьи потомственных ремесленников и торговцев. Его отец торговал шелком и бархатом, а дед был чеканщиком на лондонском монетном дворе. Рано потеряв отца, Томас Мэн воспитывался в семье отчима – богатого купца, одного из основателей Ост-Индской торговой компании. Обучение юного Томаса проходило в лавке и конторе отчима, а затем он устроился на службу в Левантскую компанию, торговавшую со странами Средиземноморья, и несколько лет провел в Италии и Турции.

Мэн быстро разбогател и приобрел в Лондоне солидную репутацию. В 1615 г. он избирается Совет директоров Ост-Индской компании и весьма умело лоббирует ее интересы в парламенте и в печати. В 1622 г. Мэн вошел в специальную государственную комиссию по торговле, которая фактически представляла собой Совет экспертов из Сити при короле.

Под конец жизни Мэн был одним из самых богатых людей в Лондоне. Он владел большими земельными поместьями и был известен в широких кругах как человек, способный дать крупную ссуду наличными деньгами.

Наши рекомендации